Источник: журнал ''Финансы'' N2 за 2002 годГ.И. Маклева, заместитель начальника Главного управления федерального казначейства Минфина России Р.Е. Артюхин, главный бухгалтер ГУФК Минфина России
Впервые в Российской Федерации Бюджетным кодексом РФ на уровне закона получили правовое закрепление вопросы бюджетного учета, являющегося одним из традиционных направлений бухгалтерского учета в России. В ст. 240 Кодекса определяются объекты бюджетного учета: доходы бюджета, источники финансирования дефицита, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета. Традиционно в Российской Федерации бюджетный учет подразделяется на два сектора: бухгалтерский учет исполнения бюджетов и бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
Объекты бюджетного учета отражаются в соответствующих секторах бюджетного учета, причем некоторые из них отражаются одновременно сразу в двух секторах. Бухгалтерский учет исполнения бюджетов регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина России от 17 февраля 1999 г. № 15н. В качестве объектов бухгалтерского учета исполнения бюджетов выступают: средства бюджета; расходы бюджета; источники финансирования дефицита бюджета; доходы бюджета; государственный (муниципальный) долг;
бюджетные ссуды, государственные кредиты; расчеты по средствам бюджета; внутриказначейские расчеты, средства переданные и полученные; расходы, доходы будущих периодов; результаты исполнения бюджетов. Объектами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются: основные средства и долгосрочные финансовые вложения; материальные запасы; малоценные предметы; готовая продукция; средства учреждений;
расчеты; расходы; выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги; доходы, прибыли (убытки); фонды и средства специального назначения.
Бухгалтерский учет исполнения сметы доходов и расходов в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н.
Аналитической основой бюджетного учета является бюджетная классификация РФ, утвержденная законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", которая по соответствующим кодам детализирует объекты бюджетного учета, учитываемые на соответствующих балансовых счетах. В соответствии с этой классификацией по кодам детализируются:
доходы бюджета (в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации);
расходы бюджета (в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации);
источники финансирования дефицита бюджета (в соответствии с классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацией источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов российской Федерации);
государственный (муниципальный) долг (в соответствии с классификацией видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации);
государственные внешние активы Российской Федерации (в соответствии с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации).
Можно отметить, что бюджетная классификация Российской Федерации не содержит классификации видов бюджетных ссуд (кредитов), включаемых в состав государственных (муниципальных) финансовых активов.
В ст. 240 Бюджетного кодекса указано, что бюджетный учет основывается на едином плане счетов. Единый план счетов бюджетного учета можно рассматривать в двух аспектах. Во первых, исходя из ст. 29 Кодекса, закрепляющей принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, план счетов должен быть при ведении бухгалтерского учета бюджетов всех уровней. В этом случае обеспечивается единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Во-вторых, понятие "единый план счетов" предполагает наличие плана счетов, в котором систематизированы балансовые счета по всем объектам бюджетного учета.
В настоящее время в Российской Федерации объекты бюджетного учета отражаются на балансовых счетах планов счетов, включенных в вышеуказанные Инструкции по бухгалтерскому учету: Единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов и Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений.
Ст. 240 Бюджетного кодекса предопределяет необходимость формирования единого плана счетов бюджетного учета, в котором должны быть отражены все объекты как бухгалтерского учета исполнения бюджетов, так и бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Учитывая, что государственные внебюджетные фонды входят в бюджетную систему Российской Федерации, в Единый план счетов бюджетного учета должны быть включены счета, предназначенные для учета доходов, расходов, источников финансирования государственных внебюджетных фондов, а также операции, совершаемые в процессе их исполнения.
Поскольку в процессе исполнения федерального бюджета осуществляется формирование государственной (муниципальной) казны, и доходы от использования (реализации) средств государственной (муниципальной) казны подлежат зачислению в бюджет, в Единый план счетов бюджетного учета подлежат также включению счета, характеризующие состояние и операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, недвижимым имуществом, не закрепленным за учреждениями (предприятиями) в оперативное управление (хозяйственное ведение).
Необходимо отметить, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О бюджетной политике на 2002 год" с целью обеспечения эффективной работы казначейства ставится задача внесения изменений в нормативные акты, регулирующие план счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов.
Организация ведения бюджетного учета возлагается ст. 240 Кодекса на орган, исполняющий бюджет:
Министерство финансов России, финансовый орган, организующий исполнение бюджета субъекта Федерации (муниципального образования). Указанные органы непосредственно обеспечивают ведение бухгалтерского учета исполнения бюджета, оказывают методическую помощь бюджетным учреждениям в ведении бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов.