Новый этап развития казначейского исполнения бюджета г. Братска

Назад

Автор: В.И. Пашков, заместитель главы администрации г. Братска по экономике и финансам А.Ф. Зезуля, руководитель группы внедрения системы АЦК Финансового управления администрации г. Братска.Источник: журнал "Финансы", №1 2002 г.

Г. Братск - пионер в создании Казначейских технологий.

Г. Братск Иркутской области насчитывает 280000 жителей и обладает собственным бюджетом около 900 млн. рублей.

"Дорогу осилит только идущий" - такова политика Мэра г. Братска Петрунько А.К. Именно такая политика сделала возможным еще в 1999 году создать Муниципальное казначейство г. Братска и провести по результатам его работы Всероссийский семинар. Мы никогда не останавливались на достигнутом, и путь, пройденный нами по сей день, велик. Это дает нам право утверждать, что те проблемы, с которыми мы сталкивались, а также те решения, которые мы принимали, предстоит решить тому большинству Субъектов и Муниципальных образований РФ, кто только начал исполнять бюджет по казначейской системе.

Желанием поделиться своим опытом с коллегами, который позволит избежать ошибок и ненужных проблем, продиктован смысл настоящей статьи.

Первый шаг.

Здраво оценив собственные силы в 1999 году, мы приняли решение воспользоваться готовым опытом профессионального разработчика. Однако, практически сразу стало понятно, что Российской Компании, способной оказать всесторонне консультирование и предложить комплексное решение по программному обеспечению, на тот момент не существовало. Именно поэтому мы тогда выбрали симбиоз из программного обеспечения - автоматизированных систем АЦК Компании "БФТ" (г. Москва), АС "Бюджет" НФО "Криста" (г. Рыбинск) и "RS-bank" компании "R-Style" (г. Москва), а технологию казначейского исполнения бюджета решили создать своими силами при консультационной поддержке специалистов компании "БФТ". При этом роль основного программного обеспечения по исполнению бюджета муниципального образования отводилась автоматизированной системе АС "Бюджет" производства НПО "Криста".

Что не устраивало.

Проработав на описанном выше комплексе программного обеспечения до конца 2000 года (фактически, полтора года), мы ощутили острую необходимость модернизации существующей системы казначейского исполнения бюджета г. Братска.

Используемая система имела целый ряд ограничений, наглядно описанных ниже в виде сравнения ситуации "до" и "после". Кратко эти ограничения можно сформулировать как:

Громоздкость и трудоемкость существующей схемы финансирования;

Как следствие, длительный срок осуществления платежей по расходам бюджета (3-4 дня);

Невозможность работы в режиме реального времени и отсутствие, таким образом, необходимой оперативности получения информации;

Недостаточный функционал используемых систем;

Наличие двойного ручного ввода в систему одних и тех же данных (например, повторный ввод реестра платежных поручений передаваемый получателями средств бюджета после получения финансирования на лицевые счета).

Текущая ситуация. Сравнение "до" и "после".

В конце 2000 года ситуация на рынке готовых технологий казначейского исполнения бюджета, по сравнению с началом 1999 года, существенно изменилась. Появились поставщики консультационных услуг и комплексного программного обеспечения, способные организовать нам казначейское исполнение бюджета с учетом нашего опыта и накопившихся у нас замечаний "под ключ". Причем мы стали уже довольно сложным клиентом и могли осознанно выбрать поставщика - в расчет принимались исключительно профессионализм разработчика, истинность казначейской технологии, наличие опыта работы. Столь серьезным нашим требованиям смогла удовлетворить только Московская Компания "БФТ". Выбрав Компанию, мы приняли решение и о полном отказе от использования приобретенной и установленной ранее системы АС "Бюджет" производства НПО "Криста" и о переводе всех операций по исполнению местного бюджета на программное обеспечение "Автоматизированный центр контроля" (АЦК) разработки Компании "БФТ".

Внедрение АЦК длилось с 1 января по 1 июля 2001 года и привело к следующему положению дел, наглядно показанному ниже в виде сравнительной таблицы "до" внедрения АЦК и "после" внедрения АЦК (см. табл.1).

Таблица 1.

