Казначейская система:Кому исполнять бюджет региона?

Назад

Источник: журнал ''Финансы'' N4 за 2002 годТ.А. Ермакова, старший казначей УФК Минфина России по Калужской области

Созданные по Указу Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 "О Федеральном казначействе" органы казначейства но исполнению федерального бюджета за несколько лет успешной работы доказали целесообразность своего существования. Постепенно, начиная с 1999 года, а где-то и раньше, начался переход на казначейское исполнение бюджетов регионального и местного уровней. Ведь для того чтобы главная функция органов казначейства - оптимальное управление государственными ресурсами - исполнялась надлежащим образом, необходима ее реализация на всех ступенях бюджетной системы.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента РФ территориальные органы федерального казначейства были созданы в Калужской области: в апреле 1994 г. - Управление федерального казначейства по Калужской области, в мае 1994 г. - Отделение федерального казначейства по г. Калуге. На сегодняшний день в области существует еще 26 районных отделений. В процессе становления новой государственной структуры пришлось столкнуться с рядом трудностей: отсутствие опыта работы в данной сфере, недостаток профессиональных кадров, слабая материально-техническая база. К настоящему времени территориальные органы федерального казначейства по Калужской области эффективно исполняют федеральный бюджет, квалифицированно обслуживают бюджетополучателей, грамотно оказывают им информационную и консультационную помощь, осуществляют предварительный и текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Одной из первоочередных задач на современном этапе осуществления бюджетной реформы является переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней. На практике существует два возможных варианта исполнения региональных и местных бюджетов. Один вариант, это исполнение регионального или местных бюджетов через создание казначейства для кассового обслуживания этих бюджетов либо в структуре финансовых органов, либо в качестве самостоятельного учреждения. Второй вариант, кассовое исполнение регионального и местных бюджетов органами федерального казначейства на договорной основе.

Принимая во внимание важнейший из принципов бюджетной системы - принцип самостоятельности бюджетов, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут самостоятельно принимать решения о механизме исполнения бюджета, имеют право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс каждый на своем уровне. Но Бюджетный кодекс РФ в статье 134 предусматривает некоторые ограничения: получение субъектом РФ финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности возможно при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через территориальные органы федеральною казначейства РФ. Для чего же предусмотрен Бюджетным кодексом такой механизм исполнения бюджетов регионов - получателей финансовой помощи из федерального бюджета? Ответ можно найти в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584. Дело в том, что региональные бюджета являются недостаточно прозрачными, и, в виду отсутствия системы мониторинга качества управления ресурсами этих бюджетов, возникла необходимость более четкого контроля за использованием финансовой помощи из федерального бюджета. Этой Программой также отмечено, что кассовое обслуживание бюджетов высокодотационных регионов будет осуществляться территориальными органами федерального казначейства. Но существует и еще один "дополнительный" пункт в этих правилах: не все высокодотационные субъекты обязаны исполнять свои бюджеты через органы федерального казначейства, а, по-видимому, лишь те, перечень которых представлен в Приложении 2 к постановлению Правительства РФ oт 30.03.2001 № 255 "О мерах но реализации федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год".

На протяжении ряда лет Калужская область является высокодотационной, хотя отметим сразу - в вышеупомянутом перечне она не числится. В 1999 году трансферт из федерального бюджета составил 332367 тыс. руб., в общей сумме доходов областного бюджета это 41,5% (закон Калужской области от 11.06.1999 № 20-03 "Об областном бюджете Калужской области на 1999 год" с изменениями от 28.09., 19.11., 16.12.1999). В 2000 году трансферт из федерального бюджета был равен 406073 тыс.руб., это 42,6% в общей сумме доходов, без учета целевых бюджетных фондов (закон Калужской области от 08.12.1999 №39-03 "Об областном бюджете Калужской области на 2000 год" с изменениями от 9.06., 22.06.2000). Законом Калужской области от 07.03.01 №18-03 "Об областном бюджете Калужской области на 2001 год" (с изменениями от 13.04.,18.05., 04.06., 21.06.2001) предусмотрено получение областью дотации в размере 898676 тыс. руб. Следовательно, руководствуясь условиями, оговоренными в Бюджетном кодексе, Калужская область должна исполнять бюджет через территориальные органы федерального казначейства. В то же время отсутствие Калужской области в перечне постановления Правительства предполагает необязательность первого.

В действительности же в целях проведения в Калужской области единой бюджетной политики постановлением Правительства Калужской области от 13.12.00 №189 "О казначейской системе исполнения бюджета области" предусмотрен переход в течение 1 квартала 2001 года на казначейское исполнение областного бюджета через финансовые органы области. Постановлением Губернатора Калужской области от 08.02.01 №83 "Об организации казначейского исполнения областного бюджета" был оформи- рован штат казначейского управления Департамента финансов и бюджета, в результате чего департаменты сельского хозяйства и продовольствия, строительства и средств сообщения, экономики, образования и науки, культуры и искусства, здравоохранения и лекарственною обеспечения, физической культуры, спорта и туризма, социальной политики передали Департаменту финансов и бюджета штатные единицы в размере от 1 до 3-х человек. В ходе такого перераспределения численность работников аппарата Департамента финансов и бюджета составила 87 единиц. Соответственно изменилась и структура самого Департамента. В штат Департамента была введена должность начальника казначейского управления и было образовано три дополнительных отдела: отдел предварительного контроля, отдел операционно-кассового обслуживания и отдел анализа цен, договоров и кредиторской задолженности.

В постановлении Правительства Калужской области от 30.07.01 №155 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Правительства Калужской области на 2002 год" отмечены перспективы развития казначейской системы исполнения областного бюджета и ее реальные преимущества, как то: "прозрачный" бюджет, экономия бюджетных средств за счет минимизации остатков на текущих бюджетных счетах, полный контроль за расходами бюджетополучателей, оперативная информация о движении финансовых потоков между участниками бюджетного процесса, маневрирование финансовыми ресурсами в условиях их дефицита, полномасштабный контроль за исполнением смет расходов бюджетополучателей, сокращение сроков прохождения средств до бюджетополучателей. Хотя есть необходимость отметить, что все эти преимущества остались бы в силе, если бы исполнение областного бюджета было возложено на территориальные органы федерального казначейства.

Учитывая несовершенство сложившейся системы межбюджетных отношений, чрезмерную централизацию налогово-бюджетных поступлений, возможно и не стоит акцентировать внимание на том, кто будет являться "исполнителем" регионального бюджета. В любом случае, система кассового исполнения бюджета через органы казначейства позволит сделать бюджет достаточно прозрачным, повысить качество управления бюджетными ресурсами, осуществлять своевременный контроль за использованием бюджетных ресурсов, а насколько качественно будет осуществляться данный процесс зависит непосредственно от организаторов-руководителей на местах.