Налоговое "истощение"

Назад

Источник: ''Российская бизнес-газета''Ирина Колодина

С 1 января 2002 года в действие вступила 26-я глава Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых. Не прошло и двух месяцев, как налоговики уже заговорили о необходимости внесения поправок в закон.

На прошлой неделе появилась информация о том, что план по сбору налогов в бюджет выполняется не в полном объеме. В Министерстве по налогам и сборам информацию опровергают. Согласно информационному сообщению МНС, в целом налогов за январь собрали чуть ли не на 20 процентов больше, чем планировалось.

Информации за февраль пока нет, но, по неподтвержденным данным, основные трудности возникли с поступлениями по налогу на прибыль и налогу на недра. По информации источника "Российской бизнес-газеты", бюджетные назначения по налогу на недра за январь-февраль выполнены максимум на 80 процентов.

Хотя плательщиков этого налога не так уж много и они сосредоточены в основном в 13-15 регионах, роль этого налога в наполнении казны достаточно велика. В 2002 году налог на добычу полезных ископаемых должен дать в федеральную казну 173 миллиарда рублей. Для сравнения: бюджетные назначения по налогу на прибыль - 207,44 миллиарда рублей, НДС, занимающий обычно первое место в общем объеме поступлений в бюджет, - 773,51 миллиарда рублей.

Начальник управления ресурсных платежей Министерства по налогам и сборам Андрей Федоров рассказал на прошлой неделе, что в планах пересмотр подходов к налогообложению драгметаллов. В результате нового механизма взимания налогов с золотодобытчиков они стали платить меньше, что, по его мнению, не соответствует интересам государства.

Также нужно разработать механизм, позволяющий контролировать трансфертные цены. Правительство дало поручение МНС и Минэкономразвития разработать схему, позволяющую установить соответствие цены налогоплательщика рыночной. В частности, можно проводить мониторинг мировых цен на нефть, полученную информацию документально доводить до сведения налогоплательщиков.

Правда, время для решения этой проблемы есть. До 2005 года для нефти установлена фиксированная ставка 340 рублей за тонну с учетом поправочного коэффициента, который зависит от стоимости нефти на мировом рынке.

Однако уже сейчас налоговики вспомнили о налоге на дополнительные доходы, который позволит быстро и эффективно пополнить казну. По словам А.Федорова, только этот налог может решить проблему дифференциации налоговой ставки в зависимости от рентабельности добывающих компаний. При этом ставка налога на недра должна быть снижена.

Уже сейчас в Госдуме ко второму чтению готовятся поправки в 26-ю главу Налогового кодекса. По словам А.Федорова, они носят в основном технический характер.

Также начальник управления ресурсных платежей затронул больную тему распределения доходов между центром и регионами. Когда закон принимался, региональные бюджеты получили 100 процентов поступлений налога по общедоступным полезным ископаемым (песок, щебень), по твердым полезным ископаемым (уголь) было решено, что 60 процентов получат регионы и 40 - центр. Нефтяные доходы почти полностью были отданы федеральной казне, в региональные бюджеты согласно тексту 26-й главы идет 20 процентов поступлений, остальные 80 процентов поступают в федеральный бюджет.

Тогда казалось, что законопроект достаточно сильно централизует доходы в федеральный бюджет. Теперь, в условиях снижения цен на нефть и падения налоговых поступлений, эта централизация может показаться недостаточной. Как заявил начальник управления МНС, налог на недра должен по максимуму консолидироваться в федеральный бюджет, а уже потом распределяться между субъектами РФ.

Оригинальная версия статьи