Налог на интернет против пошлин на стальЕвросоюз ответил США

Назад

Источник: газета ''КомерсантЪ'' 8 мая 2002 г.СЕРГЕЙ КОЛЯДА

Комиссия Европейского союза решила начать взимание НДС с товаров и услуг, распространяемых через интернет. Нововведение ударит по бизнесу крупнейших ИТ-компаний из США. Европейские чиновники не скрывают, что "электронный" НДС стал ответом на введенные в марте пошлины на импорт стали в Америку.

Решение ввести с 1 июля 2003 года НДС на "электронные" товары и услуги было принято вчера в Брюсселе на заседании совета министров стран Евросоюза. Ответные меры американцам, которые в начале марта этого года ввели пошлины на ввоз стали, были лейтмотивом всего мероприятия. Подписанный в начале марта этого года Джорджем Бушем (George W. Bush) указ о введении сроком на четыре года пошлин на импорт стали в США, по некоторым оценкам, грозит странам ЕС только прямыми потерями в $300 млн.

"Решение Евросоюза дискриминирует американских производителей цифровых товаров и услуг" - так прокомментировали решение европейских министров в казначействе США. Действительно, начиная со следующего лета любая компания, зарегистрированная не в ЕС и производящая цифровую продукцию или оказывающая услуги по цифровым каналам связи, будет обязана зарегистрироваться в налоговом ведомстве одной из 15 стран-членов Евросоюза и учитывать размер НДС этой страны в своих ценах. Затем налог будет распределяться между теми странами, где были оказаны услуги или проданы товары. Под новый налог подпадают иностранные производители программного обеспечения, продающегося или арендуемого через интернет, создатели цифровых аудио- и видеозаписей и даже спутниковые телеканалы. В то же время компании из стран ЕС, торгующие своими цифровыми товарами и услугами на экспорт, решением Евросоюза от уплаты НДС освобождаются.

Полный масштаб убытков, которые понесут от нового закона компании за пределами стран ЕС, подсчитать невозможно. Однако ущерб будет расти по мере увеличения клиентской базы цифровых услуг в Европе. Впрочем, аналитики указывают на объективные сложности, которые возникнут у налоговиков ЕС при вступлении решения в силу. Ведь действенных систем учета потребленных цифровых товаров и услуг пока не создано: концепция интернета подразумевает, что любая компания может продать по сети свою продукцию любому пользователю, где бы он ни находился.