Сравнительный анализ казначейского исполнения бюджета г. Братска до внедрения АС "АЦК" и после внедрения АС "АЦК"

№ п/п"до" АЦК"после" АЦК
1.Структура бюджетной сферы.
  Как таковой структуры бюджетной сферы в АС "Бюджете" не просматривалось. Не было наглядно видно подчиненности подведомственных организаций. Представления о структуре бюджетной сферы были у сотрудников ФО только в головах и четкого отражения в автоматизированной системе не находили. Все распорядители и бюджетополучатели были обычными элементами справочника организаций. Поскольку глубина бюджетной сферы ограничивалась распорядителями и прямыми бюджетополучателями (только у них были открыты лицевые счета), то вопрос о централизованных бухгалтериях и подчиненных их бюджетополучателях в системе вообще не рассматривался. Также в системе не было ссылок на подведомственные распорядителю организации (т.е. департамент здравоохранения, например, выступал только как распорядитель, а учет по подведомственным ему учреждениям вообще не осуществлялся). Иными словами вся структура бюджетной сферы замыкалась на уровне распорядителя (РК) и прямого получателей средств бюджета (ПБС)Вся структура бюджетной сферы четко разделена, находит четкое отражение и учет в автоматизированной системе. Система учитывает всех распорядителей, всю действующую сеть централизованных бухгалтерий под распорядителями, четко представлена структура подчиненных каждому распорядителю учреждений - получателей бюджетных средств (всего открыто 114 лицевых счетов). Конечным элементом структуры бюджетной сферы выступает конечный получатель бюджетных средств (их 290, школы, детские садики, исполнители муниципального заказа и т.д.). Такая детализация нужна в первую очередь для самих распорядителей, чтобы они несли свою долю ответственности в процессе исполнения бюджета. В системе стало возможно на практике реализовать одну из основных идеи муниципального казначейства города Братска - "полномочия вместе с ответственностью". Теперь за корректность данных по каждому ПБС у нас отвечают распорядители бюджетных средств.
2.Описание процесса финансирования.
 

  1. Распорядители кредитов и прямые формировали на своих рабочих местах заявки на финансирование в разрезе кодов бюджетной классификации.
  2. Заявки поступали в электронной форме на рассмотрение в отдел оперативного контроля и анализа (ООКиА), где рассматривались, при необходимости редактировались и затем в составе сводного распоряжения на финансирование, сформированного на основании заявок на финансирование предоставлялись руководству. Никакой автоматической проверки правильности кодов БК, наличия бюджетных ассигнований на этих статьях, а тем более контроля лимитов (он назывался кассовый план) на этом этапе не осуществлялось. Весь контроль был субъективным и осуществлялся вручную.
  3. После подписания документов на финансирование, работник ООКиА проставлял в документах дату принятия, это означало, что финансирование получено и подведомственный начинал готовить документы на расходование профинансированных средств.
  4. Параллельно бухгалтерия Финансового управления (отдел ОБУиО) формировала платежные поручения по прямым расходам бюджета.
  5. В операционном отделе осуществлялся импорт данных по финансированию в связанную систему "АЦК" - "RS-bank". На основание этого происходило зачисление средств на лицевые счета РК.
  6. Распорядители в специальном шаблоне Excel формировали вручную платежные поручения с указанием банковских реквизитов и предоставляли в операционный отдел реестр расходов (платежных поручений) на бумажном носителе и в электронном виде.
  7. Работники операционного отдела импортировали электронные реестры платежных поручений в систему RS-bank. Оператор в системе операционного дня RS проводил постконтроль наличия средств на лицевом счете Т.е. в системе осуществлялась проверка на превышение текущего финансирования по данным статьям, правильности заполнения полей и т.д.
  8. Затем платежное поручение отправлялось на проверку в модуль Казначейство АС "Бюджет", где проходила проверка документа на соответствие статьям бюджетной классификации подписанной заявке на финансирование. Платежный документ, прошедший контроль, получал статус "принят банком" и после этого оператор мог провести данный документ в системе RS-bank.
  9. После этого производилась группировка и отправка в банк платежных документов на бумажном носителе. На этом завершался цикл расходования средств с лицевых счетов РК и прямых ПБС.
  10. На следующий день после получения бумажной выписки банка отдел ОБУиО формировал бухгалтерские проводки и осуществлял комплексный бухгалтерский учет Финоргана.

