Кассовое обслуживание бюджета Субъекта Федерации

Назад

Автор: С.А. Дашкина, руководитель УФК МинФина России по республике Алтай Источник: журнал "Финансы", №1 2002 г.

Республика Алтай переходила на казначейское обслуживание достаточно быстро благодаря тому, что было достигнуто полное взаимопонимание с органами государственной власти и органами местного самоуправления о необходимости перевода исполнения бюджета республики в органы федерального казначейства. При этом предполагалось использовать опыт работы казначейства с федеральным бюджетом и применить существующие информационные технологии.

На первом этапе с 1 марта 2000 г. был переведен на казначейское обслуживание республиканский бюджет, так как он обладает тремя благоприятными свойствами: полнотой распространения, единством управления и контроля, правовой легитимностью.

Затем были переведены на казначейское обслуживание городской и районные бюджеты.

После года работы с бюджетом субъекта в ранее заключенное соглашение между министерством финансов республики Алтай и Управлением федерального казначейства о кассовом обслуживании бюджета республики Алтай были внесены изменения и дополнения. Финансовые органы обязались соблюдать процедуры санкционирования и финансирования при исполнении бюджета в соответствии с порядком исполнения сводной бюджетной росписи. Был разработан совместный приказ Минфина республики Алтай и Управления федерального казначейства, в соответствии с которым были приведены в соответствие формы отчетности и сроки их исполнения с выходными формам применяемых программных продуктов.

Заметим, что при автоматизации работ по исполнению расходной части местных бюджетов была использована программа CMETA_F. Эта программа установлена также у распорядителей средств для формирования реестров, с последующей передачей их в электронном виде в управление и отделения казначейства. Этим обеспечена возможность оперативного контроля за остатками на лицевых счетах получателей средств. Распорядителям ежедневно передаются текущие архивы операционного дня. Наличие у распорядителей информации о состоянии и движении бюджетных средств в условиях их острого дефицита позволяет распорядителям маневрировать средствами.

Управление работает с банком в режиме электронного документооборота, поэтому для обработки платежных поручений бюджетополучателям была установлена программа "Рабочее место клиента". После обучения персонала от всех бюджетополучателей требуется предоставление электронных копий платежных поручений на магнитных носителях.

К основным недостаткам программы CMETA_F можно отнести отсутствие специального счета для зачисления поступлений, распределение которых по реестрам финансовых органов производится без увязки с датой, суммой и номером платежных поручений.

В ходе организации кассового обслуживания исполнения расходной части бюджетов был предпринят целый комплекс мер.

Для упорядочения расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также в целях недопущения кредиторской задолженности бюджетных учреждений; была введена обязательная регистрация договоров и постановка их на учет в органах федерального казначейства.

Одна из проблем формирования и исполнения бюджета республики — это наличие огромной задолженности по государственным пособиям на детей, по оплате методической литературы и коммунальных услуг.

Бесспорное списание указанных долгов со счетов, открытых в банке, могло парализовать исполнение бюджета.

Переход на кассовое исполнение бюджетов всех. уровней в казначейство и закрытие соответствующих счетов в банке позволили решить данную проблему в соответствии со ст. 38 и 239 Бюджетного кодекса РФ, по которым исполнение судебных решений должно производиться в строгом соответствии с целевыми назначением и адресным направлением бюджетных средств.

Следует отметить, что в части финансирования затрат капитального характера бюджете получатели обслуживаются с 1997 г. На начальном этапе счета в казначейство не передавались. Но был разработан временный порядок финансирования инвестиций, осуществляемый за счет,средств федерального и местных бюджетов. И расходы банк проводил только в случае наличия визы ответственного работника казначейства на платежных документах бюджетополучателей. Поэтому в настоящее время финансирование государственных инвестиций из федерального бюджета по подразделу 2101 (финансовая помощь), вошло в общую схему обслуживания счетов республиканского и местных бюджетов.

Остановимся на том, как решена проблема финансирования бюджетополучателей за счет доходов от арендной платы и доходов от оказания платных услуг. Эти виды доходов учитываются в бюджете по отдельным детализированным кодам бюджетной классификации в разрезе организаций и учреждений, представляющих платные услуги. Аккумулированные средства используются для финансирования соответствующих бюджетополучателей по отдельной дополнительной смете расходов.

Одна из особенностей исполнения республиканского бюджета — это перевод на казначейское обслуживание территориального дорожного фонда. Перевод стал возможным вследствие включения в доходную часть бюджета республики налогов и сборов, формирующих этот фонд. А поскольку доходы дорожного фонда в пять раз превышают собствен ные доходы консолидированного бюджета республики, то вполне понятно было нежелание фонда быть подконтрольным органам федерального казначейства в отношении направлений расходования этих средств.

Управление казначейства со своей стороны столкнулось с чисто техническими трудностями, связанными со спецификой дорожного хозяйства.

В конечном счете позиции были согласованы и, в частности, проектные документы, сметы, экспертизы представляются оформленными надлежащим образом по каждому участку ремонтируемых и строящихся дорог.

Организация работ по исполнению части доходной бюджета республики Алтай была начата в 1999 г. с открытия балансового счета 40101 с символом 02 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства".

В настоящее время для УФК открыт единый балансовый счет 40101 с символом 01, это обеспечивает высокую надежность и оперативность мониторинга поступлений доходов в федеральный, республиканский, местные и даже в сельские бюджеты.

Подобная централизация стала возможной в результате введения всеобъемлющего электронного документооборота, разработки собственных вспомогательных программ и утверждения процедуры текущего взаимодействия финансовых налоговых органов и органов казначейства.

Что касается бухгалтерского учета средств бюджета субъекта, то органы федерального казначейства ведут учет исполнения бюджета по основным операциям, включая и учет источников финансирования дефицита бюджета. Это дает возможность контроля за достоверностью данных, отраженных в отчетных формах.

По нашему мнению, для автоматизации работ по исполнению кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов с учетом требований Правил кассового обслуживания должен быть разработан новый программный продукт, либо существенно доработан действующий. А в целях обеспечения полноты и достоверности отчетности учет операций по кассовому исполнению бюджетов субъектов следует производить по аналогии с порядком, принятым для федерального бюджета.

В целом, следует отметить, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов высокодотационных территорий при значительном дефиците финансовых средств реально приводит к оптимизации распределения финансовых потоков, достижению прозрачности процесса реализации бюджета и обеспечивает текущий контроль за движением бюджетных средств.