Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 годМ.В.Дронюва, казначей УФК Минфина России по Самарской области
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный долг представляет собой обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, а также некоторые другие обязательства, принятые Российской Федерацией.
К основным составляющим внутреннего государственного долга России сегодня можно отнести:
а) часть долга, оформленного ценными бумагами, среди них: целевой заем 1990 г.; государственный внутренний заем Российской Федерации 1991 г.; государственный внутренний заем 1992 г.; казначейские обязательства; государственные краткосрочные облигации (ГКО);
облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); государственный сберегательный заем; векселя Министерства финансов Российской Федерации; облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ) и другие ценные бумаги;
б) государственные гарантии, предоставляемые, как правило, на конкурсной основе;
в) целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ.
Такая многогранность государственного внутреннего долга требует серьезною подхода к проблеме управления и обслуживания операций государственного долга.
Проблема российских долгов, безусловно, не является непреодолимой, и она последовательно решается. Этому способствует государственная финансовая политика, направляемая на поддержку и стимулирование инвестиционной деятельности, создание благоприятного климата для частных капиталовложений. Особое внимание уделяется сбережениям населения как одному из источников финансирования инвестиций.
Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. При этом величина номинала этих обязательств приравнивается к первоначальному номиналу вложенных в указанные сбережения денежных средств с учетом условий договора денежного вклада за весь период существования вклада.
Однако пока не сформирована нормативно - правовая база, предусматривающая перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства, а также устанавливающая порядок их обслуживания. В настоящее время определен только порядок предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке России по состоянию на 20 июня 1991 г. и в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 г.
Первая компенсационная выплата осуществлялась в
1991 году в соответствии с Указом Президента СССР от 22.03.1991г. №УП-1708 "О компенсации населению потерь от обесценения сбережений в связи с единовременным повышением розничных цен". Компенсации производились по всем видам имеющихся вкладов исходя из их остатка на 1 марта 1991 г. и рассчитывались как 40-процентная выплата на остаток вклада.
В соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. №2297 "О единовременных компенсациях вкладчикам Сберегательного банка РФ, имевшим вклады на 1 января
1992 года" в 1994 г. проводилась вторая компенсация обесценившихся сбережений граждан, остатки вкладов по состоянию на 1 января 1992 г. были увеличены в три раза.
Начиная с 1996 г. Правительством РФ ежегодно разрабатывается порядок предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в Сберегательном банке по состоянию на 20 июня 1991 г. В 1996 г. выплата Сбербанком предварительной компенсации по гарантированным вкладам началась с категории граждан, родившихся в 1916 г. и ранее; постепенно круг лиц, имеющих право на получение предварительной компенсации по вкладам в Сберегательном банке РФ, расширялся. В настоящее время осуществляется выплата гражданам, родившимся до 1928 г. включительно, инвалидам I группы, участникам Великой Отечественной войны, инвалидам II группы по 1940 г. рождения включительно, родителям детей-инвалидов.
Выплату предварительной компенсации гражданам осуществляют отделения Сберегательного банка.
Начиная с 1998 г. органы федерального казначейства на основании заданий Главного управления федерального казначейства контролируют целевое использование, своевременность и полноту зачисления средств федерального бюджета, выделенных отделениям Сбербанка на погашение государственного внутреннего долга в части предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан РФ в Сберегательном банке.
В ходе проверок органами федерального казначейства неоднократно были установлены нарушения бюджетного законодательства: нецелевое использование отделениями Сбербанка средств федерального бюджета, выделенных на компенсацию вкладов граждан, несвоевременное зачисление средств территориальным Сбербанком на счета отделений. Кроме того, регулярно наблюдалось нерациональное использование бюджетных средств, выделенных для выплаты компенсации вкладов граждан РФ: от 5 до 15% средств, поступающих за год из федерального бюджета на эти цели неоднократно перераспределялись между отделениями Сбербанка, то есть методика определения необходимого размера средств для обеспечения бесперебойной выплаты компенсации исходя из суммы фактических выплат за предыдущий период зачастую не оправдывала себя. В результате бюджетные средства фактически перегонялись из отделения в отделение или, что еще хуже, использовались банком в качестве своих свободных ресурсов.
Совсем по-другому и, на наш взгляд, более продуманно организована работа по выплате предварительной компенсации гражданам по их вкладам (взносам) в организациях государственного страхования. В этом случае органы федерального казначейства непосредственно участвуют в финансировании расходов федерального бюджета, связанных с погашением государственного внутреннего долга.
Как показывает практика работы по осуществлению данных операций в Самарской области, филиалы Росгосстраха в соответствии с Порядком проведения в текущем году предварительной компенсации отдельным категориям граждан по их вкладам (взносам) страхования и на основании Соглашения между Минфином России и ОАО "Росгосстрах" от01.08.01г. №01-01-06/05-489 осуществляют прием заявлений от владельцев гарантированных вкладов и в течение 5 дней с момента подачи заявления проводят проверку документов, подтверждающих наличие вклада (взносов) по договору страхования до 1 января 1992 г. окончания (прекращения) договора страхования и даты произведенных выплат по закончившимся договорам вкладчику (наследнику) или его представителю.
После проверки соответствующих документов филиалы Росгосстраха еженедельно передают в территориальные отделения федерального казначейства заявки на перечисление предварительной компенсации гражданам РФ с указанием суммы компенсации и реквизитов счетов получателей. Отделения федерального казначейства, в свою очередь, в этот же день передают заявки в Управление для обобщения и направления сводной заявки в ГУФК. В течение одного-двух дней после направления сводной заявки Управление получает из ГУФК средства по реестру на выплату компенсации и не позднее следующего рабочего дня перечисляет средства на счета владельцев гарантированных вкладов. Таким образом, с момента подачи гражданином заявления на выплату компенсации по вкладу до момента зачисления суммы компенсации на его счет проходит около 10 рабочих дней.
При такой организации работы по выплате компенсации гражданам РФ по их гарантированным вкладам, бюджетные средства используются более рационально, так как выделяются из федерального бюджета под реальную потребность. Кроме того, средства проходят через счета органов казначейства, что исключает возможность их использования на цели, не связанные с выплатой компенсации по вкладам или несвоевременного зачисления на счета владельцев гарантированных вкладов.
Здесь рассмотрено только одно из направлений погашения государственного внутреннего долга органами федерального казначейства в сравнении с аналогичными выплатами отделениями Сберегательного банка, и сомнений в преимуществе выполнения функций по обслуживанию государственного долга казначейством не возникает.
Управление государственным долгом - прерогатива Правительства РФ. Отсюда явно напрашивается необходимость разработки стратегии, определяющей целесообразность, размеры и условия привлечения внешних и внутренних заимствований, исходя из состояния и перспектив развития экономики страны. Что касается вопроса обслуживания государственного долга, то технически эти функции могут и должны осуществлять органы федерального казначейства.