В целом, схема финансирования была очень громоздкой, операции бюджетного контроля и подготовки платежных документов, выполняемые в операционном отделе, отличались сложностью и трудоемкостью.

Функционал используемых программных связок между разнородными модулями был крайне ограниченным.

Срок платежа от момента подачи заявки до зачисления на счет получателя средств составлял 3-4 дня.

Наблюдался многократный ручной ввод в систему одних и тех же данных.

  1. Распорядители кредитов и прямые бюджетополучатели на своих АРМ формируют на своих рабочих местах заявку на финансирование в разрезе подведомственных учреждений и бюджетополучателей. Заявка содержит коды БК и все банковские реквизиты фактического получателя бюджетных средств. Документы сохраняются, при этом автоматически проходят контроль правильности заполнения кодов бюджетной классификации и наличия таких строк бюджета у получателя средств бюджета.
  2. Далее документы с удаленного АРМ ПБС отправляются в обработку, при этом автоматически осуществляется контроль лимитов. Не имеющие лимитов заявки в дальнейшей обработке участия не принимают вплоть до момента получения лимитов. При этом совершенно не требуется повторная обработка или ввод документа - после получения лимитов она сам движется по конвейеру дальше.
  3. Таким образом, проблема нехватки лимитов при оперативно-плановом финансировании - теперь "головная боль" РК и ПБП.
  4. После получения заявками статуса "Нет финансирование" распорядители кредитов формируют из обработанных заявок нижестоящих распорядительную заявку в разрезе укрупненных кодов БК. В дальнейшем сводная распорядительная заявка, заверенная подписью руководителя РК подается на рассмотрение в отдел оперативного контроля и анализа (ООКиА). От прямых бюджетополучателей в ООКиА поступают одиночные заявки нижестоящих.
  5. Параллельно в соответствующих отделах ФУ формируются собственные документы на финансирование (расходные реестры на оплату муниципального заказа, платежные поручения по прямым расходам бюджета и т.д.).
  6. После получения всех документов на оперативное финансирование ответственный сотрудник отдела ООКиА формирует электронный реестр документов, ожидающих финансирования. Печатная форма документа проходит все стадии согласования у руководства.
  7. После подписания данного документа работник ООКиА осуществляет обработку документов на финансирование, отказ или откат отказанных в финансировании сумм. Параллельно обрабатываются собственные документы Финансового управления (реестры муниципального заказа платежные поручения по прямым расходам бюджета и т.д.).
  8. После завершения процедуры финансирования печатается новый отчет "сводный реестр финансирования за период" и передается в операционный отдел.
  9. Операционный отдел на основании сводного реестра финансирования автоматически формирует из заявок и других расходных документов одиночные или сводные платежные поручения установленного образца. Сотрудники операционного отдела автоматически формируют сводный реестр на перечисление средств с единого бюджетного счета и предоставляют его на подпись руководству.
  10. После подписания реестра начальником и главным бухгалтером Финансового управления, документы в системе АЦК отправляются в банк при помощи единой системы электронных платежей ЦБ РФ. Проведение платежей проводиться в течение текущего операционного дня РКЦ.
  11. На следующий день после получения электронной выписки банка сотрудник операционного отдела осуществляет её импорт в систему АЦК. Производиться разбор поступивших документов по кредиту бюджетного счета и автоматическая сверка расходных документов по дебету счета.
  12. После обработки выписки за предыдущий операционные день автоматически формируются бухгалтерские проводки, которые затем обрабатываются сотрудниками отдела ОБУиО. Бухгалтерские проводки по лицевым счетам получателей обрабатывают работники операционного отдела.

Таким образом, процедура зачисления средств на лицевой счет конечного получателя средств бюджета (финансирование) и списания средств со счета (расходование) происходят одномоментно при обработке заявки в бизнес- конвейере автоматизированной системы.

Используемая сейчас технология АЦК полностью исключает двойной ввод документов - платежные поручения автоматически формируется из поданной заявки нижестоящих.

Срок платежа от момента подачи заявки до зачисления на счет получателя средств составляет 1-2 сутки.

