Источник: ''Финансовая Россия''Александр КРИВЦОВ
В Минэкономразвития придумали, как спасти отечественную автомобильную промышленность от "железной хватки" ВТО. На прошлой неделе чиновники министерства пригласили представителей российского автопрома для обсуждения "Концепции развития автомобильной промышленности РФ до 2010 г.", которая 7 марта в согласованном виде должна быть представлена в правительство. Обсуждения не получилось. В ходе обмена мнениями выяснилось, что ни у чиновников, ни у бизнеса нет никакого представления о том, что ожидает ведущую несырьевую отрасль страны после упразднения торговой "контрольно-следовой полосы". Минэкономразвития гарантирует российскому бизнесу защиту от экспансии западных производителей и, обещая поддержку государства, провоцирует собственников на рискованные вложения. Однако смысл концепции, написанной под диктовку автопромышленников и защищающей исключительно интересы частного бизнеса, в корне противоречит тезису о необходимости венчурных инвестиций в отечественный автопром.
Элитный автоклуб
В России испокон века повелось подвергать остракизму любой мало-мальски серьезный правительственный документ. Реализовать эту традицию в полной мере представителям бизнеса на совещании в Минэкономразвития не удалось. По простой причине: представленная концепция дает исчерпывающую информацию об экономической ситуации в отрасли. То есть в смысле анализа концепция безупречна.
Авторы концепции делают совершенно справедливый вывод о том, что главная проблема автопрома - дефицит прямых инвестиций, которые тормозятся из-за отсутствия в стране целостной системы экономических законов. В связи с этим продолжается отток капиталов, жизненный уровень населения остается низким, что в свою очередь влияет на уровень потребительского спроса. Изношенность основных фондов, "дедовские" технологии и "нулевой цикл" прикладных исследований мешают росту конкурентоспособности по всей номенклатуре изделий автопрома.
Однако, увы, обобщенные выводы авторов концепции в корне расходятся с их рекомендациями. По мнению ведущих аналитиков независимых инвестиционных компаний, чиновники практически "под копирку" продублировали сиюминутные требования автопромышленников к экономической стратегии правительства. Лоббисты из вотчины Дерипаски - холдинга "Руспромавто" настаивали на экспортных поставках российских автомобилей в страны третьего мира в счет погашения долгов. Бизнесмены из "Северстали" посчитали, что необходимо увеличить госзаказ - с учетом растущих объемов производства на УАЗе. И те и другие требовали сохранения заградительных пошлин на иномарки (35 процентов от заявленной стоимости, сроком на 10 лет). Все эти требования были исправно зафиксированы авторами концепции в документе. Даже больше: чиновники предложили финансировать из бюджета прикладные исследования и спонсировать закупку автотехники потребителями. В конечном счете все свелось к исполнению желаний автопромовцев из числа членов элитного клуба олигархов - Российского союза промышленников и предпринимателей.
Шампанское для венчурных инвесторов
В Минэкономразвития чиновники раскрыли свои карты, поведав автопредпринимателям, что их ждет в ближайшей перспективе. Впрочем, никакой необходимости в подобных откровениях не было: это ведь сами бизнесмены составили для правительственной концепции перечень заявок. В качестве компенсации за хорошую мину при плохой игре представители министерства попросили предпринимателей открыть тайну - как они рассчитывают за 10 лет организовать производство конкурентоспособных на мировом рынке автомобилей? Никакого вразумительного ответа, естественно, не последовало.
Полтора года назад империя Олега Дерипаски прикупила без особых усилий гордость российского автомобилестроения - Горьковский автозавод. Утрясли неурядицы с обанкротившимися менеджерами из старой команды, без особого шума перевели "на другую работу" гендиректора, назначили "своего" из состава управленцев "Руспромавто" - дочки "Сибала". И передали с рук на руки полпреду президента в Приволжском федеральном округе Сергею Кириенко всю заводскую "социалку", уволив 20 тыс. работников ГАЗа. Полностью исключили все виды бартерных и вексельных расчетов. Кроме того, новые владельцы автозавода послали по известной траектории всех дилеров и поставщиков, пообещав заплатить по астрономическим долгам "в обозримой перспективе".
