Функционирование казначейства в условиях использования единого казначейского счета

Назад

Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 год

Л.А. Лопина, начальник отдела ГУФК Минфина России

Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета (ЕКС) является качественно новой технологией исполнения федерального бюджета, в которой принципиальным является следующее:

  • централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом Главному управлению федерального казначейства Минфина РФ (ГУФК);
  • централизация операций по доходам бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации на одном банковском счете, открытом УФК по субъекту Федерации для учета налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему; распределение доходов от их уплаты между разными уровнями бюджетов бюджетной системы и проведение операций по расходам федерального бюджета на уровне УФК;
  • ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета.

При функционировании ЕКС налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет УФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. Ежедневно УФК распределяет в соответствии с законодательством доходы, поступившие за предыдущий период на счет по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства по разным уровням соответствующих бюджетов и перечисляет доходы на счета по учету средств бюджета субъекта Федерации, муниципальных бюджетов, на счет государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый ГУФК в учреждениях Банка России, а также осуществляет возврат налогоплательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах доходов соответствующих бюджетов и остатка средств на счете.

УФК ежедневно передают отделениям федерального казначейства по городу, району (ОФК) информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необходимой им информации о поступивших налогах и сборах.

При наличии соответствующих технических возможностей информация о поступивших налогах и сборах передается УФК непосредственно в управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам субъекта Федерации для последующего доведения до территориальных налоговых органов.

Учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы РФ, осуществляемой органом федерального казначейства, позволит органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и налоговым органам оперативно получать адекватную информацию о поступивших на территории соответствующего административно-территориального образования налогах и сборах.

Перечисление средств на проведение расходов федерального бюджета осуществляется ГУФК в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК в объеме, необходимом на операционный день для проведения расходов федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК.

ГУФК производит перевод средств федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня в учреждения Банка России, а их зачисление на счет УФК производится в обязательном порядке в начале следующего операционного дня.

В целях управления платежами из федерального бюджета в пределах его реальных возможностей финансирование бюджетных учреждений осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства.

При этом бюджетные учреждения и организации не должны иметь отдельных счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем, это не ограничивает самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в рамках предоставленных им полномочий по использованию выделенных им бюджетных средств.

УФК осуществляет оплату расходов федерального бюджета получателей бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на счете и весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждение Банка России перечисляет на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые со счетов УФК. ГУФК ежедневно осуществляет перечисление средств с ЕКС региональным УФК. Учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации в разрезе субъектов Федерации нарастающим итогом с начала года осуществляется ГУФК в Главной книге федерального казначейства, которая является основным учетным регистром.

Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета разработана Минфином России совместно с Центробанком и одобрена распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р.

Концепция функционирования ЕКС может быть реализована при условии создания интегрированной информационной системы федерального казначейства на базе компьютерных технологий и повсеместного перевода учреждений Банка России на электронные платежи.

Внедрение системы ЕКС предполагается осуществить в два этапа. На переходном этапе завершается перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;

осуществляется централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне УФК; вводится система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК; устанавливается система электронного обмена полноформатными документами между учреждением Банка России и УФК в субъектах Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов; проводится эксперимент по отработке технологии централизованного на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных между ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными платежными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.

В переходный период при наличии системы электронного документооборота между УФК и ОФК закрываются счета ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета и средств федерального бюджета.

Налогоплательщики перечисляют в установленном порядке налоги и сборы на счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, открытые УФК. При этом важное значение имеет качество поступающих в УФК через платежную систему Банка России платежных документов, заполняемых налогоплательщиками.

Территориальные налоговые органы передают в УФК информацию, необходимую для учета и распределения доходов в разные уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

УФК ежедневно распределяет налоги, поступившие за прошлый день, по разным уровням бюджетов и перечисляет суммы доходов, причитающиеся соответствующим бюджетам на их счета в учреждении Банка России или кредитные организации, а также производит возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов на основании распоряжений налоговых органов. На счет УФК по учету доходов федерального бюджета поступает доля доходов федерального бюджета.

УФК перечисляет доходы федерального бюджета на финансирование расходов через специальный счет "Доходы федерального бюджета, перечисленные на финансирование расходов".

В случае обращения органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления с просьбой о принятии на кассовое обслуживание - исполнения их бюджета органами федерального казначейства (УФК, ОФК) открываются дополнительные счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, на которые зачисляются распределяемые и "не распределяемые" региональные и местные налоги и сборы субъектов Федерации и местные налоги и сборы. Сумма доходов, причитающаяся соответствующим бюджетам после распределения в установленном порядке, перечисляется органами федерального казначейства на счета бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Операции по расходам федерального бюджета со счета по учету средств федерального бюджета осуществляются УФК на основании документов, поступающих по системе электронного документооборота из ОФК.

При отсутствии системы электронного документооборота между УФК и ОФК, а также УФК и учреждением Банка России счета отделений федерального казначейства по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, по учету доходов и по учету средств федерального бюджета в учреждениях Банка России или кредитных организациях сохраняются до внедрения указанной системы в ОФК, УФК и учреждениях Банка России.

В этом случае доходы бюджетов со счета по учету налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства, ОФК перечисляет на соответствующие счета бюджетов. Сумма доходов федерального бюджета ежедневно перечисляется ОФК на счет УФК по учету доходов федерального бюджета в учреждении Банка России.

Для осуществления расходов федерального бюджета ОФК представляет заявку в УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов следующего дня. УФК перечисляет в течение дня средства федерального бюджета на счет ОФК. На основании поручений получателей средств федерального бюджета ОФК осуществляет кассовые расходы в соответствии с целевым назначением, указанным распорядителем средств федерального бюджета в документах по доведению объемов финансирования получателю средств федерального бюджета.