3.Количество платежных документов с единого счета Финансового управления.
  Поскольку в системе осуществлялся учет по распорядителям и прямым бюджетополучателям, общее количество платежек составляло в среднем 50-60 платежек в день, в т. ч. сводные платежные поручения.Сегодня ежедневное количество исходящих платежных поручений составляет 100-120, в т.ч. сводные платежные поручения, сгруппированные по бюджетополучателям и исполнителям муниципального заказа. Можно сказать, что платежные документы стали более "детализированными" по конкретным получателям средств из бюджета.

Стоит отметить, что после установки системы нам удалось при постоянной численности сотрудников Финансового управления существенно увеличить глубину детализации при работе с документами до конечного бюджетополучателя. При этом, за счет автоматизации ввода в систему большинства документов и исключением повторного ручного ввода, удалось снизить объем рутинных операции сотрудников, а за счет экономии рабочего времени произвести запуск новых модулей и подсистем, расширить спектр аналитических функций работников Финансового управления.

4.Количество открытых лицевых счетов и кому они были открыты.
  В старой системе было открыто 16 лицевых счетов (5 распорядителей и 11 прямых бюджетополучателей).Открыто 114 лицевых счетов всем подведомственным бюджетным учреждениям и централизованным бухгалтериям, в том числе распорядительные и служебные лицевые счета.
5.Какие операции автоматизированы в Финансовом управлении.
 

  1. Оперативный учет доходов.
  2. Оперативный учет расходов, финансирование.
  3. Бухгалтерский учет.
  4. Учет векселей (на уровне ввода и хранения данных).
  5. Бюджетная роспись (по РК и прямых ПБС).
  6. Справочники (организации, классификаторы и т.д.).
  7. Ввод данных распорядителями кредитов. 8. Отчеты.

  1. Оперативный учет доходов, т.ч. импорт и обработка электронных реестров ОФК, учет заключений ГНИ, планирование доходов, редактирование плана доходов.
  2. Оперативный учет расходов, финансирование, интерактивный оперативный просмотр расходов бюджета.
  3. Комплексный бухгалтерский учет исполнения бюджета города по документам и типам операций.
  4. Учет векселей.
  5. Бюджетная роспись по всем элементами структуры бюджетной сферы. Учет изменений бюджетной росписи по типам операций. Доведение ассигнований до подведомственных.
  6. Контроль лимитов бюджетных обязательств, доведение лимитов до подведомственных.
  7. Справочники (организации, классификаторы и т.д.).
  8. Взаимные расчеты с вышестоящим бюджетом.
  9. Кредиты и ссуды.
  10. Учет контроль договоров муниципального заказа.
  11. Взаимозачеты (внутренние и с внешними контрагентами).
  12. Рабочие места распорядителей кредитов и удаленных бюджетополучателей.
  13. Электронная связь с банком (работа в единой платежной системе России).
  14. Учет кредиторской и дебиторской задолженности (помесячно в рамках раздела справочно месячного отчета Финоргана).
  15. Импорт документов из действующих бухгалтерских систем РК и прямых БП (интеграция с продуктами "1С-Бухгалтерия").
  16. Отчеты, в т.ч. расширенный спектр аналитических отчетов.
  17. Ввод распорядителями месячной отчетности. Автоматическое формирование месячного отчета Финоргана.
  18. Учет в системе платных услуг (контроль расходов на уровне универсальных отчетов).
  19. Учет в системе средств, проходящих через лицевой счет Финоргана в ОФК (выполнение федеральных и региональных законов).
  20. Учет местных программ и особых статей местного бюджета (Экология г. Братска, статья Информатизация и т.д.).
  21. Учет особых схем финансирования в условиях дефицита бюджета (в т.ч. возвраты финансирования).
  22. Учет работы отдела муниципального заказа и централизованных расчетов.

6.Какие отделы осуществляют работу в автоматизированной системе (АС), сколько пользователей насчитывает АС.
 

В АС работали: распорядители, прямые ПБС, отделы Финансового управления: бюджетный отдел, бухгалтерия, отдел оперативного контроля и анализа (ООКиА), операционный отдел.

Количество пользователей 20, в т.ч. 12 человек осуществляли работу в АРМ Финоргана, 8 человек в АРМ - распорядителей кредитов.

Количество одномоментно работающих в системе пользователей при рабочей загрузке сервера оставляло - 7-10 человек.

