Cело опять обложили

Назад

Хотя и из лучших побуждений

Источник: ''Российская газета''Людмила Бельдюгина, Ставрополь

Разочарование - так коротко можно выразить чувства специалистов и товаропроизводителей Ставрополья после анализа положений Налогового кодекса о едином сельскохозяйственном налоге. Ученые, финансисты, налоговики, руководители сельхозпредприятий, собравшиеся по инициативе аграрного комитета ставропольской Госдумы за "круглым столом", обрушили на новый закон шквал критики. И это при том, что село давно нуждается в упрощении и облегчении налоговой системы, а краевой минсельхоз даже участвовал в подготовке проекта закона, направив российским законодателям свои предложения. Правда, ни одно из них принято не было. Но критику, судя по всему, вызвало не только уязвленное самолюбие.

Работа продолжалась на протяжении нескольких лет. Закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах" был принят Госдумой России и Советом Федерации в декабре минувшего года. В этом документе оговорено, что устанавливаемый им специальный налоговый режим для сельскохозяйственных производителей вводится на территории каждого субъекта Российской Федерации местным законом. Однако сделать это будет непросто - столько в федеральном законе разного рода нестыковок, невнятных определений, алогизмов. Текст документа противоречит даже положениям Налогового и Гражданского кодексов, считает председатель комитета Госдумы Ставрополья Виталий Коваленко.

Все это, возможно, как-то простилось бы авторам закона, если бы не экономическая часть. Подразумевалось, что единый налог заменит всю совокупность налогов, уплачиваемых сельскими товаропроизводителями. Оказалось, помимо него предусмотрена уплата еще 9 налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд, с недоумением констатировала заместитель министра сельского хозяйства края Зинаида Дмитриенко.

По новому закону налоговой базой признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельхозугодий, методику определения которой Правительство России должно было утвердить до 1 марта. Но опубликована она была в "Российской газете" только в минувшую субботу. А без этого невозможно было точно просчитать налоговую нагрузку единого сельхозналога, утверждает начальник отдела краевого комитета по земельным ресурсам и землеустройству Валентина Короткова. Расчетные же показатели и логика закона породили, мягко говоря, немало вопросов.

Начнем с того, что разброс земель по качеству, то есть плодородию, в Ставропольском крае необычайно велик: кадастровая стоимость одного гектара сельхозугодий колеблется от 2 до 48 тысяч рублей. Величина налоговых отчислений и будет прежде всего зависеть от этих значений, и ни в коей мере - от результата финансово-хозяйственной деятельности производителя. Но ведь и в хороший год можно пустить добротный урожай по ветру, а в гнилой подсобраться и получить неплохую валовку. Закон, повторим, различий тут не делает, танцуя от гектара.

Второе. Расчетная величина единого сельхозналога по методике определения сопоставимой площади сельхозугодий во многих районах оказалась значительно выше той суммы налогов и взносов, что они платят сейчас. Особенно там, где высока кадастровая стоимость земли. Так, в Новоалександровском районе заплатить придется больше на 18,2 миллиона рублей, Ипатовском - на 11,6 миллиона, Курском - на 10,5 миллиона, Александровском - на 10,2 миллиона рублей и т.д.

Понятно, есть и такие предприятия, которые от введения единого сельхозналога выиграют. Но, во-первых, их на порядок меньше. Во-вторых, плюсы выигравших, как правило, исчисляются тысячами рублей, минусы проигравших - миллионами. Все ли здесь достаточно просчитано?

Пойдем дальше. Без видимых на то причин, отмечали участники "круглого стола", ужесточен график платежей в бюджет. Земельный налог платится два раза в год - 15 сентября и 15 ноября. И если по весне, скажем, у хозяйств возникает потребность пересеять озимые (Ставрополье было и остается зоной рискованного земледелия), деньжата для хозяйств находились. Другое дело - единый сельхозналог. Он подлежит уплате ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала. Теперь свободных средств "на всякий пожарный" может и не найтись, а кредит по-прежнему дорог.

Но самую большую "волну" подняли так называемые сельскохозяйственные предприятия индустриального типа. Вообще-то порядок насчет того, кого к ним причислять, Правительством пока официально не утвержден. Но по закону из реестра плательщиков единого сельхозналога выведены сельскохозяйственные предприятия индустриального типа, к которым отнесены птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и т.д. И это несмотря на то, что часть из них (например, тепличные комбинаты) производят только сельскохозяйственную продукцию и только на сельскохозяйственных угодьях. Кроме того, многие птицефабрики в крае имеют земли сельскохозяйственного назначения и производят растениеводческую продукцию, которая является кормовой базой для птицеводства.

Отнесение этих сельхозпредприятий к предприятиям индустриального типа приведет к резкому ухудшению их финансового состояния. Только расходы на энергоресурсы возрастут на 30 процентов из-за разницы тарифов для сельских и промышленных потребителей. В итоге, к примеру, тепличный комбинат "Нежинское" увеличит платежи за энергию более чем на четыре миллиона рублей, а объединение птицефабрик "Ставропольские Зори+" - на 13,5 миллиона рублей.

Кроме того, предприятия станут плательщиками налога на прибыль в полном объеме, с 26,1 до 35,6 процента увеличится ставка по единому социальному налогу.

- Последствия, которые ожидают хозяйство после отнесения нас к предприятиям индустриального типа, окажутся плачевными, - скорбно подбивал итоги директор птицефабрики "Кумская" Иван Долгов.- Налог на прибыль разом увеличит сумму уплачиваемых платежей на 65 процентов. Мы лишаемся льгот на капитальные вложения и приобретение техники. По ценам для промышленных предприятий будем платить за газ, электроэнергию, ГСМ, а это еще 1,5 миллиона рублей дополнительных затрат. Таким образом, наше предприятие ждет тот же финал, что и восемь птицефабрик объединения "Ставропольптицепром", где сегодня нет ни птицы, ни рабочих мест, ни налогов и никаких других проблем.

Участники "круглого стола" обнаружили и еще одну "мину". При введении единого сельскохозяйственного налога отменяется налог на землю, сборы от которого служат источником финансирования землеустройства, охраны и освоения новых земель, работ по повышению их плодородия.

В то же время средства единого сельскохозяйственного налога распределяются только между бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами, а вот на восстановление плодородия почв целевым образом их не направишь - не предусмотрено. Это значит, что при дотационном бюджете деньги сюда скорее всего просто не попадут - взять их будет неоткуда.

Оригинальная версия статьи