Правила рыночного этикета сформулированы для российских чиновников, депутатов и компаний

Назад

Источник: ''Финансовая Россия''Антон КУЗИН

Результаты многолетних споров и дискуссий по вопросам корпоративной культуры в нашей стране наконец-то материализовались и были представлены общественности в двух лицах - Белой книге по вопросам корпоративного управления в России и Кодексе корпоративного поведения. Книга отражает взгляд мирового сообщества на состояние корпоративной культуры в России и основные направления ее дальнейшего развития на уровне органов власти, кодекс дает советы эмитентам по вопросам построения цивилизованных взаимоотношений между инвесторами, акционерами, менеджерами и директорами.

Белая книга, презентация которой состоялась в Москве 15 апреля, - это плод сотрудничества российских и международных политиков, регулирующих органов и участников рынка, являвшихся участниками "круглого стола" по вопросам корпоративного управления в России. Его заседания проводились регулярно с 1999 года под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития и Всемирного банка. Книга предлагает нашим законодателям и регуляторам заострить внимание на некоторых нерешенных вопросах из области защиты прав акционеров, заинтересованности, информационной открытости и др. Несмотря на то что собравшиеся на презентации высокопоставленные гости высоко оценили факт появления этой книги, в ее практической ценности у многих возникли сомнения. По мнению замминистра экономразвития Александра Маслова, она скорее повлияет на менталитет, концепцию законопроектов и взгляды тех, кто их готовит. Депутаты, считает зампред думского комитета по экономической политике Анатолий Аксаков, и сами уже давно рассматривают вопросы, поставленные в книге: "Все эти проблемы находятся в поле нашего зрения, и мы понимаем, что их необходимо решать". А председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский даже углядел в ней некоторый потенциал опасности. Депутат заявил, что ограничения, приемлемые на Западе, неприменимы пока к нашей действительности, так как наша страна "еще не прошла этап свободного развития", за которым только может следовать этап "разумных ограничений". Но несмотря на все замечания и претензии, из этой книги можно понять, по каким правилам строятся "игры" в глобализацию и чего ждут от нас западные партнеры по этой "игре".

Более "практичный" документ - Кодекс корпоративного поведения - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) рекомендовала к применению 3 апреля. На его разработку ушло два года. 4 апреля на IV заседании Совета по корпоративному управлению документ был представлен эмитентам, профучастникам рынка и журналистам. Получился он "всенародным" и "открытым": его составляли и обсуждали 3 тыс. эмитентов и 2 тыс. профучастников, а текст кодекса будет перманентно совершенствоваться по мере его применения на практике. На 131 странице изложены подробнейшие рекомендации построения взаимоотношений собственников и менеджмента, при которых, как считают в Комиссии, и те и другие будут чувствовать себя уважаемыми людьми, а акционерное общество станет богатеть. Советы даны практически на все случаи корпоративной жизни АО - от проведения общих собраний акционеров и советов директоров до раскрытия информации и урегулирования корпоративных конфликтов.

Пока документ носит исключительно рекомендательный характер. Но скоро игнорировать его существование российским компаниям, не заинтересованным в повышении корпоративной культуры, будет сложнее. Дело в том, что правительство поставило перед ФКЦБ задачу разработать систему мониторинга применения кодекса. Вслед за этим комиссия выпустила распоряжение о рекомендации к его применению. Она предложила биржам при включении ценных бумаг эмитента в листинг требовать от клиента информацию о том, как он соблюдает нормы кодекса. Акционерным обществам ФКЦБ советует раскрывать такую информацию в годовом отчете эмитента, включив в него специальный раздел "Корпоративное поведение". Более того, им предложено также докладывать о соблюдении конкретных норм кодекса в составе дополнительной существенной информации об эмитенте в своем ежеквартальном отчете.

Незаметно тема корпоративной культуры превратилась из навязчивой идеи ФКЦБ во вполне объективную реальность. За два года (пока рождался документ) некоторые отечественные компании уже разработали свои внутренние документы, регламентирующие взаимоотношения менджмента и собственников по тем или иным вопросам, а показатель уровня корпоративного управления стал одним из критериев оценки надежности участников рынка некоторыми рейтинговыми агентствами. Согласно исследованиям Европейского банка реконструкции и развития, проведенным в марте 2002 года, корпоративное управление в России находится на более высоком уровне, чем в странах, готовящихся вступить в Европейский союз. Для тех эмитентов, кто имеет желание разработать на основе кодекса собственные внутренние правила, комиссия скоро предложит 10 модельных документов (по количеству глав ККП). Председатель ФКЦБ Игорь Костиков считает, что в ближайшем будущем информация о том, "подписалась" или нет компания под кодексом, будет напрямую влиять на рыночную стоимость ее акций. Однако специалист по стратегическому анализу рынка акций инвестбанка "Тройка-Диалог" Джеймс Фенкнер предупреждает, что инвесторам нельзя терять бдительность, ведь "принципы корпоративного управления легко соблюдать, когда цена на нефть держится в районе 26-27 долларов за баррель".

Оригинальная версия статьи