Пенсионная реформа: вопросы и ответы

Назад

Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 год

Вопрос:

В связи с прекращением индивидуальной деятельности снят с учета в налоговых органах. Необходимо ли сниматься с учета в ПФР и повлияет ли это на будущую пенсию?

Ответ:

В соответствии с письмом ПФР от 11.08.99 г. № ЕВ-16-27/7440 снятие с учета в органах Фонда индивидуального предпринимателя может быть произведено в следующих случаях:

  • в связи с прекращением им предпринимательской деятельности в установленном порядке;
  • в связи со смертью или объявлением его умершим (ст. 45 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  • в связи с признанием его безвестно отсутствующим (ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае прекращения предпринимательской деятельности в установленном порядке:

  • по собственному желанию предпринимателя;
  • по истечении срока действия свидетельства о государственной регистрации, в связи с лишением его лицензии;
  • признанием его банкротом - предприниматель должен представить уполномоченному ПФР следующие документы:
    • заявление о снятии с учета;
    • документы, удостоверяющие принятие решения о прекращении предпринимательской деятельности (решение суда или другие документы, предусмотренные законодательством);
    • сведения из налоговой инспекции о фактическом доходе;
    • выписку из лицевого счета в банке и приложения к ней (при наличии счета).

При этом предприниматель обязан произвести полный расчет с Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с Положением о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденным приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.91 г. № 190, с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, устанавливается по справкам об уплате взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В связи с этим снятие с учета в органах Фонда индивидуальных предпринимателей, прекративших деятельность по информации налоговых органов, возможно только при отсутствии задолженности по средствам ПФР.

Если у индивидуального предпринимателя образовалась переплата по средствам ПФР на основании сведений о фактическом доходе, но им не представлено в орган ПФР заявление о снятии его с учета по причине прекращения предпринимательской деятельности, то в этом случае указанный предприниматель должен состоять на учете в органах ПФР до истечения срока исковой давности по возврату средств.

Предприниматели, прекратившие деятельность в установленном порядке, но имеющие задолженность по средствам ПФР, могут быть сняты с учета в органах ПФР только в случае смерти должника, уплаты им или взыскания с него задолженности, либо после списания имеющейся задолженности в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) или истечением срока исковой давности.

В случаях отсутствия возможности взыскания задолженности с индивидуальных предпринимателей в связи с тем, что их невозможно разыскать, снятие с учета в органах ПФР не производится. Задолженность таких предпринимателей может быть списана в связи с истечением срока исковой давности (три года).

Применительно к индивидуальным предпринимателям исчисление срока исковой давности начинается со дня, следующего за установленным сроком уплаты (15 июля, 15 августа, 15 ноября и т.д.), в случае если сведения о доходе предпринимателя представлены им до указанных сроков уплаты, и со дня, когда в орган ПФР по месту его регистрации поступили указанные сведения, в случае если сведения о доходе представлены после установленных сроков уплаты.

В случае отсутствия сведений о фактическом доходе индивидуального предпринимателя региональные отделения ПФР обращаются в налоговые органы за получением этих сведений. В противном случае снять с учета указанного плательщика невозможно.

Индивидуальные предприниматели, осуществлявшие деятельность в течение предшествующих лет, но не состоявшие на учете в органах ПФР в качестве плательщиков страховых взносов, не могут быть зарегистрированы в органах ПФР по обязательствам прошлых лет.

Согласно Временному порядку регистрации налогоплательщиков (страхователей), представляющих в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", утвержденному постановлением Правления ПФР от 11.03.2001 г. № ЗЗа, указанные предприниматели могут быть зарегистрированы в органах ПФР в качестве страхователей, представляющих индивидуальные сведения, необходимые для назначения пенсий по государственному пенсионному страхованию.

В случае когда предприниматель состоял на учете в органах ПФР в качестве плательщика страховых взносов, но не уплачивал взносы в ПФР, не явился на сверку расчетов с ПФР и акт сверки с данным плательщиком передан в налоговые органы без его подписи, то ему по вопросам, связанным с расчетами по средствам ПФР и погашением образовавшейся задолженности, следует обращаться в налоговые органы. Так как в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные внебюджетные фонды, в том числе и в Пенсионный фонд РФ, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляются налоговыми органами Российской Федерации.

В органы ПФР указанный предприниматель должен представить сведения персонифицированного учета, соответствующие сведениям, указанным в оформленной налоговыми органами справке о доходах, а также уплаченных с этих доходов взносах в ПФР.

Вопрос:

Можно ли присвоенный мне по незнанию идентификационный номер ПФР обезличить, а анкету, подписанную мною для его принятии, вернуть обратно? С данной формой учета не согласна. Можно ли производить начисление по ранее установленной форме?

Ответ:

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" органом, осуществляющим вышеназванный учет, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который производит анкетирование граждан и выдачу каждому застрахованному лицу свидетельства государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер. Это персональный номер лицевого счета, открытого на имя застрахованного лица в Пенсионном фонде, и он по сути нечем не отличается от номера, указанного в паспорте, лицевом счете сберегательной книжки и других номеров, сопровождающих нас в течение жизни.

Понятие "номер страхового свидетельства" предполагает его значение в виде последовательности цифр, которые не содержат в себе информации личного характера, касающихся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица.

Персонифицированный учет предназначен для автоматизации процесса назначения пенсии и создания условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого гражданина. Данная система позволит исключить случаи искажения сведений, представляемых недобросовестными работодателями на своих сотрудников для назначении пенсии.

Учитывая, что при создании базы данных персонифицированного учета для идентификации лицевых счетов всех работающих граждан Российской Федерации, недостаточно фамилии, имени и отчества, было принято решение о присвоении лицевым счетам цифровых кодов на основании паспортных данных граждан.

В соответствии с вышеизложенным, обезличить номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования не представляется возможным.

Вопрос:

В 2001 году уплата единого социального налога в федеральный бюджет и бюджет ПФР осуществлялась одним платежным поручением. Какие изменения в Пенсионном фонде произошли в 2002 году?

Ответ:

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" уплата единого социального налога, задолженности по единому социальному налогу, включая пени и штрафы, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую и накопительную части трудовой пенсии, задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, осуществляется налогоплательщиками отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на счета налоговых инспекций, где налогоплательщики состоят на учете, по соответствующим кодам бюджетной классификации:

Код Наименование статей доходов
1010510 Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет
1010511 Задолженность, штрафы, пени по единому социальному налогу (взносу) по состоянию на 01.01.2002 г.
1010610 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии
1010620 Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии
1400310 Задолженность по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации по состоянию на 01.01.2001 г.

Платежные поручения оформляются налогоплательщиками в соответствии с правилами, утвержденными приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 1 октября 2001 г. № 961-БГ-3-10/373/9б1/80н. В поле "Получатель" платежного поручения налогоплательщик указывает идентификационный номер налогового органа (ИНН), осуществляющего контроль за поступлением платежа, наименование органа федерального казначейства, наименование налогового органа.

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 "Единый социальный налог" (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ) части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При этом льготы по уплате единого социального налога не распространяются па уплату страховых взносов.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, установленных с учетом возраста и пола застрахованного лица, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 200] г. № 167-ФЗ, "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов определены ст.24 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167 "Об обязательном пенсионном страховании" и предусматривают, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Страхователи обязаны вести учет сумм, начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

Контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

По окончании расчетного периода страхователь представляет в Пенсионный Фонд Российской Федерации расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.