Автор: Л.А. Бережная, руководитель УФК Минфина России по Воронежской области РФИсточник: журнал "Финансы", №1 2002 г.
Ключевой проблемой в развитии казначейской службы остается эффективность контрольно-экономической работы. За прошедшие годы здесь заметно поменялись акценты. Если на начальном этапе работы казначейства приоритетным был последующий контроль (так как все денежные средства перечислялись на счета бюджете получателе и в банки), то с переводом получателей средств федерального бюджета на расчеты по лицевым счетам приоритет отдается организации предварительного и текущего контроля.
Вместе с тем, практика показывает, что казначейство не может полностью устраниться от последующего контроля, передав эту функцию КРУ Минфина России. Последующий контроль позволяет оценить эффективность всей контрольно-экономической работы, установить нецелевое использование средств там, где возможности предварительного и текущего контроля исчерпаны. Последующий контроль, осуществляемый органами федерального казначейства, включает сегодня широкий спектр направлений работы. В их числе проверки коммерческих банков по зачислению доходов: контроль за целевым расходованием средств на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета на основе смет расходов; контроль целевого использования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий социальной политики, а также исполнения отделениями Сбербанка РФ обязательств перед Минфином России по выплате пенсий военнослужащим; контроль за проведением предварительной компенсации вкладов и работой по взысканию заемных средств.
С первых дней работы казначейства на территории Воронежской области была поставлена задача обеспечить внимательное отношение банков к срокам и порядку прохождения бюджетных средств.
Основными банками, с которыми пришлось столкнуться в ходе продолжительных судебных разбирательств, были ОАО "Воронеж" и СБС-Агро. В настоящее время бюджетные деньги проходят через более стабильные и законопослушные банки. Это не значит, что контроль со стороны органов федерального казначейства ослаблен — характер нарушений при перечислении средств налогоплательщиков в бюджеты или зачисления средств федерального бюджета на счета получателей качественно изменился. Ошибки допускаются в основном работниками отделений Сберегательного Банка России, поскольку только этот банк сохранил разветвленную сеть территориальных отделений, да и по характеру ошибки нельзя считать преднамеренными.
За 9 месяцев 2001 г. при проверках коммерческих банков органами федерального казначейства на территории Воронежской области установлено 45 случаев задержек зачисления средств налогоплательщиков в доход федерального бюджета. Сумма задержанных платежей при этом составила 982 тыс. руб.
Незначительность суммы отражает результат систематической работы казначейства с банками.
Большая работа проводится по организации эффективного контроля за целевым расходованием средств на предприятиях, в организациях и учреждениях, финансируемых из федерального бюджета на основе смет расходов. Масштабы и сложность решаемых в этой области задач нарастают с каждым годом. Только за 9 месяцев 2001 г. органами федерального казначейства проверено 1179 организаций, по которым выявлено 167 случаев нецелевого использования на сумму 1458 тыс. руб. Из них подлежат взысканию в доход федерального бюджета 186 тыс. руб. Начислено штрафных санкций за отвлечение бюджетных средств 75 тыс. руб. В результате в доход федерального бюджета поступило 257 тыс. руб., что составляет 98% от начисленных в 2001 г. сумм и выписано 23 уведомления на уменьшение финансирования на сумму 1271,5 тыс. руб.
Улучшению качества последующего контроля способствует постоянная работа по обучению специалистов казначейских органов. Управлением по Воронежской области разработан и доведен до отделений Порядок организации и проведения проверок, в котором максимально учтены дополнительные требования к актам проверок при их проведении с помощью программы "КИД", дан перечень документов, которые необходимо представлять в УФК для дальнейшей реализации материалов проверок — объяснения мотивов нарушений и т.д. Введение такого Порядка позволило снять ряд спорных вопросов, возникающих между проверяющими и проверяемыми, ускорить согласование материалов проверок и повысить процент взыскания. Сейчас готовятся изменения в этот документ в связи с вступлением в силу приказа Минфина России от 26 апреля 2001 г. № 35н, в соответствии с которым предусмотрено принудительное взыскание средств в случае нецелевого использования.
