Источник: журнал ''Финансы'' N4 за 2002 годА.М.Эрделевский, доктор юридических наук, Москва
Вывоз иностранной валюты из России регулируется ст.6, 8 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, а также рядом подзаконных актов ЦБ РФ и ГТК РФ. Закон устанавливает некоторые различия в правовом регулировании вывоза валюты физическими лицами - резидентами и нерезидентами. Как само это разграничение, так и его последствия вызывают значительные затруднения в правоприменительной практике.
Согласно ст.1 закона к резидентам относятся граждане, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за ее пределами, в то время, как граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ, признаются нерезидентами. Нетрудно видеть, что критерием для разграничения граждан на резидентов и нерезидентов является факт наличия у них постоянного места жительства на территории РФ. Что следует понимать под наличием такого места жительства? Российское законодательство не позволяет однозначно ответить на этот вопрос.
Очевидно, по крайней мере, что здесь не имеется в виду фактическое наличие у гражданина места для постоянного проживания (например, квартиры в собственности или на правах найма), поскольку таковое может ничем не отличаться от места для временного пребывания. Так как обладание постоянным местожительством на территории РФ противопоставляется временному пребыванию за пределами РФ, можно сделать вывод, что под фактом обладания постоянным местожительством на территории РФ следует понимать факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории РФ. Иными словами, в основе отграничения резидентов от нерезидентов должен лежать некий временной критерий, которого действующее российское законодательство не содержит.
Этот вывод косвенно подтверждается также ст.20 Гражданского кодекса РФ, где местожительством гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает, а также п. З Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, где установлено, что местом жительства гражданина является место, где он постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Критерии постоянного проживания ни в ГК, ни в Правилах не установлены.
Между тем в сегодняшней правоприменительной практике именно акт регистрации физического лица в качестве постоянно проживающего на территории РФ рассматривается в качестве необходимого и достаточного основания для отнесения его к категории резидентов. Такой подход проявляется и в законодательстве.
Исходя из этого, должен быть отнесен к нерезидентам, например, гражданин РФ, выехавший из РФ на постоянное жительство в другое государство и вставший для регистрации по новому месту жительства на учет в консульстве РФ в этом государстве, хотя бы он пробыл в этом государстве всего один день и вновь приехал в РФ, в то время как акт постановки такого гражданина на учет в консульстве свидетельствует лишь о его намерении постоянно проживать за пределами РФ, но не о самом факте такого проживания.
Отвечая на вопрос о том, могут ли физические лица - резиденты осуществлять перевод средств со своих валютных счетов за рубеж в сумме более 2000 дол. США в один операционный день через уполномоченный банк при выезде за рубеж на постоянное место жительства или родственникам, проживающим за рубежом, и необходимо ли разрешение ЦБ РФ в данном случае, в Письме совершенно правильно отмечается, что в соответствии с п.8 раздела VIII Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных Письмом Госбанка СССР от 24 мая 1991г. №352, иностранная валюта, находящаяся на счетах резидентов в уполномоченных банках, может быть вывезена или переведена за границу при выезде владельца счета за рубеж.
Как указывается далее в ответе ЦБ РФ на поставленный вопрос, при выезде физического лица за границу на постоянное место жительства данному лицу для перевода иностранной валюты со своего текущего валютного счета необходимо представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие его выезд; при этом перевод физическим лицом, выезжающим на постоянное место жительства за границу, принадлежащих ему валютных средств со своего текущего валютного счета осуществляется без ограничений.
Однако в большинстве случаев отнесение гражданина к одной из вышеуказанных категорий влечет весьма значимые последствия с точки зрения ограничения его прав. Например, право гражданина-резидента иметь счета в банках за пределами РФ ограничено (п.2 ст.5), в то время как в отношении гражданина-нерезидента такого ограничения не установлено. Есть и другие различия, касающиеся вывоза иностранной валюты, на которых мы остановимся ниже. Однако отмеченный подход к разграничению резидентов и нерезидентов противоречит Конституции РФ и без законных оснований существенно ограничивает права граждан.
