Технология единого счета бюджета: необходимость и преимущества (окончание статьи)

Назад

Начало статьи

Т.Г. Нестеренко, заместитель министра финансов РФ - начальник Главного управления федерального казначейчтва

Е.В. Бушмин, председатель Комитета по бюджету Совета Федерации Федерального Собрания РФ

На сегодняшний день рассматривается несколько вариантов кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов органами федерального казначейства:

  • действующий механизм, согласно приказу Минфина РФ от 19.04.2000 г. №46н с ведением лицевых счетов главный распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов и ведением ЕСБ;
  • альтернативная схема, реализующая технологию ЕСБ, которую планируется экспериментально опробовать в Тюменской области;
  • альтернативная схема, включающая в себя механизм предварительного санкционирования платежей муниципальным казначейством, функционирующий в г. Ростове-на-Дону.

Действующий порядок кассового обслуживания исполнения региональных и местных бюджетов согласно приказу Минфина РФ №46н сегодня полностью или частично внедрен во всех субъектах Федерации. Данный вариант является простым и надежным инструментом осуществления казначейского обслуживания исполнения бюджета территории.

Альтернативная схема, реализующая технологию ЕСБ, актуальна не только для субъектов Федерации, которые еще не обеспечили перевод бюджета на казначейскую систему обслуживания, но и для тех, где сегодня казначейское обслуживание обеспечивают собственные казначейства в соответствии с описанными выше требованиями к истинно казначейской системе.

Схема, реализующая технологию ЕСБ, обеспечивает:

  • сосредоточение средств бюджета на одном счете бюджета (ЕСБ) в системе Банка России;
  • ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств в региональном казначействе;
  • ведение лицевого счета органа, организующего исполнение бюджета, в органе федерального казначейства.

При этом орган федерального казначейства обеспечивает исполнение платежных поручений с ЕСБ в пределах остатка средств на ЕСБ и осуществляет проверку платежных поручений на соответствие требованиям нормативных правовых актов по их заполнению. Важно напомнить, что в альтернативной схеме, реализующей технологию ЕСБ вся полнота трудовых и материальных затрат по обеспечению функционирования ЕСБ ложится на плечи региональных казначейств, в том числе вопросы работы с наличными средствами, как в пределах столичного города субъекта, так и в соответствующих населенных пунктах. В схеме с ЕСБ для обмена платежными документами, квитанциями об ИХ исполнении, выписками и иными документами между органом, организующим исполнение бюджета, и органом федерального казначейства осуществляется полностью электронный документооборот с применением электронно-цифровой подписи. Для обмена электронными документами необходима интеграция между программными комплексами органов федерального казначейства и организующего исполнение бюджета органа.

Альтернативная схема с осуществлением предварительного санкционирования платежей муниципальным казначейством, функционирующая сегодня в г. Ростове-на-Дону, обеспечивает:

  • сосредоточение средств бюджета на едином счете. Обеспечение единообразного учета в органе, организующем исполнение бюджета;
  • ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств в отделениях федерального казначейства;
  • ведение лицевого счета органа, организующего исполнение бюджета, в органе федерального казначейства. При этом распорядительные лицевые счета главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) ведутся не в органе федерального казначейства, а в органе, организующем исполнение бюджета;
  • формирование реестров на финансирование на основе поданных получателями бюджетных средств платежных поручений, представляемых в органы федерального казначейства, с осуществлением предварительного санкционирования платежей со стороны главных распорядителей бюджетных средств.

Указанный инструмент управления ликвидностью, как оплата расходных обязательств на основании поступивших платежных документов получателей бюджетных средств (ПБС), вовсе не является исчерпывающим и не исключает такой обязательной функции органа, организующего исполнение бюджета, как среднесрочное и долгосрочное планирование.

Схема, предусматривающая предварительное санкционирование платежей, имеет все плюсы альтернативной схемы с ЕСБ региона и обеспечивает сосредоточение средств на одном лицевом распорядительном счете органа, организующего исполнение бюджета. Этот порядок не является затратным для субъекта РФ, поскольку основной объем работы осуществляется органами федерального казначейства, которые фактически предоставляют органу, организующему исполнение бюджета, свои информационные, телекоммуникационные, кадровые и иные ресурсы в рамках кассового обслуживания исполнения бюджета.

Необходимо отметить, что вопреки мнению отдельных представителей субъектов Федерации, по нашему мнению, перевод бюджетов всех уровней на кассовое обслуживание в федеральное казначейство не противоречит Конституции РФ и, в том числе, заложенному в ней принципу федерализма и предоставляет субъектам Федерации и муниципалитетам следующие очевидные преимущества:

  • создание условий для функционирования единых счетов бюджетов;
  • сосредоточение ЕСБ всех уровней в Банке России;
  • обеспечение доступа к платежной системе Банка России;
  • обеспечение единой методологии взаимодействия с платежной системой Банка России;
  • создание методологии, технологии и механизмов кассового обслуживания ЕСБ в Российской Федерации;
  • обеспечение достоверности и своевременности отчетности о кассовых операциях по исполнению бюджетов;
  • получение полной информации о доходах, поступивших на территории субъекта Федерации в бюджеты всех уровней;
  • создание удобных условий для налогоплательщиков;
  • уменьшение конфликтного поля между бюджетами;
  • сокращение затрат на внедрение и техническую поддержку кассового обслуживания исполнения бюджетов;
  • использование действующей организационной структуры, обеспечивающей кассовое обслуживание исполнения бюджетов;
  • предоставление инструментов субъектам Федерации для эффективного управления средствами на едином счете бюджета.

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что реализация всех преимуществ технологии ЕСБ с сохранением всех плюсов управленческого подхода диктует ряд обязательных требований к единству технологических и технических процедур и четкого регламента взаимодействия между органом, организующим исполнение бюджета, и органами федерального казначейства. Сам же процесс перевода региональных и местных бюджетов на кассовое обслуживание в органы федерального казначейства стимулирует построение истинно казначейских систем обслуживания исполнения всех бюджетов РФ в кратчайшие сроки.