Практика казначейского исполнения бюджета

Назад

Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 годА.П. Мурзаков, председатель Комитета по финансам администрации города Саратова, заслуженный экономист РФ

Внедрение казначейской системы исполнения бюджета началось в Саратове в феврале 1999 г. одновременно с внедрением этой системы по областному бюджету. Переход на казначейскую систему проходил поэтапно, в соответствии с предложенной финансовым управлением программой, где были определены необходимые технологические и технические мероприятия для перехода на казначейскую систему: внедрение технологии финансирования с единого счета, обучение персонала работе с программой, изменение документооборота, взаимодействие с ГРКЦ и ОФК.

Объем работы был большим, и успех ее во многом зависел от правильной организации, четкого и последовательного выполнения всех поставленных задач.

Первым шагом в этом направлении было преобразование финансового управления в Комитет по финансам администрации города, в структуре которого было создано управление предварительного контроля, состоящее из 2 отделов: отдела предварительного контроля и операционного-кассового обслуживания расходов бюджета. Следующим шагом было разработка инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов, на основании которой был сформирован образец пакета документов, необходимых для открытия лицевого счета. Комитетом но финансам были проведены расширенные совещания с участием главных распорядителей, получателей бюджетных средств, где были доведена информация по переводу бюджетополучателей на казначейское исполнение бюджета. Был подготовлен перечень главных распорядителей, получателей средств бюджета с указанием сроков перевода на казначейскую систему, при этом учитывалась степень подготовленности каждого конкретного подразделения. После подготовительного периода мы перешли непосредственно к переводу учреждений на систему предварительного контроля (казначейская система).

В настоящее время переведено 507 получателей средств бюджета города, по которым открыто в Комитете по финансам 656 лицевых счетов.

Следует заметить, что наряду с обслуживанием учреждений, финансируемых за счет средств бюджета города, Комитету по финансам по поручению Минфина области было передано обслуживание 96 учреждений, 41инанси-руемых за счет областного бюджета, по которым в Комитете по финансам открыто 171 лицевой счет.

Отличительной особенность становления казначейской системы исполнения бюджета города в Саратове является то, что переведена была только расходная часть бюджета. Сбор доходов по городу с 1999 г. осуществляется отделением федерального казначейства г. Саратова. С отделением заключен договор на обслуживание, по которому ежедневно происходит зачисление доходов бюджета города на единый доходный счет Комитета по финансам.

Несмотря на то, что на территории города находится 6 административно-территориальных образований, бюджет города с 1997 г. един, в результате этого достигнуто более равномерное финансирование и социально-экономическое развитие районов города, вне зависимости от поступления доходов по каждому району.

Казначейское исполнение бюджета по бюджетополучателям осуществляется непосредственно в Комитете по финансам и 6-ю районными финансовыми управлениями (отделами) города в зависимости от подчиненности. С 4 наиболее отдаленными районами установлена модемная связь с Комитетом по финансам для сбора оперативной информации. Для того, чтобы использовать автоматизированную программу АС "Бюджет" с элементами казначейской системы у бюджетополучателей, необходимо 100% оснащение их компьютерной техникой. В настоящее время, как эксперимент, планируется установка удаленных рабочих мест "УРМ", в одном из комитетов, имеющих централизованную бухгалтерию. Этот вариант наиболее приемлем, так как позволит оперативно решать вопросы финансирования, экономить время по преодолению расстояния от финансовых отделов до банков.

В банках г. Саратова (ГРКЦ-1,2 и СБ РФ) открыто 7 счетов системы предварительного контроля, на которые ежедневно зачисляются денежные средства для осуществления финансирования подведомственных учреждений, распорядителей бюджетных средств в зависимости от подчиненности. Ежедневно в управление предварительного контроля и районные финансовые управления, в отделы комитета по финансам поступают от распорядителей, получателей средств бюджета города заявки па первоочередное финансирование с предъявлением оправдательных (первичных документов) за фактически оказанные услуги, выполненные работы, начисленную з/плату и т.д. Исходя из суммы поступивших доходов и утвержденного лимита финансирования на месяц, распорядителю, получателю бюджетных средств осуществляется выделение денежных средств.

На следующий день после подтверждения финансирования, распорядители бюджетных средств представляют в Комитет реестр распределения выделенных средств по подведомственным им учреждениям в разрезе экономических статей бюджетной классификации. Бюджетные учреждения, в свою очередь, представляют платежные поручения на перечисление средств за выполненные работы и оказанные услуги с лицевых счетов, открытых им в Комитете, на расчетные счета непосредственных исполнителей услуг (поставщиков товаров), открытых в учреждениях банков. По получателям бюджетных средств, не являющихся бюджетными учреждениями, перечисление денежных средств осуществляется Комитетом по финансам с аналитических лицевых счетов, открытых в Комитете по финансам, на их расчетные счета в банке. Отсутствие электронного документооборота в Комитете по финансам с банком и бюджетополучателями не позволяет максимально сократить сроки прохождения платежных документов, а также их количество. В настоящее время - это самая важная задача, стоящая перед нами в рамках программы по дальнейшему совершенствованию казначейской системы исполнения бюджета города. С руководством Главного Управления Центрального Банка РФ по Саратовской области ведется постоянная работа и к концу 1 квартала 2002 г., мы уже реально положительно решим этот вопрос. В Комитете по финансам уже подготовлена необходимая материально-техническая база для осуществления данного проекта.