В АС работают: распорядители, прямые ПБС, бюджетный отдел, бухгалтерия, отдел ООКиА, операционный отдел, отдел учета финансово-кредитных ресурсов, отдел муниципального заказа и централизованных расчетов.

Количество зарегистрированных пользователей 80, в т.ч. 35 - пользователей в Финоргане, - 35 пользователей - распорядителей кредитов и 9 прямых бюджетополучателей.

Количество одномоментно работающих в системе пользователей при рабочей загрузке сервера оставляет - 30-40 человек.

7.Оперативность получения информации.
 

Учитывая сроки финансирования - оперативность данных по расходам 3-4 дня, по доходам 2-3.

Существовали сложности в поисках документов (как таковых документов в системе нет, есть только записи в БД), при решении спорных вопросов всегда приходилось искать бумажные копии документов.

Учитывая сроки финансирования - оперативность данных по расходам 1-2 суток, по доходам 1-2 суток (из-за задержек реестров ОФК и уточнения невыясненных поступлений).

Сроки предоставления месячной отчетности не изменились.

Удобный поиск документов позволяет уточнить историю обработки того или иного документа, при решении спорных вопросов нет необходимости искать бумажные копии документов, т.к. практически на каждый бумажный документ есть однотипный документ в системе с тем же номером. Иногда первичным для системы является бумажный документ, иногда наоборот - печатная форма документа из системы становиться юридически значимым элементом документооборота Финансового управления.

Проблемы при внедрении АЦК.

Естественно, то, что мы получили, не далось нам легко и просто. При внедрении АЦК мы столкнулись с некоторыми проблемами:

  • Начальный негатив некоторых пользователей. Пользователи на рабочих местах, привыкшие к работе с АС "Бюджет", воспринимали некоторые аспекты работы новой системы как крайне неудобные и непонятные. Однако, это нас не пугало, учитывая и тот факт, что при переходе в 1999 с АССИБ на систему АС "Бюджет", реакция пользователей была аналогичной. Следует отметить и факт отсутствия необходимости двойного ввода информации в АЦК, что по сравнению со стоявшей у нас тогда версией АС "Бюджет", было несомненным плюсом для пользователей и нивелировало их нормальное человеческое неприятие всего нового.

  • Необходимость модернизации технической базы. АЦК, будучи системой нового поколения, диктовала и более высокие требования к технике, чем АС "Бюджет". Однако, количественно оценив ситуацию, мы поняли, что в денежном исчислении сумма, которую было необходимо вложить в модернизацию техники, оказалась невелика по сравнению с дополнительными возможностями новой системы.

  • Внедрение автоматизированной системы нового поколения потребовало дополнительного обучения пользователей и администраторов системы и повышения квалификации сотрудников, осуществляющих работу в системе АЦК.

  • Введение жесткого регламента работы пользователей. При внедрении АЦК, в связи с переходом к учету первичной информации каждого бюджетополучателя, обоснованно возросло количество документов, проходящих обработку в финоргане - примерно 100-150 в день против бывших 60-80 в день. Без увеличения штата финоргана, такое количество документов можно обработать, только внедрив конвейерный принцип обработки информации. Это было достигнуто как функциями самой системы АЦК, так и организационно, введением приказом по финуправлению жесткого регламента работы пользователя на каждом рабочем месте. Здесь необходимо отметить помощь Компании "БФТ" в составлении регламентов и передачу нам их опыта, накопленного при работе с другими Субъектами и Муниципальными образованиями РФ.

  • Также необходимо отметить тот факт, что система АЦК очень чувствительна к регламенту работы с ней пользователей. Это выражается в том, что любые организационные недоработки остро вскрываются именно при внедрении АС АЦК. Поэтому в рамках внедрения системы АЦК была произведена оптимизация и реорганизация оргструктуры Финансового управления. На счет проблемности такого фактора могут быть разные мнения, однако, мы скорее восприняли это как положительный момент, который потребовал решения организационных проблем.

    Сравнение АЦК и АС "Бюджет".

    В процессе выбора системы автоматизации для нашего Финансового управления и на основании опыта использования различных систем, мы подготовили сравнительную таблицу (см. табл.2) двух наиболее распространённых решений.

    Этот анализ - результат кропотливой работы нашего коллектива, и мы готовы поделиться своими наработками, которые будут полезны финансовым органам при принятии решения о переходе на казначейское исполнение бюджета.

