Источник: ''Финансовая Россия''Алексей ЕРМАКОВ
После того как в конце февраля мороженщики объявили, что будут отныне производить пельмени и замороженные продукты, многие решили, что после двухлетнего кризиса перепроизводства дела у них совсем плохи. Не прошло и двух месяцев, как ситуация резко изменилась. Сразу несколько компаний замахнулись на десятую часть рынка.
Московские компании "Айс-Фили", "Сервис-Холод" и Коломенский хладокомбинат, которые по итогам 2001 года произвели 30 тыс. тонн мороженого, объявили о создании альянса. Основная цель - поднять престиж отечественного мороженого и оптимизировать каналы его сбыта. Перепроизводство привело к тому, что продукция отпускалась по заниженным ценам. Предприятия получали минимальную прибыль, а подчас уходили в ноль. Поэтому, как заявил Андрей Кабузенко, генеральный директор "Айс-Фили", альянс сделает все возможное, чтобы заключить договоры с оптовиками во всех российских регионах.
Главная трудность мороженщиков заключается в том, что в разгар сезона местные мини-цеха начинают демпинговать. Речь идет о новичках рынка, многочисленных малых предприятиях, стремящихся "снять сливки" с сезонного спроса. Их немудреная продукция дешевле, что вынуждает производителей высококачественного мороженого идти на ценовые уступки. Поэтому члены московского альянса решили заключать с дилерами генеральные договоры. Основное условие - оптовики не должны снижать цены ниже установленных производителем. Это жесткое требование, и выполнить его будет непросто. Взамен мороженщики предлагают "защиту территории". Если с дилером заключено соглашение, то ему гарантируется, что из соседних регионов торговать никто не приедет. Судя по тому, что уже заключено 32 договора, оптовикам такое предложение нравится. Они также надеются, что со временем мороженщики начнут инвестировать средства в оптовую торговлю, например в модернизацию транспорта.
Организаторы альянса надеются занять к концу года 10 процентов рынка, а затем постепенно повышать свою долю. Только "Айс-Фили" планирует на 15 процентов увеличить присутствие на региональном рынке. В настоящее время ведутся переговоры с Краснодарским хладокомбинатом, нарофоминской компанией "Альтер Вест" и с одним из московских комбинатов.
Однако путь партнеров не обещает быть гладким. Дилеры прекрасно понимают, что у производителей нет реальных рычагов давления на них, особенно если мороженщики будут явно злоупотреблять диктатом цены. Да и сами компании-организаторы всегда конкурировали между собой. И сейчас соблюсти баланс интересов им будет очень сложно, несмотря даже на специфическую договоренность: члены альянса могут поставлять в регион только не дублирующие друг друга сорта мороженого. То есть один - "Эскимо", другой - "Лакомку" и т. д.
Москвичи не в последнюю очередь озабочены активностью питерской "Талосто", руководство которой недавно заявило, что в 2001 году производство будет увеличено на 50 процентов, до 16 тыс. тонн. Задача максимум - занять пресловутые 10 процентов российского рынка. (К слову, сегодня такие позиции только у одной компании "Петрохолод".) С этой целью "Талосто" планирует инвестировать в производство до 8 млн долларов. Но эксперты считают, что это всего лишь демонстрация намерений. Ни в 2002, ни в 2003 году реализовать свои планы "Талосто" не удастся, потому что модернизация еще не начиналась, а она потребует как минимум два-три года. Рассматривать ее в качестве серьезного конкурента пока не стоит.
Единственной реальной угрозой намерениям московского альянса являются брэнды, имеющие региональные сбытовые сети. Сегодня ими обладают лишь несколько компаний. Например, появившийся три года назад "Русский Холод". Предприятие имеет девять представительств в разных городах. Совокупный объем производства и продаж составляет 25 тыс. тонн.
Другие сетевые владельцы - Nestle и Новокузнецкий хладокомбинат, в состав которого не так давно вошли два производителя из Кемеровской области. Получившийся холдинг открывает представительство в Москве и начинает экспансию в другие регионы. Вот кого, по словам экспертов, действительно стоит опасаться. Напомним, что иностранцы, придя в Россию, начали с создания сетей и быстро завоевали 17 процентов отечественного рынка мороженого.
В скором времени грядут еще большие перемены. "Начало диалога между торгующими организациями и производителями вынужденная, но позитивная мера, - сообщил корреспонденту "ФР" Валерий Елхов, исполнительный директор Союза мороженщиков России (СМР). - Союз пока не оглашал своих проектов по этому поводу, но мы тоже не останемся в стороне, и наши планы строятся на гораздо большей основе, чем три компании". В свою очередь Вячеслав Выгодин, президент "Росмясомолторга", недавно заявил, что лучше вести объединение именно на базе СМР, в состав которого входят 120 производителей.