В центре внимания, естественно, находится организация действенного контроля за социальными выплатами по программе "Защита населения Российской Федерации от воздействия Чернобыльской катастрофы". В области 79 населенных пунктов с населением почти 40 тыс. жителей отнесены к загрязненным территориям; они обладают льготным социально-экономическим статусом. Характерными нарушениями здесь являются выплаты сверх установленных "чернобыльским" законом льгот и компенсаций.
Работниками лечебных учреждений нередко игнорируются требования приказа Минздрава РФ № 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями (организациями)".
В актах проверок одного из отделений федерального казначейства отмечено 12 видов нарушений, допущенных при выписывании льготных рецептов гражданам, проживающим на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Предъявленная районному территориально-медицинскому объединению сумма нецелевого использования средств полностью перечислена в доход федерального бюджета. При этом оказалось, что устранить нарушения при назначении и выписывании лекарственных средств легче, чем перечислить сумму нецелевого использования в доход федерального бюджета. Наиболее эффективным методом против злоупотреблений явилось возмещение материального ущерба непосредственно работниками, не выполняющими приказ Минздрава.
Много споров, вплоть до судебных разбирательств, возникало при исполнении пункта 6 Положения о порядке предоставления бесплатных путевок ликвидаторам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Некоторые ликвидаторы стремились получить денежную компенсацию вместо путевок на санаторно-курор-тное лечение. Для выработки объективного мнения об обоснованности отказа от предоставленной путевки в ряде районов по инициативе УФК были созданы комиссии из представителей органов казначейства и социальной защиты. Работа комиссии позволила снять вопросы по выплатам денежной компенсации и исключить жалобы "чернобыльцев".
Практика работы по обслуживанию лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета — в данном случае органов социальной защиты населения — показала, что заинтересованность в целевом использовании средств у органов казначейства зачастую выше, чем у распорядителя средств. Например, настойчивость и принципиальность работников отделений казначейства при проверке документов инвалидов, являющихся основанием для выплаты компенсации на транспортное обслуживание, позволила предупредить необоснованное списание с лицевых счетов органов социальной защиты денежных средств в сумме 22,5 тыс. руб. Эти средства после предоставления всех необходимых документов были использованы по целевому назначению в данном районе или перераспределены для тех же целей другому району.
При проверке целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на оздоровительную кампанию детей и подростков, установлено нецелевое использование средств в сумме 44,7 тыс. руб. в связи с сокращением числа заехавших в лагерь детей и уменьшением срока пребывания. Часть средств в сумме 18,7 тыс. руб. была возвращена на лицевой счет областного комитета социальной защиты для перераспределения и оплаты 14 путевок в детский оздоровительный центр. Сумма 26,0 тыс. руб. была внесена в доход федерального бюджета.
В ходе проверок детских реабилитационных центров выявлены остатки неиспользованных средств, предназначенных для приобретения продуктов питания, в сумме 16,5 тыс. руб., эти остатки в дальнейшем были израсходованы в период осенних школьных каникул.
Благодаря контролю за выплатой пенсий военнослужащих и проведением предварительной компенсации вкладов отдельных категорий граждан в 2001 г. выявлено 82 случая нарушений условий соглашений между Минфином России и Сбербанком. При этом в 46 случаях допущено несвоевременное зачисление средств в сумме 128 тыс.руб. на счета по вкладам военнослужащим с просрочкой от 1 до 4 дней. Предъявленные за допущенные нарушения суммы штрафных санкций подразделениями Сбербанка перечислены в доход федерального бюджета.
До заключения соглашения между Минфином России и Сбербанком России о порядке проведения предварительной компенсации вкладов в 2001 г. на структурные подразделения Сбербанка России, допустившие нецелевое использование средств, предназначенных на указанные цели, налагались штрафы в размере двойной ставки рефинансирования Банка России.
Соглашение между Минфином России и Сбербанком России о проведении предварительной компенсации вкладов в 2001 г. предусматривает ответственность банка за нецелевое использование средств федерального бюджета. В то же время ст. 284 Бюджетного кодекса РФ "Полномочия органов Федерального казначейства в области применения мер принуждения" и Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. "О федеральном бюджете на 2001 год" не предусматривают применение штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной основе.
