Источник: ''Финансовая Россия''Айдар КОЖАХМЕТОВ
На прошлой неделе думский комитет по собственности одобрил правительственный вариант закона "О банкротстве". Уговаривать депутатов приехал Герман Греф. Обычно министры на заседания парламентских комитетов присылают вместо себя заместителей. Но тут, видимо, случай особый: законопроект затрагивает интересы огромного числа людей.
Этот законопроект - третья попытка государства упорядочить процесс банкротства. Первый закон появился еще в 1992 году. Однако он больше заботился об интересах должников, которым ничего не стоило скрыть при случае реальные соотношения активов и пассивов предприятия и тем самым оставить кредиторов ни с чем.
Вторая редакция (действует сейчас) была принята в 1998 году. Вариант справедливо окрестили прокредиторским. Для возбуждения процедуры банкротства стало достаточно долга в 500 минимальных окладов, просроченного на три месяца, что для крупного хозяйствующего субъекта вполне обычное дело. Легкость возбуждения процедуры - один из самых явных недостатков закона о несостоятельности.
Новая редакция предлагает кредитору обратиться в суд с иском о взыскании долга, а не с заявлением о банкротстве. Даже после подачи заявления у должника появится возможность в течение 20 дней погасить кредит.
Критерием возбуждения дела о банкротстве теперь будет являться просроченная задолженность, составляющая не менее 1000 МРОТ. А признать должника банкротом можно, если задолженность просрочена более чем на три месяца. Сохранены процедуры наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства.
То обстоятельство, что сумма задолженности выросла всего лишь в два раза, наверняка насторожит предпринимателей. Сейчас государство довольно часто использует наличие долга предприятия перед госорганами как способ увеличить свою долю в уставном капитале. А в качестве уплаты долга с удовольствием принимаются акции, особенно прибыльных предприятий.
Если закон не претерпит принципиальных изменений в предстоящих трех чтениях, радикально изменится положение арбитражных управляющих. Во-первых, все они должны будут объединиться в некие СРО - саморегулируемые организации, что-то вроде коллегий адвокатов. Во-вторых, предлагается ужесточить требования: теперь для соискателей обязательными будут высшее образование, 450 часов обучения, стаж руководящей работы не менее двух лет, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего. В-третьих, вводится субсидиарная ответственность СРО за ущерб, нанесенный действиями (или бездействием) управляющих. Теперь СРО, членом которого состоит конкурсный управляющий, должна будет предоставить ФСФО финансовое обеспечение своей ответственности перед лицами, участвующими в деле о банкротстве. Обеспечение должно быть солидным - не менее 10 процентов балансовой стоимости имущества должника. Кроме того, обеспечение в 5 процентов от этой стоимости потребуется и лично от управляющего.
Многие депутаты настороженно отнеслись к таким изменениям. Например, зампред комитета по собственности Госдумы Николай Арефьев считает, что "таким образом "финансовым тузам", которые совершают сейчас передел собственности, будут переданы и бразды правления". А еще в кулуарах Госдумы говорят о том, что новые положения законопроекта, явно ужесточающие отбор арбитражных управляющих (в целом по стране их 14 тыс.), представляют собой довольно неуклюжую попытку ФСФО сохранить контроль над их деятельностью. Согласно вступившему недавно в силу закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", арбитражные управляющие не нуждаются отныне в лицензиях ФСФО. А ведь назначение и отзыв управляющих, как утверждают злые языки, одна из самых доходных теневых сфер деятельности чиновников этого ведомства.