Источник: ''Финансовая Россия''Айдар КОЖАХМЕТОВ
Двухлетняя война Центробанка за независимость закончилась. На прошлой неделе Госдума приняла во втором чтении злополучные поправки в закон о ЦБ.
В окончательном варианте новая редакция закона о ЦБ предоставляет Национальному банковскому совету (НБС) значительно больше полномочий, чем планировалось раньше. Состав его увеличен до 13 человек (2 - от Совета Федерации, 4 - от Госдумы, 3 - от правительства, 3 - от администрации президента). Более того, у НБС теперь будут не наблюдательные, а управляющие функции. Положение об "управляющем органе" из текста документа исчезло, но смысл всех остальных пунктов закона сводится к тому, что ни председатель, ни совет директоров ЦБ не смогут теперь самостоятельно определять кредитно-денежную политику страны.
Несмотря на отчаянное сопротивление Центробанка, к ведению НБС теперь отнесены: контроль над участием Банка России в капиталах кредитных организаций, утверждение ежегодного объема его расходов на содержание персонала, назначение главного аудитора Банка России и т. д.
От того, кто войдет в состав НБС, зависит многое. Номенклатурный вес той или иной персоны в структурах такого рода имеет принципиальное значение. В думских кулуарах поговаривают, что членство в Национальном банковском совете от Госдумы точно обеспечено руководителю комитета по бюджету и налогам Александру Жукову и новому председателю банковского комитета Валерию Зубову. Им придется спорить на заседаниях совета с Сергеем Игнатьевым, Алексеем Кудриным и, возможно, с Германом Грефом.
Если функции НБС в реальности ограничатся контролем над расходами ЦБ на собственное содержание аппарата, то руководство Центробанка сможет вздохнуть с облегчением. А если представители правительства и парламента начнут проводить в жизнь идею девальвации рубля во имя развития отечественной экономики, то, значит, новые пики инфляции не за горами.
Кстати, НБС будет утверждать правила бухучета и отчетности для Банка России, вносить предложения в Госдуму о привлечении Счетной палаты для проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений. Председатель Центробанка Сергей Игнатьев предостерег депутатов от принятия этой поправки, которая, по его словам, "может привести к тупиковой ситуации и параличу деятельности Центробанка", но к голосу Игнатьева не прислушались. Впрочем, парламентарии подстраховались и предусмотрели принцип "двойного ключа", то есть право на инициирование проверки деятельности ЦБ Счетной палатой будет принадлежать совместно НБС и Госдуме.
По замыслу разработчиков новой редакции закона о ЦБ, Национальный банковский совет не имеет права вмешиваться в оперативные действия банка России. Валютные интервенции Центробанка, денежная эмиссия по-прежнему остаются в сфере компетенции совета директоров. Однако в реальности все может повернуться иначе. Правительство неоднократно пыталось прибегнуть к займам ЦБ как к верному средству обеспечить исполнение бюджета. Пока эти попытки не имели успеха. В то, что для давления на ЦБ представители исполнительной власти не воспользуются таким мощным рычагом как Национальный банковский совет, верится с трудом.
Депутаты остались довольны результатами обсуждения спорного законопроекта. Особенно их порадовала возможность разобраться с расходами ЦБ на содержание собственного аппарата. Как сообщили корреспонденту "ФР" в думском комитете по кредитным организациям и финансовым рынкам, на содержание ЦБ тратил сумму, равную затратам "всех остальных федеральных органов власти".
Все хорошо, но в пылу политических интриг многие упустили из виду, что лишение ЦБ независимости может означать запуск печатного станка на полную катушку. Весьма вероятно, что правительство решится пойти на такой шаг в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и в преддверии пиковых платежей по внешнему долгу.