    Таблица 2.

    Сравнительный анализ систем казначейского исполнения бюджета на базе АС "Бюджет" (НПО "Криста", г. Рыбинск) и АС АЦК (ООО "БФТ", г. Москва)

    № п/пАС "Бюджет"АС АЦК
    1.Концепция построения системы.
      Как таковая концепция электронного документооборота отсутствует.

    Отсутствует понятие "электронного документа". Данные вводятся непосредственно в базу данных при помощи разнообразных интерфейсов.

    В полной мере реализована концепция "электронного документооборота" Финоргана.

    В системе в рамках бизнес-конвейера обрабатываются разнообразные классы электронных документов, реализована бизнес-логика системы, которая достаточно легко настраивается.

    2.Организация прав доступа и настройка рабочих мест.
     Настройка рабочих мест (РМ) выполняется только в части доступа/запрещения пользователю работы на конкретном АРМ. Нет разграничения доступа к отдельным операциям. Наличие доступа к модулю предполагает полный доступ для работы с данными в нем. АРМ жестко определены и не подлежат гибкой настройке.Реализована гибкая настройка прав доступа к различным модулям системы. Модули могут настраиваться под конкретного пользователя, выполняющего конкретные задачи в системе. Настройка групп прав АРМ позволяет определить для каждого пользователя доступные виды операций с документами, видимость организаций, видимость отдельных пунктов меню, а также ряд дополнительных параметров. Это позволяет производить разнообразные виды настроек и четко организовать электронный документооборот в системе и в Финоргане в целом.
    3.Функционал системы, обеспечивающий реализацию определенной технологии исполнения бюджета.
      АС "Бюджета" содержит минимально необходимый набор модулей для автоматизации современной деятельности Финоргана. На момент принятия решения о замене системы в Братске у "Кристы" не было реально работающего рабочего места удаленного БП (хотя о разработках в этой области они заявляли). Очень слабым и запутанным в октябре 2000г. нам показался казначейский модуль, большинство операций в котором - просто ручная разноска сумм. Поэтому стало ясно, что АС "Бюджет" при всей его простоте и привычности не сможет стать ядром для единой эффективной системы казначейского исполнения местного бюджета. В АС "Бюджет" не было аналитического блока, блока договоров, существовали сложности при организации необходимой аналитики до конкретного бюджетополучателя. Информация в системе у нас учитывалась только на уровне распорядителей кредитов и прямых ПБС.Единая система АЦК позволила нам отказаться от 3-х разрозненных модулей, которые обеспечивали реализацию финансирования через лицевые счета. Детализация бюджетной сферы увеличилась до конечного бюджетополучателя (школа, детский сад и пр.), в полной мере был запущен казначейский контроль лимитов бюджетных обязательств (раньше вообще не работал). Удалось технологично запустить в рамках системы операционный день казначейства, избежать двойного заведения данных в систему (как это было в прежней системе), настроить в системе работу отдела муниципального заказа и централизованных расчетов, оптимизировать учет доходов (в частности, электронный импорт реестров УФК в разрезе плательщиков). В бухгалтерском учете Финоргана корректно отражаются финансирование и кассовый расход. Всю первичную информацию в систему вводят подведомственные, а работники Финоргана осуществляют дальнейшую обработку документов, освобождаясь от рутинной работы, и получают возможность заниматься аналитикой.
    4.Гибкость системы при выборе определенной технологии исполнения бюджета.
      Система включает в себя стандартный набор жестко определенных модулей, используя которые проблематично реализовать цельную технологию и полностью учесть все особенности исполнения местного бюджета. И хотя в Братске система АС "Бюджет" эксплуатировалась достаточно эффективно, именно отсутствие гибкости было одним из факторов, которые способствовали принятию решения о замене системы на АЦК.Гибкость настроек и самих модулей системы позволяет производить настройки под различные технологии исполнения местного бюджета. В частности, в Братске потребовалось много технологических решений по работе муниципального заказа, со средствами на лицевом счете в УФК, работе с местными и федеральными программами. Большинство из них удалось решить в рамках текущего функционала системы АЦК, не прибегая к программным доработкам системы, что свидетельствует о достаточно высокой гибкости продукта.
    5.Возможность исправления ранее сделанных пользователями ошибок.
     Очень легко исправлять ошибки пользователей, например, очень просто изменить классификацию, сумму и др. параметры "задним числом", путем простой правки записей в базе данных.Изменение данных по финансированию, бюджетной классификации, тем более изменение сумм документов, которые находятся в обработке (или уже обработаны) невозможно. Это связано с принципом построения и функционирования системы. Однако это бывает нужно как на этапе внедрения системы, так и в промышленной эксплуатации, например, когда требуется исправить данные "задним числом". В целом любое изменение ошибок требует обращения к администратору системы и недовольство пользователей.
    6.Необходимость организационных изменений при внедрении системы.
     Организационные изменения были незначительны. В старой системе был создан только казначейский отдел, остальных отделов реорганизация не коснулась.Организационные изменения в структуре Финоргана обязательны. Система АЦК требует более четкой организации труда в Финоргане с четким распределением прав и обязанностей. В четкой привязке к структуре необходима разработка технологического регламента Финансового управления при работе в системе АЦК.

