Материал подготовлен группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Сертификация может быть как обязательной, так и добровольной и проводится она в целях определения соответствия товаров, продукции, работ и услуг установленным стандартам. Порядок проведения сертификации утвержден Федеральным законом от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании". По окончании процедуры проведения сертификации предприятие получает сертификат соответствия, который выдается на определенный срок.
В бухгалтерском учете затраты на сертификацию независимо от того, являлась ли она обязательной или была проведена в добровольном порядке, относятся к расходам по обычным видам деятельности. Поскольку для проведения сертификации передаются образцы продукции и товаров, то их стоимость также относится к расходам на сертификацию.
Мы отметили, что сертификат соответствия выдается на определенный срок, следовательно, расходы первоначально необходимо отразить на счете 97 "Расходы будущих периодов" и в течение срока действия сертификата ежемесячно равными долями списывать их на себестоимость.
Пример.
ООО "Вольт" в марте 2004 года проводит добровольную сертификацию своей продукции. Затраты на проведение сертификации составили 8 496 руб. (в т.ч. НДС 1296 руб.). Для проведения сертификации переданы образцы готовой продукции, себестоимость которых составила 1400 рублей. Расходы по сертификации оплачены в марте, предприятие получило сертификат соответствия сроком действия с 1 апреля 2004г. по 31 марта 2007г.
Март 2004г.
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит 51 "Расчетный счет"
8 496 руб. - перечислена плата за проведение сертификации
Апрель 2004г.
Дебет 97 "Расходы будущих периодов"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
7 200 руб. - отражена стоимость полученного сертификата
Дебет 19 "НДС по приобретенным материальным ценностям"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
1 296 руб. - учтен НДС по расходам
Дебет 97 "Расходы будущих периодов"
Кредит 43 "Готовая продукция"
1 400 руб. - списана стоимость образцов готовой продукции, переданной для проведения сертификации
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС"
Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям"
1 296 руб. - принята к вычету сумма НДС
Ежемесячно с 1 апреля 2004г. по 31 марта 2007г.
Дебет 20 "Основное производство"
Кредит 97 "Расходы будущих периодов"
239,89 руб. - отнесены на затраты расходы по проведению сертификации ((7200 руб. + 1400 руб.) : 36мес.)
В практической деятельности нередко случается, что предприятие прекращает выпуск продукции до окончания срока действия полученного на нее сертификата. В таком случае оставшаяся несписанной сумма расходов на сертификацию единовременно относится на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Также возникает необходимость восстановления суммы НДС, приходящегося на несписанную часть расходов и принятого ранее к вычету.
Продолжим предыдущий пример и предположим, что предприятие прекратило выпуск продукции с 1 января 2007г. До окончания срока действия сертификата осталось 3 месяца.
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы"
Кредит 97 "Расходы будущих периодов"
716,67 руб. - списаны расходы на сертификацию, приходящиеся на январь-март 2007г.
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы"
Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС"
129 руб. - восстановлен НДС, приходящийся на несписанные расходы по сертификации
В целях исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы на сертификацию относятся к прочим расходам. В налоговом кодексе нет указаний на то, обязательной или добровольной должна быть сертификация, следовательно, и расходы на проведение добровольной сертификации, и расходы на проведение обязательной сертификации могут быть учтены при расчете налога на прибыль, главное, чтобы эти расходы были экономически оправданы и документально подтверждены.
Подробнее с учетом расходов будущих периодов Вы можете познакомиться в разработке ЗАО "BKR-Интерком - Аудит" "Расходы будущих периодов".