Сезон охоты на преступный капитал

Назад

Источник: ''Финансовая Россия''Айдар КОЖАХМЕТОВ

Комитет по финансовому мониторингу может спасти имидж России

В понедельник 11 февраля российская делегация Госдумы вернулась с конференции парламентов стран Европейского союза по борьбе с отмыванием денег. Российские представители присутствовали на ней в качестве наблюдателей. Но и это можно считать успехом: несмотря на то, что мы принимаем самые решительные меры по борьбе с легализацией доходов, нажитых преступным путем, Россия остается в "черном списке" FATF, а перспективы нашего вступления в ВТО и сегодня более чем призрачны. На конференции была принята декларация о необходимости введения единого европейского ордера на арест, единой европейской прокуратуры и Евроюста. В общем, против подозрительных стран, в том числе и России, создается своеобразная финансовая "Антанта".

В России с 1 февраля вступил в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Вот уже две недели банки должны были бы "стучать" на своих клиентов специальному "уполномоченному органу" - Комитету по финансовому мониторингу при Минфине, приступившему недавно к работе.

До конца прошлого года в финансовой разведке работало всего 30 человек. Теперь их, как стало известно "ФР", 305 специалистов (200 - в центральном аппарате, 105 - на местах). Средняя ежемесячная зарплата сотрудника нового комитета составит 5-5,5 тыс. рублей. Это более чем скромно, если учесть, что, по оценкам некоторых аналитиков, утечка капитала из России только в прошлом году составила 20 млрд долларов. Злые языки утверждают, что при такой зарплате "разведчики" вряд ли смогут отслеживать финансовые потоки сомнительного происхождения вне страны - хватило бы сил делать это внутри России.

Формально действие закона распространяется только на физических и юридических лиц, которые оперируют денежными средствами или иным имуществом вне пределов России. Но схемы отмывания капитала сомнительного происхождения идентичны схемам оптимизации налогообложения.

К операциям, подлежащим обязательному контролю, относятся практически все сделки с наличными деньгами, а также получение кредитов, особенно в неблагонадежных, по версии ЦБ, странах. Контролю подвергнутся переводы денежных средств за границу на счета, открытые на анонимных владельцев, и поступление денег из-за границы с таких счетов. В общем, складывается впечатление, что все мы находимся на пороге тотальной финансовой слежки.

В ВТО не пускают, из FATF не выпускают

Понятно, что без помощи международных организаций установить контроль над громадными денежными потоками государству не удастся. Однако мировое экономическое сообщество не торопится помочь российским властям. FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering - Международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов) на пленарном заседании в Гонконге 1 февраля этого года решила оставить Россию в "черном списке" "некооперативных" стран и территорий, которые не предпринимают целенаправленных мер по предотвращению отмывания денег. В следующий раз пересматривать "черный список" FATF будет на пленарном заседании 19-21 июня 2002 года.

Выйти из него для России очень непросто. 17 фигурантов "черного списка", в числе которых и Россия, по мнению европейских чиновников, только "внесли изменения в законодательство или предпринимают шаги для реализации уже принятых законов". Международная комиссия по борьбе с отмыванием доходов действует решительно. В конце прошлого года FATF ввела санкции против Науру. И теперь для кредитных организаций этой страны открыть филиал в Европе почти нереально. Нам такие санкции пока не грозят.

Но руководство FATF заявляет, что изменение ее позиции будет зависеть от того, насколько эффективно заработает финансовая разведка. Их недоверие понятно, дело для России новое. Но некоторое лукавство в позиции наших западных партнеров все же присутствует. Политика "двойных стандартов", похоже, успешно перекочевала с американской почвы в Европу.

Американский закон против российской банковской системы

Проблема отмывания капиталов - отнюдь не только российская. В странах "большой семерки" доля теневой экономики, по данным английского журнала Economist, составляет не менее 6-7 процентов. Но мощное банковское сообщество этих стран вполне способно выдержать меры по ужесточению финансового контроля, чего нельзя сказать о российской кредитной системе. Например, на деятельность отечественных банков существенное влияние оказал американский законодательный акт USA Patriotic Act, подписанный Бушем в октябре прошлого года. В соответствии с этим законом иностранные кредитные институты, желающие продолжить сотрудничество с американскими банками и сохранить в них корсчета, без которых просто невозможны любые расчеты в американских долларах, обязаны иметь лицензию ЦБ страны регистрации, быть подконтрольными специальному надзорному банковскому органу и вести текущий учет всех операций. Российские банки широко пользуются (впрочем, как и банки развитых стран) практикой создания филиалов в офшорах. Но мало какой офшорный банк соответствует требованиям нового американского закона. Учитывая, что 80-85 процентов безналичных транзакций проходит через США, российские банки не могут игнорировать патриотические требования США. В результате в конце прошлого года впервые перестали расти иностранные активы в российских банках. Несомненно, что и западные банки после ужесточения требований к работе в офшорах понесут потери, но они будут несопоставимы с ударом по российской кредитной системе.

Куда ни кинь - всюду клин

"Достается" российским банкам и от родного ЦБ. Согласно новому закону, Комитет по финансовому мониторингу будет уделять особое внимание сделкам со странами, перечень которых составлен на основе списка офшорных зон ЦБ. Взаимные операции российских банков с кредитными организациями таких стран могут осуществляться только при условии обязательного резервирования средств в ЦБ.

Впрочем, не только банкам и крупным компаниям, но и бизнесменам средней руки насторожиться нужно было еще в конце прошлого года, когда ЦБ выпустил Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Чуть позже ЦБ дополнил рекомендации пятью приложениями, где подробно расписал порядок действия кредитных организаций.

Согласно инструкциям ЦБ, в каждом банке должен быть назначен так называемый ответственный сотрудник, подконтрольный исключительно руководителю кредитной организации. Подозрительные сделки - это его епархия. Сотрудник банка, заподозривший клиента в совершении незаконных операций, сообщает об этом в спецдонесении ответственному сотруднику, а тот решает - направлять далее эти сведения в государственный контрольный орган или нет. Клиенту, естественно, о подобных подозрениях не сообщается.

Как это все будет происходить на практике, станет понятно в ближайшее время. В любом случае, надеяться на "бонус", то есть на исключение России из "черного списка" FATF, нам нужно. Однако цена международного признания может оказаться слишком высокой: капитал из одной тени уйдет в другую, и не факт, что эта тень будет российской.

Справка "ФР"

По оценкам FATF, в мире ежегодно отмывается около 1 трлн долларов США. В 1990 году была принята конвенция Совета Европы "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности". Россия изначально присоединилась к этой конвенции, но Госдумой она была ратифицирована только в 2001 году. В 1996 году были приняты "Сорок рекомендаций Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов" (Рекомендации FATF). Этими директивами руководствуются надзорные финансовые органы стран - членов ЕС при выявлении подозрительных сделок.

В 1990-е годы законы о борьбе с отмыванием капиталов были приняты в большинстве стран - членов ЕС.

Оригинальная версия статьи