    Примечание: сравнительный анализ системы АС "Бюджет" приводится на момент принятия решения о замене системы в г. Братске на систему АЦК разработки компании "БФТ".

    Перспективы развития системы казначейского исполнения бюджета г. Братска.

    На сегодняшний день основной этап внедрения системы "Автоматизированный центр контроля" (АЦК) исполнения бюджета г. Братска полностью завершен.

    В результате в полной мере в едином комплексе работают все отделы финансового управления г. Братска включая операционный (казначейский) отдел, отдел оперативного контроля и анализа, бюджетный отдел, отдел бухгалтерского учета и отчетности, отдел муниципального заказа и централизованных расчетов, сектор электронных платежей. Собственные полнофункциональные рабочие места установлены у распорядителей кредитов и прямых получателей средств бюджета.

    Важно отметить, что все успехи, которых мы сегодня достигли в деле оптимизации системы казначейского исполнения бюджета города, являются результатом совместной плодотворной работы всего коллектива Финансового управления администрации г. Братска. Без дружной, творческой и целеустремленной команды было бы невозможно реализовать те идеи и принципы, на которых сегодня эффективно функционирует муниципальное казначейство г. Братска. В процессе внедрения наши сотрудники были полноправными участниками процесса создания системы учета финансовых ресурсов муниципального образования.

    Однако мы не хотим останавливаться на достигнутом. Успешная эксплуатация автоматизированной системы исполнения бюджета показала, что на сегодняшний день финансово-казначейский контроль не является панацеей и решает лишь часть задач по созданию эффективной системы управление муниципальным образованием. В единой системе необходимо осуществлять контроль выполнения натуральных норм и нормативов, обеспечивающих выполнение бюджетных (муниципальных) обязательств - обязательств по обеспечению населения данной территории услугами здравоохранения, образования, социальной защите населения, созданию и развитию городской инфраструктуры и прочее.

    Сегодня становиться понятным, что развитие казначейской системы должно сопровождаться созданием системы контроля натуральных показателей развития муниципального образования. Такая система должна основываться на базе безразмерных коэффициентов, позволяющих обеспечить единое информационное поле по контролю всех бюджетных обязательств в различных отраслях. Разработанная в г. Братске методика позволяет обеспечить контроль выполнения бюджетных обязательств в области питания, коммунальных услуг, транспорта, социальной защиты населения.

    Первым этапом формирования подобной системы станет совместный проект с компанией "БФТ", целью которого является интеграция системы казначейского исполнения бюджета АЦК с системой учета коммунальных платежей населения и бюджетной сферы с функциями контроля выполнения натуральных норм и нормативов.

    Подобный объем информации необходимо формировать таким образом, чтобы обеспечить к ней эффективный, своевременный и качественный доступ. Понятна необходимость создания на базе интегрированных систем единого хранилища данных для последующего использования информации в системах аналитической обработки данных, так называемых OLAP-системах.

    И напоследок хочется напомнить фразу, с которой начиналась эта статья: "Дорогу осилит только идущий…". Г. Братск совместно с компанией "БФТ" намерен продолжать дальнейшие исследования в данной области, и приглашает к сотрудничеству заинтересованные Субъекты и Муниципальные образования Российской Федерации.

    Оригинальная версия статьи