Наступил ли кризис региональных финансов?

Назад

Л.В. Жукова, эксперт по учету доходов федерального и региональных бюджетов

В газете "Ведомости" от 13 февраля 2002г. была опубликована статья В.Федорина "На пороге банкротства", в которой делается вывод о наступлении кризиса региональных финансов из-за чрезмерной централизации налоговых доходов. В представленном материале используются опубликованная в указанной статье статистика и данные, опубликованные Минфином, о размерах финансовой помощи регионам.

Согласно Бюджетному кодексу субъект РФ, который не справился с исполнением своих долговых обязательств, может попасть под внешнее управление, если его бюджет сведен с дефицитом, превышающим 15% его собственных доходов (без учета трансфертов из центра), либо если его совокупный долг превосходит собственные доходы. На конец 2001г. список потенциальных банкротов пополнился еще 16 кандидатами. "Ведомости" публикуют следующие таблицы со ссылкой на Минфин.

Субъекты РФ с избыточным уровнем бюджетного дефицита(Источник: МинФин)

Регион Отношение дефицитак собственным доходам (%)
Эвенский АО 243
Корякский АО 79
Усть Ордынский Бурятский АО 61
Камчатская область 44
Алтайский край 23
Томская область 19
Ингушетия 17

Субъекты РФ с избыточным уровнем госдолга(Источник: МинФин)

Регион Отношение госдолгак собственным доходам (%)
Тыва 544
Курганская область 196
Северная Осетия 187
Кабардино-Балкария 134
Дагестан 124
Калининградская область 123
Карачаево-Черкесия 111
Костромская область 102

Кроме того, в статье В.Федорина отмечается, что с выплатой увеличенных в конце прошлого года зарплат бюджетникам справилось в январе менее половины субъектов РФ. "Самое большее, что мы можем сделать, - переводить исполнение [несостоятельных] бюджетов в органы Федерального казначейства, - говорит представитель Минфина - с высокодотационными регионами это уже и происходит". Однако, директор Центра фискальной политики Галина Курляндская сомневается в эффективности этой меры. "Там, где региональные бюджеты исполняются через Федеральное казначейство, большие проблемы со скоростью прохождения средств, - говорит Курляндская. - А из-за неподотчетности Казначейства региональные власти оказываются в настоящем информационном вакууме". По мнению экономистов, ряды нарушителей БК растут из-за несбалансированности макроэкономической и межбюджетной политики.

Таким образом, на сегодняшний день острой проблемой остается оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, районные и т.п.). Каждый субъект РФ располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с законодательством. Все субъекты Федерации разделились на регионы-реципиенты и регионы-доноры. Это объясняется необходимостью более или менее выровнять уровни развития территорий. Регионы-реципиенты (или "дотационные") не в состоянии полностью покрыть свои бюджетные расходы и получают из столицы трансферты - безвозмездные дотации. В то же время они переводят в федеральный бюджет положенные по нормативам налоговые доходы. Происходит встречное движение денег. Регионы-доноры также платят налоги, удовлетворяют собственные потребности и делятся с другими регионами частью своих доходов. При учете всех финансовых потоков из федерального бюджета в региональные и обратно вполне может оказаться, что федеральная помощь меньше, чем средства, направляемые данным регионом в центр, и наоборот.

Региональные власти используют любые возможности для получения финансовой поддержки из федеральной казны. Число регионов, получающих дотацию, продолжает увеличиваться. Их ряды в 2002 году пополнились еще двумя субъектами РФ: Нижегородская область и Белгородская область.

В нижеприведенных таблицах представлена информация о размерах финансовой помощи субъектам РФ, перечисленных в январе-декабре 2001 года и планируемых размерах помощи на 2002 год.

Финансовая помощь субъектам российской федерации

Перечислено в январе-декабре 2001 года (тыс. руб.)

