Государство, работающее на результат

Назад

Источник: Выдержки из статьи газеты ''Ведомости'', понедельник 20 мая 2002 годаМихаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли

Страна достигла предела

Реформы в системе госуправления сильно запаздывают по отношению к реформам в других сферах российской экономики и общества:

Страна достигла предела возможностей роста при нынешнем качестве органов управления. Нельзя сказать, что мы тратим на государство слишком много: доля ВВП, направляемая на госрасходы и конкретно на содержание аппарата, не выше, чем в странах с сопоставимым душевым ВВП. По, учитывая, что по качеству институтов власти мы сильно отстаем, сопоставление затрат и результатов оказывается весьма неблагоприятным:

Правила игры

В любом госоргане многочасовые очереди, давка при входе - совершенно нормальное явление...

Главная причина такого положения в том, что... сами эти органы ориентированы не на результат, не на интересы потребителя, а на создание должностей и получение ресурсов.

Вторая причина - непрозрачность, неподконтрольность и неподотчетность большинства институтов государства обществу...

Коррупционная мотивация чиновников - это системный эффект. Бесполезно клеймить отдельных людей - нужно изменить правила игры...

Исторический опыт

Исторически все страны начинали с превалирования интересов бюрократии над интересами граждан. Переход к прогрессивным методам финансирования - феномен недавний. Если взять английскую госслужбу XVII-XIX вв., мы найдем и более вопиющие случаи коррупции и бессердечия. Перечитайте Свифта и Диккенса... госслужба в Англии того времени воспринималась современниками с той же безнадежностью, что и у нас сегодня. Однако в результате медленной позитивной эволюции сегодня английская госслужба - одна из наиболее эффективных в мире.

Не случайно именно в Британии появилась "Хартия гражданина". Это рамочный закон - аналог нашего закона о правах потребителя...

Кроме Великобритании на увязке выделяемых ресурсов и даже оплаты труда с результатами и качеством предоставленных услуг основано финансирование госорганов в таких разных странах, как Австралия, Таиланд, Голландия. Франция, Германия, как и многие другие, приступили к внедрению такого, подхода совсем недавно.

Возможна ли реформа госслужбы изнутри ее самой? С одной стороны, исторических примеров успешных реформ госслужбы извне нет. Это была бы, революция, смена строя, замена одной государственной машины другой. Для сохранения стабильности трансформация системы должна быть плавной, эволюционной. Необходимы рычаги принятия решений внутри самой системы. Другое дело, что программа реформ формируется и изнутри, и извне госслужбы. Здесь должен быть соблюден определенный баланс.

Конкуренция за результат

Бюджетные предприятия в этом случае вынуждены бороться за потребителя.

...но органы госвласти, как правило, оказывают услуги, не являющиеся конкурентными...

Контроль госорганов должен проводиться извне - структурой, которая осуществляет финансирование. Во многих странах это министерство финансов. Сейчас в госаппарате в принципе отсутствуют навыки определения функций, соотнесения их с ресурсами и оценки эффективности, а заработная плата и численность не увязаны с этими результатами.

В случае финансирования по результатам то, сколько людей нужно для выполнения поставленной задачи, должен решать сам госорган (разумеется, с соблюдением определенных правил и ограничений)...

Заимствование госслужбой корпоративного опыта, наработок бизнеса и некоммерческих организаций в наши дни становится общемировой тенденцией. Многие механизмы новой организации госслужбы позаимствованы из управления крупными корпорациями.

Эксперимент и контроль

Реформа должна проводиться постепенно. Задача первого этапа - отработка моделей перехода к новой системе госслужбы. Мы собираемся приступить к эксперименту в отдельных учреждениях власти с 2003 г. Наиболее серьезное требование при отборе его участников - возможность четкой идентификации и измерения их целей, функций и результатов. Будут отбираться такие, где оценка результата - относительно несложная задача. Мы уже проводим с возможными участниками предварительные консультации. Недостатка в желающих нет...

...препятствия реформе будут. Исторически сложившаяся в России бюрократическая культура плохо приспособлена к подходу, ориентированному на потребителя, качество и результат. Да и общество пока не готово воспринимать себя как потребителя государственных услуг. Ключевой риск реформы - ее поверхностная реализация, ведущая к выхолащиванию существа новых подходов.

Найти подходы, предотвращающие манипулирование системой со стороны участников, - задача первого этана реформы. Для этого необходимо создание внешних механизмов оценки деятельности госорганов и переориентация органов контроля на эти новые принципы. Речь прежде всего о Счетной палате, которая может оказаться на острие преобразований. Пока контрольные механизмы сводятся, к оценке целевого расходования бюджетных средств...

Императив

Для успеха реформы нам нужно понимание бизнеса и общества. Это реформа не для чиновников и не ради них. Это реформа для граждан и общества. Это способ превратить население из слуг государства в потребителя его услуг, который обладает немалыми правами и может выдвигать требования относительно качества этих услуг. И все это не paди красивого лозунга, а в силу четкого понимания того, что альтернатива - существенное замедление темпов экономического развитая.