В процессе работы обозначились многие проблемные вопросы финансирования бюджетополучателей, это прежде всего финансирование муниципального заказа, предприятий ЖКХ, роль и совершенствование работы централизованных бухгалтерий распорядителей в условиях казначейского исполнения бюджета города.

Говоря о достигнутом, стоит сказать о том, что казначейское исполнение бюджета позволило значительно сократить кредиторскую задолженность, предупредить нецелевое использование бюджетных средств, при последующем контроле сократить допущенные бюджетными учреждениями нарушения, улучшить качество планирования бюджета, повысить качество отчетов по кассовому исполнению бюджета. Особо хочется остановится на том, что казначейское исполнение бюджета обеспечило прозрачность денежных потоков бюджетных средств не только в разрезе учреждений, но и по направлениям расходов по статьям экономической классификации.

Уже третий год мы работаем по казначейскому исполнению бюджету города. Если на первых этапах (1999-2000 гг.) наша работа, в основном, была нацелена на перевод бюджетополучателей на эту систему и решением всех организационных вопросов по обеспечению компьютерной техникой, постоянного совершенствования программы и т.д., то с 2001 г. перед нами стояли задачи совершенствования казначейского исполнения бюджета в рамках Бюджетного кодекса.

С января текущего года мы начали работу по постановке на учет принятых бюджетополучателями денежных обязательств по отдельным кодам экономической классификации: топливно-энергетические ресурсы, вода, медикаменты, питание, капвложения, капремонт. Как мы и предполагали, основной проблемой, с которой мы столкнулись при выполнении данной работы, стало оформление договоров на местах. Казначейское исполнение бюджета диктовало обязательность заполнения всех финансовых показателей в договорах, в то время как ранее в договорах зачастую имелись только натуральные показатели объема представляемых услуг. Такой договор поставить на учет не представлялось возможным, - поэтому было принято решение заключать дополнительные соглашения к уже существующим договорам, на что потребовалось, естественно, дополнительное время. Хочется подчеркнуть и то, что в основном при заключении договоров с бюджетными учреждениям, условия оплаты диктовались поставщиками услуг, причем зачастую с нарушениями действующего законодательства РФ. На всех уровнях Комитету приходилось отстаивать свою позицию, основанную на требованиях Бюджетного кодекса РФ о том, что по договорам, где источником финансирования являются средства бюджета города, оплата должна производиться по факту оказанных услуг, поставки товаров и т.д.

По указанным причинам, из-за неоднократного возврата договоров на доработку, подтверждение комитетом по финансам принятых бюджетных обязательств растянулось на 5 месяцев.

Минувший год был непростым как для бюджетополучателей, так и для распорядителей бюджетным средств, но несомненно то, что был накоплен определенный опыт и сделаны выводы.

Результатом этой работы стало то, что на учет было поставлено около трех тысяч договоров на общую сумму свыше 260 млн. руб. В процессе постановки на учет бюджетных обязательств были выявлены случаи нарушений, устранение которых позволило предотвратить возникновение но разным причинам несанкционированной кредиторской задолженности, в частности по топливно-энергетическим ресурсам на 35 млн. руб.

Автоматизированная программа по учету обязательств позволяет ежедневно иметь информацию о ходе исполнения договоров и в случаях, когда имеют место отклонения, работать с главными распорядителями или учреждениями по исполнению договорных обязательств, другими словами повысилась оперативность при осуществлении финансирования расходов социально-экономической значимости.

Можно утверждать, что итогом этой работы стало отсутствие задолженности по обязательствам текущего года по топливно-энергетическим ресурсам, более того мы добились и значительного снижения кредиторской задолженности прошлых лет по данному виду расходов.

С 2002 г. постановка на учет денежных обязательств будет производиться по всем кодам экономической классификации. Накопленный практический опыт подтверждает необходимость проведения этой работы, так как способствует выполнению задач по упорядочению расходов за счет средств бюджета города. Принятие денежных обязательств бюджетными учреждениями будет осуществляться строго в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Обязательства, в части превышающей лимиты не будут приниматься к финансированию за счет средств бюджета города. Таким образом, будет решена задача прекращения роста несанкционированной кредиторской задолженности, которая за последние ряд лет имела тенденцию к нарастанию.