Наименование субъектов Российской Федерации Дотация на вырав-нивание уровня бюджетной обеспе-ченности Фонд компенса-ций Дотации на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формиро-вания Фонда компенса-ций Субсидии на государ-ственную финансовую поддержку районов Крайнего Севера и приравнен-ных к ним местностей
А 1 2 3 4

Центральный федеральный округ

26 Белгородская область 380 195,0 37773,0
27 Брянская область 2 026 724,0 391 994,0 249 193,0
28 Владимирская область 1 005 372,0 294 640.0 213257,0
3 1 Воронежская область 1524511,0 412596,0 436 343,0
33 Ивановская область 1529681.0 233 432,0 243214,0
37 Калужская область 796 340,0 229 205,0 102336,0
41 Костромская область 541 282.0 145967.0 56427,0
144 Курская область 369 458,0 281 327,0 92 131,0
146 Липецкая область 203 383,0 92 278,0
48 Московская область 614552,0 1 164469,0 407 147,0
54 Орловская область 544 121,0 200 272,0 30818,0
59 Рязанская область 879 069,0 308 973,0 124568,0
163 Смоленская область 557721,0 198909,0 71 908,0
64 Тамбовская область 1 408 832,0 251484,0 185655,0
36 Тверская область 1 093 642,0 305 093,0 214755,0
66 Тульская область 843 044,0 325612,0 168097,0
71 Ярославская область 241 194,0 152435,0
73 г. Москва 2 038 092,0
ИТОГО 13734349,0 7 606 837,0 2 878 335,0

Северо-Западный федеральный округ

06 Республика Карелия 500 822,0 195 171,0 4 528,0 7 770,0
07 Республика Коми 216429,0
24 Архангельская область 1 640 130.0 426 658,0 131 258,0 142974,0
30 Вологодская область 292 166,0 18 860,0
35 Калининградская область 636 925,0 146947,0
45 Ленинградская область 466 869,0 267 042,0
49 Мурманская область 66714.0 227 370.0 10611.0
50 Новгородская область 311 742,0 152968,0 31 552,0
57 Псковская область 1 437 480,0 186786.0 76 269,0
72 г. Санкт-Петербург 1 119057,0
84 Ненецкий автономный округ 23 323,0 4795,0
ИТОГО 5 060 682,0 3253917,0 267 262,0 161 355,0

Южный федеральный округ

76 Республика Адыгея 757 005,0 100320,0 70 056,0
03 Республика Дагестан 7 495 647.0 729 032,0 187758.0
14 Республика Ингушетия 1 202 065,0 232 026,0
04 Кабардино-Балкарская республика 1751 334,0 230218,0 40122,0
05 Республика Калмыкия 642 564,0 103014,0
79 Карачаево-черкесская республика 1027 126,0 137450,0 42 933,0
10 Республика Северная Осетия-Алания 1 545 388,0 166810.0 104722,0
94 Чеченская республика 1 839 682,0 324 357,0 35 122,0
18 Краснодарский край 2064 146,0 947491,0 250 009,0
21 Ставропольский край 1 642 608,0 594 022,0 222 153,0
25 Астраханская область 276 643,0 171621,0
29 Волгоградская область 854 840,0 514426,0 138851,0
58 Ростовская область 3 126909,0 973 923,0 285 727,0
ИТОГО 24225957,0 52 24 710,0 1 377 453,0

Приволжский федеральный округ

01 Республика Башкортостан 741 763,0
08 Республика Марий Эл 912879,4 204701,0 90 588,0
09 Республика Мордовия 986 698,0 214304,0 186919,0
11 Республика Татарстан 708 151,0
13 Удмуртская республика 361 100,0 415361,0 96135,0
15 Чувашская республика 1 418923,0 347801,0 139235,0
40 Кировская область 1 280 732,0 387 290,0 205418,0
32 Нижегородская область 785 464,0 425 684,0
53 Оренбургская область 546 475,0 76 105,0
55 Пензенская область 1 705 998,0 250 855,0 147956,0
56 Пермская область 758783,0
42 Самарская область 695 685,0
60 Саратовская область 884 979.0 547471,0 217663,0
68 Ульяновская область 453 436,0 250 332,0 119808,0
82 Коми-Пермяцкий АО 577781,0 59 424,0 73 387,0 52512,0
ИТОГО 8582526,4 6 913 860,0 1 778 898,0 52 512,0