Перейдем непосредственно к упомянутым ограничениям. Прежде всего следует отметить, что Закон не предусматривает возможности установления каких-либо ограничений в отношении перевода, вывоза и пересылки физическими лицами - резидентами и нерезидентами из РФ тех валютных ценностей, которые были ранее переведены, ввезены или пересланы в РФ соблюдении таможенных правил. В случае вывоза ранее ввезенной инвалюты подтверждением ее ввоза и одновременно разрешением на вывоз являются таможенные документы установленной формы, а при вывозR ранее переведенной валюты - справки уполномоченного банка о предшествующем переводе соответствующей суммы в РФ.
Единственное, хотя и существенное ограничение в части порядка вывоза валюты в зависимости от ее суммы, распространяющееся и на вывоз валюты в порядке п. 6 ст. 6 Закона, установлено в ч.2 п.7 ст. 6 Закона, где предусмотрено, что физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США. Единовременный вывоз наличной иностранной валюты из РФ физическими лицами - резидентами в размере, превышающем сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, производится только при наличии разрешения Центрального банка Российской Федерации, выдаваемого в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ по согласованию с Правительством РФ.
Несомненно, установление верхнего предела допустимой к свободному вывозу суммы инвалюты представляет собой существенное ограничение пределов осуществления гражданами права собственности на валютные ценности. Следует заметить, что хотя сам Закон о валютном регулировании действует с 5 ноября 1992г., упомянутый предел - эквивалент десяти тысяч долларов США - оказался установлен в п.7 ст.б Закона сравнительно недавно - с 8 июля 1999г. Поскольку в течение семи лет, предшествующих внесению изменений в Закон, граждане приобретали в РФ наличную инвалюту либо ввозили или переводили ее в РФ, будучи уверены в возможности без ограничений вывезти ее за пределы РФ, возникает весьма важный вопрос: распространяется ли установленный в п.7 ст. 6 Закона верхний предел на вывоз любой вывозимой наличной инвалюты независимо от времени ее приобретения, ввоза или перевода, либо лишь той инвалюты, которая была приобретена, ввезена или переведена в РФ после 7 июля 1999г.?
Согласно п.2 ст.55 Конституции РФ, в России не должны издаваться законы, умаляющие права человека и гражданина; одним из них является право частной собственности, которому посвящена ст.35 Конституции РФ. Поскольку с момента законного приобретения, ввоза или перевода в РФ инвалюты в период до 7 июля 1999 г. у гражданина одновременно возникало субъективное право свободно вывезти ее независимо от суммы, распространение на такую инвалюту нововведенных ограничений означало бы придание Закону в этой части обратной силы и ограничивало бы уже возникшее у гражданина право. Однако сам Закон от 5 июля 1999 г. не предусматривает обратной силы вносимых им дополнений; кроме того, придание этим дополнениям обратной силы противоречило бы п. 2 ст. 55 Конституции РФ. Таким образом, установленный в п.7 ст. б Закона предел распространяется только на вывоз инвалюты, приобретенной, ввезенной или переведенной в РФ после 7 июля 1999 г.
Порядок вывоза и пересылки резидентами валютных ценностей из РФ в случаях, не охватываемых п. 6 ст. Закона, устанавливается Центральным банком РФ совместно с ГТК РФ. Правила вывоза гражданами инвалюты установлены Инструкцией ЦБ РФ от 27 февраля 1995 г. № 27, а также Положением ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 января 2000г. № 105-11, № 01-100/1 "О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты", причем Инструкция № 27 применяется в части, не противоречащей Положению № 105-11. В этих актах предусмотрено, что основным документом валютного контроля за валютно-обменными операциями граждан (резидентов и нерезидентов) является справка (форма № 0406007), которая служит подтверждением приобретения гражданином наличной иностранной валюты или платежных документов в иностранной валюте, и одновременно является основанием для вывоза инвалюты из РФ.
