Автор: Дмитрий Еделькин,Директор Департамента Налогового ПраваОАО "Объединенные Консультанты ФДП"
Статья подготовлена при поддержкеРоссийского Гуманитарного Научного Фонда,проект № 01-03-00169а
Как известно, пункт 1 статьи 5 НК устанавливает общие правила вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Несмотря на то, что данные правила введены федеральным законом, которым в соответствии со статьей 75 (часть 3) Конституции РФ установлены общие принципы налогообложения и сборов в РФ, они постоянно игнорируются федеральным законодателем. Тем самым в сфере налогового права федеральный законодатель неоднократно обращается к так называемому принципу нуллификации, то есть к принципу непризнания для себя своих же (в данном случае) решений обязательными.
Прошедшая осенняя сессия не внесла каких-либо существенных изменений в процесс становления нового обычая законотворческой деятельности. Подтверждением тому служит результат деятельности федерального законодателя в виде пакета актов законодательства о налогах и сборах, опубликованных в декабре 2001 года.
В качестве показательного примера достаточно обратиться к вопросу о вступлении в силу только одного закона - Федерального закона от 29.11.2001 № 158-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в статью 228 части второй НК РФ". Статья 2 этого Закона гласит: "Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования". Оставляя без внимания неопределенность самой статьи 2 относительно даты вступления закона в силу, обратимся к нормам НК о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Закон № 158-ФЗ является актом законодательства о налогах, вносящим изменения и дополнение в действующую главу Налогового кодекса. Следовательно, в отношении этого закона следует применять положение части первой пункта 1 статьи 5 НК о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени.
Часть первая пункта 1 статьи 5 НК гласит: "Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей".
Согласно пункту 3 Постановления Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при решении вопроса о моменте вступления в силу конкретного акта законодательства о налогах следует исходить из того, что на основании пункта 1 статьи 5 Кодекса такой акт вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта. Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах РФ" по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ. При этом к полномочиям Пленума ВАС РФ отнесено рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснений по вопросам судебной практики (подпункт 1 пункта 1 статьи 13).
Источниками публикации Закона от 29.11.2001 № 158-ФЗ являются "Собрание законодательства РФ" от 3 декабря 2001 года, "Парламентская газета" и "Российская газета" от 4 декабря 2001 года. Налоговым периодом по соответствующему налогу признается календарный год (статья 216 НК). Следовательно, исходя из положений части первой пункта 1 статьи 5 НК и пункта 3 Постановления ВАС РФ от 28.02.2001, официальная публикация закона в декабре 2001 года и календарный год в качестве налогового периода по соответствующему налогу не позволяют этому закону вступить в силу в течение всего 2002 года.
Используя аналогичный подход, любознательный читатель может самостоятельно сделать выводы не только о датах вступления в силу остальных актов законодательства РФ о налогах и сборах, опубликованных в декабре 2001 года, но и о тенденциях правотворческой деятельности федерального законодателя в сфере налогового права.