Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 год
А.В. Толкушкин, кандидат экономических наук, Москва
Возникновение откупной системы в России относится к XV-XVI вв. Наибольшее распространение имели таможенные и особенно винные откупа. В середине XIX в. доходы откупщиков составляли свыше 200 млн. руб. в год. Винные откупа являлись системой взимания казной дохода от реализации (продажи) алкогольных напитков. В России винные откупа вводились со второй половины XVI в. Организационно винный откуп обеспечивался кабаком "на откупу", при прекращении откупщиком своей деятельности этот же кабак возглавлял "на вере" выборный либо назначаемый кабацким головой "целовальник". На каждый кабак, приписанный к определенной территории, фискальные органы распределяли доходную разверстку.
Правовой основой винных откупов был контракт, заключаемый на торгах правительственным органом с откупщиком. Контракт регламентировал порядок реализации (продажи) алкогольных напитков (цену, время, условия и т.д.). Откупщик не являлся частным лицом и именовался "коронным поверенным", т.е. доверенным царя с весьма широкими полномочиями. Доходы,
получаемые откупщиком от реализации алкогольных напитков, согласно "Уставу о винокурении", были собственностью короны. Откупщики не получали от казны платы за свою деятельность. Легальными источниками их личных доходов являлись:
1) изготовление и реализация алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.); 2) продажа закуски; 3) денежные штрафы с корчемников - лиц, нарушавших закон (изготовлявших и вне кабака продававших спиртные напитки). Однако основные доходы откупщики получали за счет обмера, обсчета покупателей крепких алкогольных напитков, фальсификации водки.
Откупная система способствовала обогащению откупщиков, собиравших в 2-3 раза большие суммы доходов, чем они сами вносили в казну. Откупная система являлась одним из источником первоначального накопления капитала, способствовала разорению мелких товаропроизводителей. Винные откупа порождали взяточничество, коррупцию и должностные преступления среди чиновничества царской России.
Откупная система подвергалась резкой критике со стороны многих общественных деятелей.
Наиболее подробно недостатки и вредные последствия откупов как "несовершенной формы взимания государственных налогов или пошлин" нашли отражение в статье Н.Г. Чернышевского "Откупная система". Отмечая, что "чем значительнее отрасль государственных доходов, отдаваемая на откуп, тем сильнее отразятся его результаты на общественной жизни, и чем щекотливее самый источник дохода, тем чувствительнее будут последствия исключительно денежных оснований, на которых он разрабатывается откупом", Чернышевский указывал, что в России "отрасль доходов, отдаваемых на откуп, составляет самую значительную статью государственного дохода. По приблизительным вычислениям, откуп доставляет слишком вдвое больше, нежели государственные имущества, и в два с половиной раза более, нежели таможенные пошлины, один доставляя почти третью часть всех государственных доходов. При такой громадной важности этой статьи понятно, что сила, приобретаемая откупом, оказывается непобедимой почти во всех столкновениях его с другими общественными интересами".
В качестве вредных последствии системы откупов Чернышевский указывал: 1) истощение тех источников, на которых основываются доходы правительства и его могущество; 2) на взимание с народа суммы гораздо большей, нежели какая получается правительством; 3) на разрушение нравственных убеждений в народе: 4) на ослабление стимулов к честному труду. Кроме того. передавая часть своих прав нескольким частным лицам, государство лишается свободы действий. "Каково бы ни было подчинение откупщика местным властям по формальным условиям откупного контракта, откупщик все-таки имеет свой круг действия, в котором распоряжается он. Интересы правительства всегда связаны с выгодами общества; оно всегда до известной степени сознает эту связь и заботится о национальном благе. Совершенно не таково положение откупщика:
до будущности общества ему нет никакого дела, он думает только о том, чтобы как можно больше собрать с общества ныне. Потому система откупов расстраивает нацию, истощает средства, которыми может располагать правительство.
Откуп стремится как можно скорее истощить материальные средства населения, - вдобавок, он разрушает моральный капитал, которым могли бы скоро быть восстановлены все потери".
Считая, что откупная система в принципе неисправима и не допускает никаких улучшений, Чернышевский поддерживал ее замену акцизом, что должно было увеличить государственный доход. Потенциальная фискальная выгода оценивалась в 30-35 млн. руб. Следует отметить, однако, что подобные оценки экономической эффективности перехода от винных откупов к винному акцизу обычно не учитывали необходимого увеличения штата акцизных чиновников и расходов на проведение контрольных мероприятий.
С отменой крепостного права (1861 г.) винные откупа как система сбора кабацких денег в пользу казны пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими условиями. Винные откупа были отменены и заменены винным акцизом (1863 г.) - более прогрессивной системой получения казной доходов от реализации алкогольных напитков. Акцизная система в Российской империи действовала с некоторыми дополнениями и изменениями с 1863 г. по 1895 г., когда ее сменила система казенной продажи питей (питейная монополия). Акцизная система продолжала действовать во многих местностях России и после введения питейной монополии.
В Российской Империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917 г. в России акцизами не облагались импортируемые товары - они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.
В конце XIX - начале XX в. объектами акцизного обложения были: 1) продукция свеклосахарного производства; 2) крепкие напитки; 3) табак; 4) осветительные нефтяные масла; 5) спички. До 1 января 1881 г. существовал акциз с соли. По государственной росписи 1889 г. поступления по видам акцизов составляли: с свеклосахарного у производства 17,2 млн. руб., с питейных доходов - 256,9 млн. руб., с табака - 26,2 млн. руб., с осветительных масел - 8,0 млн. руб.
Рассмотрим порядок взимания акцизов.
Акциз с свеклосахарного производства впервые был введен в 1848 г. Акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости снарядов (аппаратов) и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного сахарного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы машин в 1864 г. было установлено вместо одной три нормы (4,5%, 5% и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
По правилам 1872 г. все заводы были разделены по местоположению, устройству и различию снарядов и соответственно этому делению были установлены новые нормы выходов. 12 мая 1881 г. эти нормы вновь были пересмотрены, а также изменены правила исчисления акцизов: акциз исчислялся по количеству выделанного сахара, определенному взвешиванием и взимался до 1 августа 1883 г. по 50 коп. с пуда, а до 1 августа 18