Бензиновые "хитрости"

Назад

Источник: ''Российская бизнес-газета''''Дмитрий Иванов

Бензоколонки только за два месяца первого квартала 2001 года получили 80 миллионов долларов. Разница между оптовыми и розничными ценами достигает 30 процентов. Такая рентабельность для заправочного бизнеса считается сверхприбылью.

Как сообщила на днях Счетная палата, проверяющая деятельность нефтяных компаний на московском рынке, стоимость одной только автозаправочной станции составляет от 250 тысяч долларов до 1 миллиона долларов. Окупиться заправка может довольно быстро. При среднем объеме продаж 10 тонн нефтепродуктов в сутки годовая выручка может достигать 30 миллионов рублей. Средняя разница между оптовой и розничной ценой светлых нефтепродуктов составляет 15-20 процентов. Однако реальный доход составляет только 2-3 процента от выручки.

Между тем зайти на этот рынок довольно сложно, так как он уже давно поделен между крупными и мелкими компаниями, а наиболее прибыльные места давно заняты.

По словам ответственных чиновников Московской нефтяной компании, только одна Москва ежегодно "сжигает" около 2 миллиардов долларов в год, и ежегодно продается и покупается более 9 миллионов тонн светлых нефтепродуктов. Это самый развитый бензиновый рынок в стране. Его доля в России составляет около 18 процентов. В одной только Москве и Московской области находится около 700 автозаправочных станций и комплексов. Сейчас в России наблюдается перепроизводство нефтепродуктов, из-за чего их оптовая цена за последние месяцы значительно снизилась. За два зимних месяца розничный оборот нефтепродуктов только в одной Москве составил более 330 миллионов долларов. Поскольку разница между оптовой и розничной ценой составила около 30 процентов, следовательно, около 110 миллионов долларов осело в карманах заправщиков. При нормальной ситуации, когда тонна нефтепродуктов на оптовом рынке стоила около 200 долларов, двухмесячная разница, остающаяся у АЗС, составляет 30 миллионов долларов. Таким образом, сверхприбыль составила 80 миллионов, или 114 тысяч долларов, в расчете на одну заправку.

По словам директора департамента по связям с общественностью, маркетинга и работе с корпоративными клиентами компании "Бритиш петролеум" Бориса Суховерхова, импортировать бензин невыгодно по экономическим соображениям - там дорогой бензин и везти его сюда дорого. "Хотя одно время мы продавали финское дизельное топливо, но это было давно. Сейчас у нас все российское", - сказал Борис Суховерхов.

Но не все заправочные станции, работающие под флагом той или иной нефтяной компании, являются ее собственностью. Часть АЗС принадлежит так называемым джобберам - частным владельцам, работающим с нефтяными компаниями по системе франчайзинга.

По словам того же Бориса Суховерхова, за работой АЗС следит нефтяная компания, которая время от времени проводит контроль качества топлива. Как сообщила газете начальник отдела тренинга джобберов ТНК Татьяна Лукачич, у ТНК есть горячая линия, по которой автолюбитель может позвонить и пожаловаться на работу той или иной АЗС, на качество бензина.

Но все это только присказка. Однако, как недавно заявил журналистам президент Российского топливного союза Сергей Борисов, по его мнению, в 2002 году цены на бензин в России имеют шанс упасть на 30 процентов. Такое, как полагает Борисов, вполне может случиться, если Россия не пойдет на поводу у ОПЕК.

Чего же ждать нам в этих условиях? Учтем, что российские внутренние цены на нефтепродукты сегодня достаточно высоки. "Весенний спрос" падает в основном на дешевые сорта бензина. Но не нужно думать, что торговцы преимущественно снижали цены на А-76 из альтруистских соображений, жалея владельцев старых отечественных автомашин. Главным регулятором здесь был и остается спрос.

Сказанное означает: в стране снижается количество машин, которых можно заправлять из "любой бочки". И соответственно нефтеперерабатывающие заводы начинают увеличивать выработку более дорогих и высококачественных бензинов. Свою роль сыграло и то, что сегодня в стране уже более или менее сформировалась розничная сеть торговли нефтепродуктами. Уже одно это обстоятельство становится "лекарством" против резких ценовых скачков.

Оригинальная версия статьи