Уральский федеральный округ

43 Курганская область 1 337701,0 243 837,0 133 972,0
62 Свердловская область 940715,0 84751,0
67 Тюменская область 358641,0
69 Челябинская область 202 920,0 820 855,0 112592,0
87 Ханты-Мансийский АО 417455,0
90 Ямало-Ненецкий АО 107 110,0
ИТОГО 1540621,0 2888613,0 331315,0

Сибирский федеральный округ

77 Республика Алтай 893 545,0 101 882,0 18579,0 213940,0
02 Республика Бурятия 2 393 752.0 298 443,0 81 960.0 270 599,0
12 Республика Тыва 1 933641,0 203 825,0 6 564,0 234812,0
80 Республика Хакасия 354401,0 148919,0 19783,0
17 Алтайский край 5508611,0 630 330,0 414693,0
19 Красноярский край 837 893,0
34 Иркутская область 161 678,0 609 896,0 133467,0 18520,0
39 Кемеровская область 987 583,0 662481,0 131 728,0
51 Новосибирская область 1 996738,0 541 295,0 19803,0
52 Омская область 1 447 563,0 546 334,0 181 940,0
65 Томская область 197644,0 263 694,0 76 903,0 30 602,0
70 Читинская область 2491 574,0 307 152,0 93981,0 111 163,0
81 Агинский Бурятский АО 378 555,0 37 297,0 5 002,0 .
85 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 383 294,0 16617,0 295 056,0
86 Усть-Ордынский Бурятский АО 739 940,0 60351,0 12352,0
89 Эвенкийский АО 225 305,0 11 564,0 722,0 254 367,0
ИТОГО 20 093 824,0 5 277 973,0 1197 477,0 1 429 059,0

Дальневосточный федеральный округ

16 Республика Саха (Якутия) 4 067 522,0 540 558,0 164206,0 2 652 566,0
20 Приморский край 4 598 673,0 535 934,0 76241,0 49291,0
22 Хабаровский край 2 260 836,0 414769,0 81 639,0 274 559,0
23 Амурская область 2829717,0 289331,0 111499.0 199685,0
38 Камчатская область 974597,0 75 096,0 243 642,0
47 Магаданская область 990 969,0 86 186,0 32 879,0 712795,0
61 Сахалинская область 1 037 722,0 154278,0 82 205,0
78 Еврейская автономная область 1 131331,0 56 266.0 22 903,0 40 874,0
83 Корякский АО 305 121,0 21 203,0 1 922,0 302 186,0
88 Чукотский АО 775 457,0 42 107,0 29 727,0 799271,0
ИТОГО 18 971 945,0 2 215 728,0 521 016,0 5 357 074,0
ВСЕГО по Российской Федерации 92 209 904,4 33 381 638,0 8 351 756,0 7 000 000,0

Перечислено в январе-декабре 2001 года (по округам, (млрд.руб.)

Субъект РФ Общая сумма Дотация на вырав-нивание уровня бюджетной обеспе-ченности Фонд компен-саций Дотации на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формиро-вания Фонда компенса-ций Субсидии на государ-ственную финансовую поддержку районов Крайнего Севера и приравнен-ных к ним местностей
Центральный 24,22 13,73 7,61 2,88 0,00
Северо-Западный 8,74 5,06 3,25 0,27 0,16
Южный 30,83 24,23 5,22 1,38 0,00
Приволжский 17,32 8,58 6,91 1,78 0,05
Уральский 4,76 1,54 2,89 0,33 0,00
Сибирский 27,70 20,09 5,28 1,20 1,13
Дальневосточный 26,82 18,97 2,22 0,52 5,11

Согласно статье 48 (о федеральном бюджете на 2002 г.) объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на 2002 год определен в сумме 147490966,0 тыс. рублей.Из них(тыс. рублей):

Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспе-ченности субъектов Российской Федерации 135 927 966,0
Субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства 8 963 000,0
Субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области 2 600 000,0

Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2002 году, тыс. рублей.

