Источник: журнал ''Финансы'' N3 за 2002 год
- Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2001 г. № 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", операции по реализации изделий медицинского назначения облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10%. Данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не рацее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Учитывая изложенное, при реализации на территории Российской Федерации товаров медицинского назначения после 1 января 2002 г. следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%.
- Согласно указанному закону, с 1 января 2002 г. при реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10%.
В целях объективной оценки влияния налога на добавленную стоимость на ценообразование, в том числе в зависимости от размера ставок этого налога, необходимо учитывать действующий принцип применения налога на добавленную стоимость от этапа производства продукции (в данном случае лекарственных средств) до конечного этапа - розничной торговли.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организациями, осуществляющими деятельность по реализации лекарственных средств (в том числе предприятиями-изготовителями, организациями оптовой и розничной торговли), по материальным ресурсам производственного назначения, принимаются к вычету при исчислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет. В связи с этим для уплаты налога в бюджет налогоплательщику нет необходимости повышать цены на реализуемую продукцию в размере, равном налоговой ставке, поскольку в бюджет уплачивается сумма налога на добавленную стоимость, уменьшенная на величину этого налога, уплаченного по материальным ресурсам производственного назначения.
До вступления в силу положений вышеуказанного закона, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные организациями, реализующими лекарственные средства, не подлежащие налогообложению, согласно законодательству к вычету не принимались, а относились на издержки производства и обращения.
Учитывая изложенное, рост цен на лекарственные средства в связи с введением налога на добавленную стоимость по ставке в размере 10%, не может составлять более 5-8% к розничной цене этих товаров (в зависимости от ранее сложившегося уровня рентабельности организаций-налогоплательщиков).
- Следует иметь в виду, что в соответствии со статьями 7 и 34 указанного выше Закона № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года подпункт "ч" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) исключен;
налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы отменен с 1 января 2001 г.
В связи с изложенным по товарам (работам, услугам), отгруженным (выполненным, оказанным) до 1 января 2001 г., оплата за которые поступила после 1 января 2001 г., при принятой для целей налогообложения учетной политике "по оплате" налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной с4>еры не исчисляется и не уплачивается.
- Одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы Российской Федерации является реальное снижение налоговой нагрузки на экономику, в первую очередь, за счет отмены налогов и сборов, оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность, включая налоги и сборы, имеющие целевую направленность.
Предложения о снижении ставки налога на пользователей автомобильных дорог, а также последующей его отмене были внесены Правительством Российской Федерации на основании бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2000 г.
Указанные предложения получили законодательную поддержку обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации и реализованы Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".
Так Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ отменены налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в частности, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств. Налог на пользователей автомобильных дорог, также служащий источником образования дорожных фондов, отменяется поэтапно. В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона с 1 января 2001 г. ставка налога на пользователей автомобильных дорог снижена до 1 %, а в соответствии со ст. 5 с 1 января 2003 г. указанный налог подлежит отмене в связи с тем, что Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" с той же даты утрачивает силу.
Следует отметить, что в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2001 году, а также в бюджетном послании "О бюджетной политике на 2002 год" в качестве стратегического приоритета предусмотрена окончательная отмена налогов с оборота.
Данный подход соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации, которые не предусматривают возможность установления налогов и сборов, имеющих целевую направленность.
Таким образом, в условиях снижения ставки налога на пользователей автомобильных дорог и его полной последующей отмены, предложение о внесении в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" изменений, предусматривающих увеличение в 2002 г. ставки налога на пользователей автомобильных дорог не могут быть поддержаны.
- Для целей признания в бухгалтерском учете доходов, расходов по хозяйственным операциям, выявления финансового результата деятельности организации и отражения этих показателей в бухгалтерской отчетности следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 32-н, и Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от б мая 1999 г. № 33-н (Положения введены в действие с 1 января 2000 г.).
Так, в соответствии с ПБУ 9/99 организации, оказывающие услуги, должны формировать доходы от оказания услуг в части обычных видов деятельности, исходя из условий договоров между организацией и заказчиком, с отражением их по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счет 90 "Продажи" по новому Плану счетов) в корреспонденции со счетами учета расчетов в разрезе плательщиков.
Учитывая изложенное, мнение налоговой полиции о том, что дополнительные средства от населения по отоплению, техническому обслуживанию жилого фонда и другим услугам согласно заключенным договорам с подрядными организациями для дирекции единого заказчика являются выручкой и должны учитываться на счете 90 "Продажи" (по новому Плану счетов), является правомерным.
- В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 2 апреля 1993 г. № 4737-1 "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" (с изменениями и дополнениями) организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, уплачивают сбор ежеквартально из прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении, исходя из фактически полученной выручки от реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг) в срок до 20 числа месяца, следующего за последним месяцем истекшего квартала по ставкам, указанным в абзацах втором и третьем части первой ст. 2 Закона.
При этом в ст. 3 указанного Закона предусмотрено, что другие организации (т.е. организации, которые в течение календарного года не осуществляли предпринимательской деятельности) уплачивают фиксированный ежегодный сбор не позднее 25 марта года, следующего за отчетным по ставке, указанной в абзаце четвертом части первой ст. 2 Закона.
Из данной нормы Закона следует, что к одному и тому же плательщику сбора в течение календарного года (т.е. налогового периода) не могут быть применены различные объекты обложения.
В связи с изложенным в случае осуществления организацией (в т.ч. некоммерческой) предпринимательской деятельности хотя бы в одном из отчетных периодов (кварталов) календарного года и уплаты ею сбора с выручки от реализованной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), к ней норма, предусматривающая взимание ежегодного (разового) сбора применена быть не может.