ОФК ежедневно перечисляет остатки неиспользованных средств на счет УФК. Расходные операции по перечислению средств со счета по учету средств федерального бюджета ОФК после перечисления остатков не производятся.

На завершающем этапе осуществляется:

  • объединение четырех счетов на уровне УФК по учету: налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета, доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;
  • открытие ГУФК счета - ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации;
  • установление системы электронного документооборота между ГУФК и учреждением Банка России, а также ГУФК и УФК;
  • подключение учреждений Банка России во всех субъектах Федерации к системе межрегиональных электронных расчетов;
  • обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, перечисленных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС производилось в один операционный день учреждения Банка России;
  • пересмотр совместных указаний Минфина РФ и Банка России, касающихся взаимоотношений органов федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов федерального казначейства;
  • внесение изменений в нормативные документы Банка России в части составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.

Сложность задачи, стоящей перед Российской Федерацией по обеспечению управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов заключается в особенностях географического положения страны:

большая протяженность и множество часовых поясов, а также федеративное устройство системы государственной власти. Поэтому решение поставленной задачи возможно только посредством создания компьютерных технологий и обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета.

Значение концепции функционирования ЕКС для эффективного функционирования казначейской системы в России определяется следующим:

  • ускоряется доступность доходов федерального бюджета для их использования;
  • информация об объемах поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации становится актуальной, поскольку резко увеличивается скорость ее получения;
  • ежедневно становится доступной информация об объеме налогов и сборов, поступающих на территориях субъектов Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации по нормативам их распределения, установленных законодательством РФ;
  • Правительство России получит возможность ежедневно иметь информацию о движении средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию главными распорядителями средств федерального бюджета, а также по территориям;
  • Получаемая своевременная прозрачная информация о движении средств на счетах органов федерального казначейства по поступлениям и выплатам из федерального бюджета позволит Правительству РФ сделать объективную оценку имеющихся в наличии средств, в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета на краткосрочную и среднесрочную перспективы;
  • Правительство Российской Федерации получит возможность эффективного управления средствами федерального бюджета, при этом сократится необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что, в конечном счете, приведет к сокращению расходов федерального бюджета, направляемых на обслуживание государственного долга; сократится краткосрочная ликвидность средств кредитных организаций в результате нахождения средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях.

Все вышеперечисленные преимущества, которые появляются с введением ЕКС, в совокупности с возможностями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств, создают реальные предпосылки эффективного управления и целевого использования средств федерального бюджета всеми участниками бюджетного процесса.

В целях создания условий для внедрения ЕКС МНС России совместно с Минфином России и ГТК России разработаны и утверждены приказом от 01.10.2001 г. "Правила указания информации в полях "Плательщик" и "Получатель" расчетных документов на перечисление платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех

уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также взыскание недоимок, пеней и штрафов".

Налогоплательщики при перечислении платежей на счета по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, открытые органам федерального казначейства, платежные документы должны заполнять в строгом соответствии с вышеперечисленными правилами.

В рамках реализации Концепции функционирования единого счета федерального казначейства в 2000 и 2001 гг. Минфин России была проведена работа по установлению нового порядка движения и учета средств федерального бюджета. По состоянию на 31 декабря 2001г. в 57-ми Управлениях федерального казначейства внедрены элементы единого счета, в 50-ти - по учету доходов федерального бюджета, в 21-ом - по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства, в 16-ти - по учету расходов федерального бюджета.

Банком России совместно с Минфином России и МЫС России разработаны нормативные документы по закрытию транзитных счетов органов федерального казначейства по учету доходов федерального бюджета. В декабре 2001 г. транзитные счета были закрыты.

В 2001 г. изменен порядок прохождения средств федерального бюджета на финансирование расходов, что позволило путем централизации поступивших за день доходов федерального бюджета на счет ГУФК ускорить их использование на пять операционных дней.

В ноябре 2001 г. в четырех субъектах Федерации (Чувашия, Ульяновская, Саратовская и Камчатская области) был проведен эксперимент по ежедневному перечислению доходов федерального бюджета, поступивших на данных территориях, на счет Главного управления федерального казначейства (ГУФК).

Кроме того, в 2001 г. была проведена работа по включению управлений федерального казначейства в состав участников обмена электронными документами при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России. По результатам данной работы все, за исключением девяти УФК по субъектам Федерации подключены к системе электронного документооборота с учреждениями Банка России.

В ушедшем году Главным управлением федерального казначейства были закрыты 65 счетов по учету доходов федерального бюджета, открытых ранее в ОПЕРУ-1 Банка России.

В рамках реализации Концепции функционирования ЕКС в 2002 г. Минфином России запланированы следующие мероприятия:

  • завершение централизации учета операций по исполнению доходной части федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив закрытие в ОФК банковских счетов по учету доходов федерального бюджета
  • продолжение централизации осуществления операций по исполнению федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив, исходя из качества заполнения платежных документов по перечислению налогов и сборов, постепенное закрытие в соответствующих ОФК банковских счетов по учету налогов распределяемых органами федерального казначейства, а также проведение безналичных операций со средствами федерального бюджета через платежную систему Банка России через счета УФК;
  • завершение работы по установлению электронного документооборота между УФК и Главными управлениями Банка России по субъектам Федерации, а также с управлениями МНС России по субъектам Федерации.
  • продолжение работы по установлению электронного документооборота между УФК и ОФК.