Суммы финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации
Наименование субъекта Российской Федерации всего из них:
Дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Субъектов Российской Федерации Субсидии на государ-ственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефте-продуктов, топлива и продо-вольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Крайнего Севера и при-равненные к ним местности с ограни-ченными сроками завоза грузов для снабжения населения, предприятий и органи-заций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Cубвенции на компенсацию тарифов на электро-энергию территориям Дальнего Востока и Архан-гельской области
Республика Адыгея (Адыгея) 1 000 701,0 1 000 701,0
Республика Алтай 1 735 601,0 1 534 136,0 201 465,0
Республика Бурятия 4 894 769,0 4 604 357,0 290 412,0
Республика Дагестан 9 533 422,0 9 533 422,0
Республика Ингушетия 1 990 208,0 1 990 208,0
Кабардино-Балкарская Республика 2 354 981,0 2 354 981,0
Республика Калмыкия 929 726,0 929 726,0
Карачаево-Черкесская Республика 1 469 127,0 1 469 127,0
Республика Карелия 746 256,0 730 366,0 15 890,0
Республика Марий Эл 1 791 379,0 1 791 379,0
Республика Мордовия 1 840 643,0 1 840 643,0
Республика Саха (Якутия) 8 003 226,0 4 278 019,0 3 675 207,0 50 000,0
Республика Северная Осетия - Алания 2 153 832,0 2 153 832,0
Республика Тыва 3 103 619,0 2 904 571,0 199 048,0
Удмуртская Республика 141 169,0 141 169,0
Республика Хакасия 432 818,0 432 818,0
Чеченская Республика 4 395 200,0 4 395 200,0
Чувашская Республика - Чувашия 2 532 698,0 2 532 698,0
Алтайский край 7 849 931,0 7 849 931,0
Краснодарский край 3 130 194,0 3 130 194,0
Приморский край 5 633 966,0 5 138 921,0 35 045,0 460 000,0
Ставропольский край 2 902 923,0 2 902 923,0
Хабаровский край 2 958 996,0 2 324 851,0 174 145,0 460 000,0
Амурская область 3 309 867,0 3 116 351,0 153 516,0 40 000,0
Архангельская область 2 903 672,0 2 273 461,0 130 211,0 500 000,0
Астраханская область 408 215,0 408 215,0
Белгородская область 329 885,0 329 885,0
Брянская область 2 857 351,0 2 857 351,0
Владимирская область 1 500 861,0 1 500 861,0
Волгоградская область 802 610,0 802 610,0
Воронежская область 2 288 505,0 2 288 505,0
Ивановская область 2 608 101,0 2 608 101,0
Иркутская область 102 535,0 90 410,0 12 125,0
Калининградская область 815 769,0 815 769,0
Калужская область 1 643 755,0 1 643 755,0
Камчатская область 2 475 286,0 1 425 405,0 389 881,0 660 000,0
Кемеровская область 1 171 946,0 1 171 946,0
Кировская область 1 958 957,0 1 958 957,0
Костромская область 1 044 303,0 1 044 303,0
Курганская область 2 712 328,0 2 712 328,0
Курская область 972 316,0 972 316,0
Магаданская область 2 416 173,0 1 291 028,0 1 075 145,0 50 000,0
Московская область 983 611,0 983 611,0
Мурманская область 328 175,0 324 519,0 3 656,0
Нижегородская область 461 401,0 461 401,0
Новгородская область 337 594,0 337 594,0
Новосибирская область 2 742 171,0 2 742 171,0
Омская область 2 342 521,0 2 342 521,0
Орловская область 894 337,0 894 337,0
Пензенская область 2 977 197,0 2 977 197,0
Псковская область 1 911 715,0 1 911 715,0
Ростовская область 4 589 247,0 4 589 247,0
Рязанская область 1 435 248,0 1 435 248,0
Саратовская область 1 596 781,0 1 596 781,0
Сахалинская область 1 526 292,0 1 067 905,0 233 387,0 225 000,0
Смоленская область 973 774,0 973 774,0
Тамбовская область 2 147 703,0 2 147 703,0
Тверская область 1 521 471,0 1 521 471,0
Томская область 874 125,0 818 289,0 55 836,0
Тульская область 1 115 691,0 1 115 691,0
Ульяновская область 1 059 976,0 1 059 976,0
Челябинская область 720 885,0 720 885,0
Читинская область 4 552 546,0 4 431 026,0 121 520,0
Еврейская автономная область 1 243 254,0 1 229 839,0 13 415,0
Агинский Бурятский автономный округ 545 393,0 545 393,0
Коми-Пермяцкий автономный округ 945 141,0 895 776,0 49 365,0
Корякский автономный округ 855 535,0 445 278,0 390 257,0 20 000,0
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 995 037,0 419 952,0 575 085,0
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 1 180 426,0 1 145 384,0 35 042,0
Чукотский автономный округ 2 228 000,0 1 227 132,0 865 868,0 135 000,0
Эвенкийский автономный округ 557 899,0 290 420,0 267 479,0
ВСЕГО 147 490 966,0 135 927 966,0 8 963 000,0 2 600 000,0