Из-за такого несоответствия имели место случаи, когда казначейские органы были не в состоянии применить штрафные санкции к отделению банка, допустившему нецелевое расходование средств, предназначенных для выплаты предварительной компенсации вкладов.
В двадцати девяти случаях установлены нарушения отделениями Сбербанка сроков зачисления компенсационных выплат на лицевые счета граждан, пострадавших от воздействия радиации, с просрочкой в зачислении от 1 до 3 дней.
Во исполнение приказа Минфина России от 27 января 1999 г. № 21 "О совершенствовании организации и активизации работы по взысканию заемных средств федерального бюджета" управлением федерального казначейства по Воронежской области осуществляется постоянная работа по взысканию с предприятий-заемщиков просроченной задолженности по средствам федерального бюджета, выданным на возвратной и платной основе.
Первым этапом работы с предприятиями-заемщиками является досудебное урегулирование спора, на котором в арбитраже должнику предлагается представить конкретные предложения по погашению задолженности с указанием сумм, сроков и обоснованием возможности погашения. В случаях отказа от добровольного погашения задолженности или непринятия управлением предложений предприятия-должника как нарушающих интересы федерального бюджета в арбитражный суд направляются иски на взыскание просроченной задолженности в судебном порядке. Все шесть исков, предъявленных управлением в арбитражный суд по взысканию основного долга, процентов за пользование кредитами, штрафных санкций за нарушение сроков возврата кредита и неуплату процентов удовлетворены в полном объеме в сумме 27,2 млн. руб.
Анализ показал, что нецелевое расходование средств нередко допускается при неудовлетворительной постановке бухгалтерского учета. Поэтому органами федерального казначейства области проводится работа по устранению недостатков в постановке бухгалтерского учета в учреждениях и организациях, финансируемых из федерального бюджета. За 9 месяцев проведены проверки постановки бухгалтерского учета в 215 учреждениях и организациях. Это позволило ускорить внедрение инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107-н. В ходе проверок выявлены учреждения, которые не обеспечили ее своевременное введение, это — лесхозы, органы МВД, управление юстиции. Некоторые учреждения образования не обеспечили раздельный учет операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников. Установлено, что отдельные учреждения ведут две-три главные книги. Органами федерального казначейства направлены в адрес руководителей организаций указания об устранении выявленных нарушений.
Для того, чтобы эти проверки были более качественными, управление федерального казначейства проводит не только обучение работников отделений, но и проверки организации контрольно-экономической работы в самих отделениях.
Была поставлена задача охватить проверками 50% отделений УФК, для чего создавались комплексные группы из наиболее квалифицированных специалистов различного профиля. Каждая комплексная проверка завершается обстоятельным анализом работы на заседании коллегии УФК с приглашением ведущих специалистов отделения. Дается объективная оценка результатов и формулируются перспективные направления совершенствования контрольно-экономической работы. Ежеквартально результаты контрольно-экономической деятельности рассматриваются на расширенном заседании коллегии УФК с приглашением руководителей отделений.
Конечно, эффективность контрольно-экономической работы напрямую зависит от уровня образования, профессиональной подготовки, степени организованности и ответственности руководителей и специалистов казначейских органов. В УФК создан костяк квалифицированных кадров, способный успешно решать стоящие задачи. Однако проблема закрепления кадров, повышения их профессиональной подготовки по-прежнему остается актуальной.
Так, задачей первостепенной важности является приведение в соответствие уровня образования каждого служащего с квалификационными требованиями по замещаемой должности, а также создание необходимого резерва для замещения в отделениях старших и ведущих должностей. Решение этой задачи предполагает учебу в вузах лиц, не имеющих высшего профильного образования, а это связано с материальными затратами, которые далеко не каждому по силам.
Прошедшие годы являлись, несомненно, важным этапом в формировании казначейской структуры исполнения федерального бюджета. Наработан богатый опыт наведения порядка в экономике и финансах России. Но в перспективе нас ждут не менее сложные и ответственные задачи. А успешное их решение возможно только при опоре на выводы, обобщающие практику прошедших лет.