Вывоз из РФ наличной инвалюты гражданами-резидентами на сумму в эквиваленте до 1500 долларов США включительно осуществляется с соблюдением таможенных правил, но без предъявления таможенным органам справки № 0406007. При вывозе из РФ наличной иностранной валюты в сумме свыше эквивалента 1500 и до 10000 дол. в таможенные органы представляется в обязательном порядке справка № 0406007 с заполненными реквизитами документа, удостоверяющего личность гражданина, на сумму разницы между фактически вывозимой суммой наличной инвалюты и установленным лимитом в размере эквивалента 1500 дол. Для вывоза гражданами-резидентами суммы, превышающей 10000 дол., необходимо разрешение ЦБ РФ (кроме случаев, когда инвалюта получена для оплаты командировочных расходов за пределами РФ (п.2 Положения № 105-11).
Вывозимые валютные ценности подлежат декларированию при пересечении таможенной границы РФ. Согласно п.2.4 Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенными для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной Приказом ГТК РФ от 25 января 1999г. № 38, обязательному декларированию в письменной форме подлежит наличная иностранная валюта в случаях ее вывоза физическими лицами из РФ в размере, превышающем сумму, эквивалентную 1500 дол. включительно. Если сумма наличной иностранной валюты не превышает 1500 дол., она декларируется в конклюдентной форме (то есть предъявляется для обозрения должностному лицу таможенного органа). Заметим, что в п.2.4 Инструкции речь идет о любых физических лицах - следовательно, действие этого пункта распространяется на любых граждан - как резидентов, так и нерезидентов.
Перейдем к вывозу наличной иностранной валюты физическими лицами - нерезидентами. Статья 8 Закона по иному формулирует условия вывоза иностранной валюты гражданами-нерезидентами по сравнению со ст. 6 Закона, устанавливающей условия вывоза иностранной валюты гражданами-резидентами. Ранее переведенную, ввезенную или пересланную в РФ иностранную валюту нерезиденты вправе вывезти в полном размере. Что касается приобретенной на территории РФ иностранной валюты, то из новой редакции ч.2 п. З ст. 8 Закона можно сделать вывод, что такую валюту граждане-нерезиденты вывозить из РФ не вправе, хотя и могут без ограничений переводить ее за пределы РФ со своих валютных счетов. В п.4 ст.8 Закона указано, что порядок вывоза валюты за исключением случаев, указанных в п. З ст.8 Закона, устанавливается ЦБ РФ совместно с ГТК РФ.
Прежде таким выходящим за рамки п. З ст.8 Закона случаем был вывоз приобретенной в РФ иностранной валюты гражданином-нерезидентом. Правила вывоза валюты применительно к этому случаю были установлены в Инструкции № 27, которая разрешала любому гражданину, как резиденту, так и нерезиденту, вывозить приобретенную иностранную валюту при наличии справки ф. № 0406007. Поэтому до вступления в силу Положения № 105-П от 12 января 2000г. право нерезидента вывезти приобретенную валюту не могло быть ограничено по сравнению с правами резидента, кроме права последнего вывезти определенную сумму без предъявления каких-либо документов о ее происхождении (нерезидент при вывозе любой суммы инвалюты всегда обязан документально подтвердить ее ввоз или перевод в РФ либо приобретение на территории РФ). Однако с момента вступления в силу Положения № 105-П действующие нормативные акты ЦБ РФ и ГТК РФ применяются в части, не противоречащей ему (п. 10 Положения № 105-П).
Как и ст.8 Закона, собственно Положение № 105-П предусматривает возможность вывоза гражданином-нерезидентом лишь той инвалюты, которая была ранее ввезена или переведена в РФ. Вывоз гражданином-нерезидентом приобретенной на территории РФ инвалюты Положением № 105-П не предусмотрен, однако установленные этим Положением ограничения не должны иметь обратной силы.
К сожалению, в валютном законодательстве еще остается много нерешенных вопросов и противоречий, которые, хочется надеяться, будут в ближайшие годы разрешены.