Анализируя эти данные можно увидеть рост размера финансовой помощи по округам.

Так, из нижеприведенной таблице видно, что наибольший прирост наблюдается по

Сибирскому округу, а наименьший по Центральному округу.

Общий размер финансовой помощиТолько по дотационным регионам, млн. руб.

Округа 2001 2002 Прирост
Центральный 21074,3 22317,0 5,9
Северо-Западный 6334,7 7043,3 11,2
Южный 30828,2 35660,2 15,7
Приволжский 12589,7 15305,4 21,6
Уральский 2851,9 3433,2 20,4
Сибирский 26865,5 33081,1 23,1
Дальневосточный 26822,3 30650,7 14,3

Субъекты-реципиенты и субъекты доноры по округам (2001 г.)

Всего Доноры Реципиенты
1 Центральный 18 4 14
2 Северо-Западный 11 4 7
3 Южный 13 0 13
4 Приволжский 15 6 9
5 Уральский 6 4 2
6 Сибирский 16 1 15
7 Дальневосточный 10 0 10
ИТОГО: 89 19 70

Размеры дотаций (2001 г.)

Число субъектов Сумма Субъект
15 До 0,5 млрд.
22 До 1 млрд.
22 До 2 млрд.
6 До 3 млрд.
1 3,2 млрд. Ростовская обл.
2 4,0 и 4,6 млрд. Якутия и Приморский край
1 5,5 млрд. Алтайский край
1 7,5 млрд. Республика Дагестан

Отношение дефицита к собственным доходам и сумма дотаций (субъекты, для которых отношение превышает 15%)

Субъект % Сумма
Республика Ингушетия 17 1202065,0
Томская область 19 197644,0
Орловская область 21 544121,0
Алтайский край 23 5508611,0
Камчатская область 44 974597,0
Усть-Ордынский Бурятский АО 61 739940,0
Корякский АО 79 305121,0
Эвенкийский АО 243 225305,0

Отношение госдолга к собственным доходам и сумма дотаций (субъекты, для которых отношение превышает 100%)

Субъект % Сумма
Костромская область 102 541282,0
Карачаево-черкесская республика 111 1027126,0
Калининградская область 123 636925,0
Республика Дагестан 124 7495647,0
Кабардино-Балкарская республика 134 1751334,0
Республика Северная Осетия 187 1545388,0
Республика Тыва 544 1933641,0

Общий размер финансовой помощиФинансовая помощь субъектам РФ (млн. руб.)

