Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Налогоплательщиков часто интересует, в каких случаях у них может быть проведена выездная налоговая проверка. Отчасти ответ на этот вопрос дает Приказ МНС Российской Федерации от 17 ноября 2003 года №БГ-3-06/627@ "Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам". Каждый квартал налоговыми органами составляется план выездных проверок. Приоритет отдается следующим налогоплательщикам:
|
Если налогоплательщик не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий, то шансы попасть в план проведения выездных проверок минимальны.
При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщики имеют комплекс прав, закрепленных законодательством.
Статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) установлено, что налогоплательщик имеет право:
Кроме того, налогоплательщики имеют право присутствовать при всех действиях, совершаемых налоговыми органами в ходе выездной проверки, а также знакомиться с результатами и протоколом, действий налоговых органов.
При назначении выездной налоговой проверки налоговые органы, как правило, стараются застать налогоплательщика врасплох. Однако, у налогоплательщика в соответствии со статьей 93 НК РФ, всегда есть пять дней для представления документов.
Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
По смыслу положения пункта 2 статьи 22 НК РФ права плательщиков налогов и сборов обеспечиваются надлежащим исполнением обязанностей должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов:
Нарушение прав плательщиков налогов и сборов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами:
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (статья 169 УК РФ);
незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ);
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 137 НК РФ конкретизирует положения Конституции Российской Федерации относительно налоговых правоотношений:
"Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права."
Налогоплательщикам следует помнить, что любое действие налогового органа, в том числе и при проведении выездной налоговой проверки, затрагивающее права и интересы налогоплательщика может быть обжаловано.
К действиям, которые могут быть обжалованы, относятся:
При применении статей 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и другие), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. К такому выводу пришел Пленум ВАС Российской Федерации в Постановлении от 28 февраля 2001 года №5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Статьей 138 НК РФ установлена альтернативная подведомственность, то есть налогоплательщик может обжаловать действия налогового органа в вышестоящий налоговый орган либо в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
На практике налогоплательщики чаще прибегают к судебному обжалованию действий и актов налоговых органов.
Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ) (раздел III).
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными установлена государственная пошлина для физических лиц - 100 рублей, для организаций - 2 000 рублей (статья 333.21 НК РФ).
Иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения налогового органа (статья 35 АПК РФ).
В исковом заявлении налогоплательщик в качестве ответчика вправе указать как конкретное должностное лицо налогового органа, так и сам налоговый орган.
Форма и содержание искового заявления установлены статьей 125 АПК РФ. К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены соответствующие документы (статья 126 АПК РФ).
Налогоплательщик вправе одновременно с подачей искового заявления, подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого акта или действия.
Налогоплательщикам следует помнить, что они не обязаны доказывать неправомерность акта налогового органа, так как обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) (пункт 3 статьи 189 АПК РФ).
Рассмотрение налоговых споров должностными лицами налоговых органов осуществляется в соответствии с Приказом МНС Российской Федерации от 17 августа 2001 года №БГ-3-14/290 "Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке". В порядке установленном указанным Регламентом рассматриваются жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, за исключением возражений налогоплательщиков, представленные по акту выездной налоговой проверки. Такого рода возражения рассматриваются в порядке установленном статьями 100, 101 НК РФ.
Обжалование в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) имеет свои преимущества: при подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина, свободная форма жалобы.
Обратите внимание, жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Регламентом установлены основания отказа в рассмотрении жалобы:
Заявителю сообщается о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
Заявитель вместе с жалобой вправе представить следующие документы:
Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Особо следует учитывать, что в случае повторной подачи жалобы налогоплательщика (налогового агента) в тот же налоговый орган, решение которого им обжалуется, должностным лицам указанного налогового органа не предоставлено право вынесения повторного решения, в том числе и вышестоящим должностным лицом.
В этом случае налогоплательщику (налоговому агенту) должно быть разъяснено о его праве подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (Письмо МНС Российской Федерации от 24 августа 2000 года №ВП-6-18/691@ "Об обжаловании актов налоговых органов").
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако, в случае если налоговый орган имеет основания полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют законодательству, в таком случае налоговый орган может приостановить исполнение акта.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
Немаловажной гарантией прав налогоплательщиков является регламентация процедуры осуществления выездной налоговой проверки. Соблюдение порядка проведения выездной проверки является обязанностью налогового органа. НК РФ подробно регулирует порядок проведения выездной проверки. Однако, несмотря на это, пробелы остаются, что создает возможность для различного толкования норм, а иногда и для злоупотребления. Некоторые вопросы проведения выездной налоговой проверки требуют более детальной проработки.
Нарушение налоговым органом при осуществлении выездной налоговой проверки порядка проведения конкретных действий, предусмотренных НК РФ, а также прав налогоплательщиков может повлечь признание недействительным того или иного действия либо решения налогового органа.
Более подробно вопросами, касающимися налоговых проверок, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" "Налоговые проверки".