Источник: журнал ''Финансы'' N2 за 2002 год
Приказом Министерства финансов РФ от 9 января 2002 года № 4 утвержден перечень доходов от уплаты налогов (сборов), подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства в 2002 г.
В указанном перечне платежи за пользование лесным фондом (лесные подати и арендная плата за пользование лесным фондом) отнесены к региональным налогам, подлежащим зачислению в размере 100 процентов в бюджет субъекта Российской Федерации.
В то же время законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено зачисление средств, поступающих за счет отчислений лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, и платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда в размере 100 процентов в федеральный бюджет.
Просим дать разъяснения, какой нормой указанного закона следует руководствоваться при уплате лесных податей и на какие счета казначейства перечислять указанную плату?
Статьями 8 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что доходы федерального бюджета в 2002 году формируются в том числе и за счет средств от использования лесного фонда.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Доходы от платы за использование лесного фонда включают в себя средства, поступающие за счет отчислении лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда и подлежат перечислению па счета по учету доходов федерального бюджета, открытые органам федерального казначейства на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета" с указанием в платежном поручении в поле "Назначение платежа" кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2020000 "Доходы от использования лесного фонда".
Доходы за пользование лесным фондом включают средства, поступающие за счет отчислений лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню. Эти платежи относятся к налоговым доходам субъектов Российской Федерации и в размере 100 процентов зачисляются в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации или бюджет закрытого административно-территориального образования.
Указанные платежи подлежат перечислению на счета, открытые органам федерального казначейства на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" с указанием в платежном поручении в поле "Назначение платежа" кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации 1050401 "Лесные подати", 1050402 "Арендная плата за пользование лесным фондом". Данные платежи на территориях субъектов Российской Федерации, не получающих в 2002 году дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, могут зачисляться на счета органов федерального казначейства в соответствии с соглашением, заключенным между администрацией субъекта Российской Федерации и органом федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на основании статьи 165 Бюджетного кодекса РФ.
Пятого марта 2001 года вступил в силу указ Президента РФ № 262 "О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды", который установил, что средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности распределяются между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской.
Однако в 2001 году органы федерального казначейства не распределяли указанные средства, поступающие на их счета, а перечисляли в федеральный бюджет полностью.
Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации действовали нормативные правовые акты, противоречащие данному Указу, что привело к недополучению федеральным бюджетом значительных средств. При этом неисполнение Указа объясняется неправомерностью принятия в течение финансового года, решений, приводящих к снижению доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Просим разъяснить, как изменилась ситуация в 2002 г.
Статьей 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства от продажи государственного имущества, к категории которого относится и земля, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Однако в настоящее время отсутствует четкое разграничение форм государственной собственности земли между федеральной и собственностью субъекта Российской Федерации, что не позволяет отнести имущество (землю) к федеральной или собственности субъекта Российской Федерации.
В связи с этим Указ Президента Российской Федерации № 262 устанавливает порядок распределения средств, поступающих от продажи земельных участков или права их аренды, между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
С учетом изложенного по мнению Министерства финансов Российской Федерации постановка вопроса о выпадающих доходах бюджета субъекта Российской Федерации в процессе реализации вышеуказанного Указа необоснованна.
По существу распределения указанных средств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации следует отметить, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды за вычетом расходов на их продажу по нормам, установленным Правительством РФ, подлежат зачислению на счета органов федерального казначейства для последующего распределения доходов от их поступления между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно приказу Министерства финансов РФ от 9 января 2002 года № 4 "О перечне доходов от уплаты налогов (сборов) и платежей, подлежащих учету и распределению между уровнями бюджетной системы Российской Федерации на счетах органов федерального казначейства в 2002 году" вышеуказанные доходы подлежат учету по коду бюджетной классификации 2040100 "Доходы от продажи земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности". При перечислении средств на счета органов федерального казначейства вышеназванный код обязательно должен быть указан в поле "Назначение платежа" платежного документа.
Сведениями о реквизитах счетов органов федерального казначейства, на которые подлежат перечислению средства от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или их аренды, располагают территориальные органы Министерства имущественных отношений РФ по соответствующему субъекту Российской Федерации.