В результате этих незамысловатых операций на заводе получили в прошлом году, впервые за последние годы, 30 млн рублей прибыли. Продукции реализовано на 30 млрд рублей, что в 1,5 раза превысило показатели предыдущего года. На последней пресс-конференции новый гендиректор ГАЗа Дмитрий Стрежнев сделал сенсационное заявление: "Сибал" в ближайшие 10 лет не вложит ни копейки в разработку новых моделей, около 30 млн долларов будет истрачено на "доведение до ума" образцов, уже поставленных на конвейер.
Корпоративная стратегия менеджеров Дерипаски на ГАЗе предельно ясна: добиться максимальной эффективности производства при минимальных финансовых инъекциях. Что само по себе похвально. "Алюминиевый" олигарх проявляет завидную гибкость, не рискуя вкладывать венчурные инвестиции в один из самых проблемных проектов. А между тем денег у "Сибала" - куры не клюют.
Похожую стратегию демонстрируют руководители "АвтоВАЗа". На брифинге в начале февраля председатель совета директоров завода Владимир Каданников заявил, что в 2002 году на развитие новых проектов намечено истратить 5,9 млрд рублей. Общий дефицит инвестиций на автозаводе составляет примерно 200-250 млн долларов. Собственных средств на эти цели у завода нет, несмотря на то, что чистая прибыль по итогам года составила около 3 млрд рублей. Заемные средства представляются Каданникову слишком дорогими из-за высоких процентных ставок. Поэтому принято решение о привлечении "невозвратных кредитов" за счет продажи части имущества. Такая формулировка, по мнению фондовых аналитиков, означает не что иное, как предстоящую продажу крупного пакета акций завода, который фактически контролирует пока государство (контрольный пакет акций АО "АвтоВАЗ" находится в залоге у РФФИ). В пользу этой версии "работает" февральский взлет акций автозавода в РТС на 36-40 процентов. Примечательно, что за весь прошедший год ценные бумаги АО подорожали в 15 (!) раз.
Последние заявления менеджеров завода говорят о том, что стратегические инвестиции будут получены с помощью элементарной фондовой эквилибристики. О том, какая судьба ждет тольяттинский автогигант в обозримой перспективе, его менеджеры предпочитают не распространяться. Во всяком случае, никаких принципиально новых моделей "легковушек" к запуску в производство не планируется. Совместный с американцами проект российского внедорожника, опять же из-за проблем с финансированием, заглох.
Аналогичная ситуация, хотя и при большей прозрачности планов, сложилась на мордашовском УАЗе. Здесь также ждут у моря погоды и волшебников в голубом вертолете. Однако, судя по всему, шампанскому для стратегических инвесторов российского автопрома предстоит еще долго охлаждаться в морозильнике.
Русское "поле чудес"
Окончание пресловутого конъюнктурного спада, в который попала российская экономика, а вместе с ней и автопром, ожидают к концу лета. Надо думать, что новые горизонты автомобильной промышленности России станут видны как раз к этому времени. И не случайно на совещании автопромовцев в Минэкономразвития прозвучала фраза о "полигоне государственной поддержки экономики". Рассуждали о высоких материях, а свелось все к примитивным пошлинам на иномарки и увеличению госзаказа на семейство допотопных уазиков, слегка сдобренных дорогой "автокосметикой". Долгосрочную концепцию правительство наверняка утвердит в марте - позиции бизнеса и власти сошлись в ней вплоть до запятых. Однако это единодушие - лишнее подтверждение дефицита экономических методов регулирования в развитии российского автопрома. Бизнес нуждается в "невидимой руке" государства - с этим согласны все. Но что и как должна делать эта рука - сегодня в России не знает никто. Да и о чем могут договориться отечественные предприниматели с российским правительством, которое призывает их закопать пять сольдо в землю и ждать чудесных метаморфоз?
Казалось бы, куда проще - арифметика экономистов. Любое капиталистическое хозяйство основано на привлечении кредитов. Если отдельная компания будет рассчитывать исключительно на собственные сбережения, она рано или поздно обанкротится. Любое государство при такой стратегии ждет в лучшем случае дефолт. Но кредиты взять неоткуда - их никто не дает и на Западе, опасаясь загадочной русской души, которой в один день может прискучить опасная игра в капитализм.
Печальный итог последнего раунда диалога власти и бизнеса очевиден. Предложенная правительством концепция автопрома - не более чем конъюнктурный заказ крупных предпринимателей, не желающих вкладывать деньги в рискованные проекты. Риск, в свою очередь, обусловлен неспособностью власти предоставить бизнесу надежные политические и юридические гарантии инвестиций.