Код Субъекты 2001 г. 2002 г. Прирост
35 Калининградская область 783,9 815,8 4,1
40 Кировская область 1873,4 1959,0 4,6
58 Ростовская область 4386,6 4589,2 4,6
06 Республика Карелия 708,3 746,3 5,4
20 Приморский Край 5260,1 5634,0 7,1
27 Брянская область 2667,9 2857,4 7,1
51 Новосибирская область 2557,8 2742,2 7,2
49 Мурманская область 304,7 328,2 7,7
52 Омская область 2175,8 2342,5 7,7
16 Республика Саха (Якутия) 7424,9 8003,2 7,8
76 Республика Адыгея 927,4 1000,7 7,9
59 Рязанская область 1312,6 1435,2 9,3
57 Псковская область 1700,5 1911,7 12,4
03 Республика Дагестан 8412,4 9533,4 13,3
89 Эвенкийский АО 492,0 557,9 13,4
54 Орловская область 775,2 894,3 15,4
64 Тамбовская область 1846,0 2147,7 16,3
04 Кабардино-Балкарская Республика 2021,7 2355,0 16,5
63 Смоленская область 828,5 973,8 17,5
21 Ставропольский край 2458,8 2902,9 18,1
10 Республика Северная Осетия (Алания) 1816,9 2153,8 18,5
17 Алтайский край 6553,6 7849,9 19,8
61 Сахалинская область 1274,2 1526,3 19,8
79 Карачаево-Черкесская Республика 1207,5 1469,1 21,7
82 Коми-Пермятский АО 763,1 945,1 23,9
24 Архангельская область 2341,0 2903,7 24,0
05 Республика Калмыкия 745,6 929,7 24,7
68 Ульяновская область 823,6 1060,0 28,7
81 Агинский Бурятский АО 420,9 545,4 29,6
33 Ивановская область 2006,3 2608,1 30,0
12 Республика Тыва 2378,8 3103,6 30,5
44 Курская область 742,9 972,3 30,9
09 Республика Мордовия 1387,9 1840,6 32,6
47 Магаданская область 1822,8 2416,2 32,6
15 Чувашская Республика (Чувашия) 1906,0 2532,7 32,9
88 Чукотский АО 1646,6 2228,0 35,3
83 Корякский АО 630,4 855,5 35,7
14 Республика Ингушетия 1434,1 1990,2 38,8
41 Костромская область 743,7 1044,3 40,4
77 Республика Алтай 1227,9 1735,6 41,3
55 Пензенская область 2104,8 2977,2 41,4
86 Усть-Ордынский Бурятский АО 812,6 1180,4 45,3
37 Калужская область 1127,9 1643,8 45,7
08 Республика Марий Эл 1208,2 1791,4 48,3
70 Читинская область 3003,9 4552,5 51,6
65 Томская область 568,8 874,1 53,7
43 Курганская область 1715,5 2712,3 58,1
02 Республика Бурятия 3044,8 4894,8 60,8
94 Чеченская Республика 2199,2 4395,2 79,9
38 Камчатская область 1049,9 2475,3 135,8
85 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 400,2 995,0 148,6
Белгородская область 0,0 329,9
Нижегородская область 0,0 461,4
78 Еврейская автономная область 1251,4 1243,3 -0,6
28 Владимирская область 1513,3 1500,9 -0,8
22 Хабаровский край 3031,8 2959,0 -2,4
60 Саратовская область 1650,1 1596,8 -3,2
23 Амурская область 3430,2 3309,9 -3,5
31 Воронежская область 2373,5 2288,5 -3,6
18 Краснодарский край 3261,6 3130,2 -4,0
36 Тверская область 1613,5 1521,5 -5,7
25 Астраханская область 448,3 408,2 -8,9
66 Тульская область 1336,8 1115,7 -16,5
80 Республика Хакасия 523,1 432,8 -17,3
50 Новгородская область 496,3 337,6 -32,0
39 Кемеровская область 1781,8 1171,9 -34,2
69 Челябинская область 1136,4 720,9 -36,6
29 Волгоградская область 1508,1 802,6 -46,8
48 Московская область 2186,2 983,6 -55,0
13 Удмуртская Республика 872,6 141,2 -83,8
34 Иркутская область 923,6 102,5 -88,9
ИТОГО: 127366,6 147491,0 15,8

Итак, можно сделать следующие выводы на основании анализа вышеприведенных таблиц:

  • самый большой размер дотаций за минувший год был у Южного федерального округа, в котором нет ни одного субъекта-донора;
  • максимальная сумма дотации за 2001 г. была выделена Республике Дагестан;
  • максимальное число реципиентов находится в Сибирском федеральном округе;
  • наибольший прирост финансовой помощи в 2002 г ожидается в Таймырском АО;
  • растет число регионов реципиентов;
  • В 2002 г. сумма дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности увеличится более чем на 43 млрд. руб.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что регионы не стремятся перейти из ранга реципиентов. В 2002 г. их ряды пополнились еще 2 субъектами РФ: Нижегородская и Белгородская области. Почему это происходит? Почему невыгодно быть донором? На эти вопросы предстоит ответить экономистам, но совершенно очевидно, что необходим механизм стимулирования регионов к поиску и увеличению собственных доходных источников для финансирования социальной сферы и достижения финансовой самодостаточности.