Источник: газета ''КомерсантЪ'' 8 мая 2002 г.Интервью взял АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВ
- Количество малых предприятий - важный показатель развития экономики. Какова ситуация в нашей стране?
- В 1994-1995 годах по официальной статистике наблюдался небольшой рост предприятий. Потом наступила стабилизация. А в последний год количество малых предприятий стало сокращаться. Конечно, статистика - вещь лукавая, но тенденцию отражает. Отсутствие длинных и дешевых ресурсов не способствует развитию малого предпринимательства. Сюда можно добавить еще колоссальное количество административных барьеров, по которым Россия - мировой рекордсмен. Например, если в средней полосе России мы решим открыть цех по переработке мяса, на котором будут заняты 10-15 человек, на это потребуется сто с лишним согласовании. В среднем по три дня на каждое - год минимум.
- А как же дебюрократизационный пакет законопроектов, принятый прошлым летом?
- Из наших рекомендаций по дебюрократизации и появился известный пакет законов, который активно поддержал Герман Греф. Но все это осталось революцией в пределах Садового кольца - эти законы в регионах не работают. Как была статусная рента - проще говоря, - взятка - за предоставление тех или иных услуг, так и осталась. И если не заставить этот пакет законов работать, ни о каком развитии малого бизнеса речи быть не может. Сейчас Министерство по антимонопольной политике внесло законопроект об отмене единого социального налога. Мы внесли в Думу и во фракции наши предложения по налогообложению. Цель простая - совокупный налоговый пресс привести к мировому уровню. Причем верхнюю
планку так зафиксировать, чтобы ее не могли перепрыгивать в регионах.
- Какова реакция предприятий малого бизнеса на налоговые инициативы правительства? Я имею в виду единый социальный налог.
- В тень пойдут, и уже уходят. Пока статистики нет. Но тенденции очень тревожные. Те, кто давно работает на рынке, говорят, что устали. Даже предприятия с кредитной историей начинают закрываться. Проблемы, накопившиеся в этом секторе, делают его очень рисковым для банков. Заставлять банки кредитовать малые предприятия административными мерами нет смысла. Для работы с этим сектором банки нужно стимулировать. Ситуация, в которой они находятся, не позволяет им активно работать на этом рынке - у банков короткие ресурсы. Государство здесь должно пройти свою часть пути.
- Но есть же Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства...
- Фонду в этом году было выделено всего 20 млн. руб., на следующий год заложена сумма в 250 млн. руб. Система региональных фондов во главе с федеральным создавалась для того, чтобы за счет бюджетных средств предоставлять льготные кредиты предприятиям малого бизнеса. Региональные фонды получают ресурсы от центрального под ставку, равную, как правило, половине от ставки рефинансирования ЦБ. Затем они накидывают небольшую маржу и распределяют ресурсы среди малых предприятий. Такая система нормально работать не может. В регионах из-за давления со стороны местного руководства деньги в первую очередь распределяются по знакомым.
-А предприятия в состоянии самостоятельно решать вопросы привлечения инвестиций?
- Мы провели исследование свыше ста малых предприятий в ряде регионов России. Только 26 смогли представить реальные инвестиционные и конкурентоспособные проекты, которые не вызывают сомнений. Нужно учесть, что не все хотят заниматься бумажной работой. Но потенциальные возможности предприятий огромны. Еще один пример: в Северо-Западном регионе мы отслеживали деловую активность, которая вычисляется по обращениям за кредитами недавно созданных предприятий и т. д. После Госсовета 19 декабря, посвященного проблемам малого предпринимательства, деловая активность выросла в несколько раз. А 31 декабря все убил закон о едином социальном налоге. Если сейчас срочно не отменить налог, то тысячи предприятий могут уйти в тень. Платить этот налог нереально.
- Что конкретно государство должно сделать для развития малого бизнеса?
- Чтобы запустить этот сектор экономики, нужно вкладывать ресурсы. Но я вас уверяю, сейчас в этой области вообще ничего не происходит. У нас существует норма закона о господдержке малого бизнеса, согласно которой 15% всех госзаказов должны идти через малые предприятия по конкурсу. Это Колоссальный инвестиционный ресурс. Семь лет существует эта норма и ни разу не сработала. Там в конце приписана маленькая фраза, что норма работает по приоритетным направлениям, которые ежегодно устанавливает правительство. Ни разу этого не делалось. И если нам нужна дебюрократизация, нужно проводить ее - не в Москве, не в Минэкономики, а в регионах. Еще один важный момент: государство должно гарантировать определенную стабильность. Предприниматель должен быть уверен, что ни завтра, ни через год ему не повысят арендную плату или налоги. Тогда он сможет заниматься элементарным планированием своей деятельности.
- Существует система компенсаций процентных ставок по банковским кредитам, которая успешно применяется в АПК и некоторых регионах. По чему она редко используется?
- У нас методика компенсации еще не закреплена законодательно. В Липецке система компенсации, например, успешно работает, там средства перечисляются на расчетный счет заемщика. У нас народ творческий, и нужно четко законодательно закреплять нормы, иначе все извратят. И это не должно усложнять жизнь малому предприятию лишней отчетностью. До революции была одна амбарная книга - приход, расход, все.
- Интересы малого бизнеса часто диаметрально противоположны интересам крупных корпораций. Последние оказывают давление на законодательные органы?
- Как только мы забросили инициативы по снижению налогообложения для малых предприятий в Думу, первые, кто туда прибежал, были представители крупных торговых компаний. Для них при таких налоговых льготах сразу возникнут проблемы - букет маленьких магазинчиков. У корпораций действительно другие интересы. И правительство должно сбалансировать эти интересы, исходя из четких приоритетов развития экономики.