Почему-то мы считаем информационную войну изобретением XIX века, в крайнем случае, — двадцатого, в конце которого и появился этот термин. На самом деле, боевые действия в медиапространстве ведутся столь давно, что количество утекшей воды превысило ёмкость всех океанов. Что есть угроза Чуда-юда в русской сказке посадить противника на одну ладонь, прихлопнув другой? Чем иным является предостережение царя персов древним грекам, сделанное через агентов влияния, что в случае, если все его воины выстрелят одновременно из луков, — за стрелами не будет видно солнца? Меняются лишь методы, средства доставки.
Сделка, о необходимости которой долго говорили биржевики, — по крайней мере, их российская составляющая, — совершена. Опробован механизм продаж на «низкопередельной продукции», — в этой роли выступили алмазы, — за рубли. Тестовые операции с клиентами из КНР и Индии проведены, сопровождающие их организации обещают перевести такого рода гешефты в постоянное русло. Планы масштабной реализации нефти в целковых на питерской бирже тихо сошли на нет, но идею подхватили китайские товарищи, воплотив её в жизнь в Шанхае. Участие государств в финансовой системе, жёстко увязанной с долларом, сокращается.
Развал США — иллюзорная химера, несбыточная мечта, способная похоронить под обломками прожектёров, неминуемый исход существования любой империи? В исключительности заокеанской державы усиленно убеждал всех её прежний президент. Не смог! Град на Холме — вовсе не Рим, на который хочет быть похожим, а Карфаген, — четвёртый или пятый, — который, как известно, должен быть разрушен. Три десятилетия назад Светоч демократии, одолел третье, — четвёртому не бывать? — «издание» вечного города. Однако, переживёт ли он своё альтер эго надолго, чтобы отдать инициативу. Кому? Пекину? Москве? Дели? Их альянсу?
Глобальная торговая площадка продолжает регулировать всё с помощью невидимых непосвящённым рук. Очередная жертва этого «приведения в порядок», — вслед за Россией, постсоветским пространством, рынка углеводородных цен, — Турция. Крах экономики страны злопыхатели разглядели довольно давно, до «недемократических» выборов и подло подавленного путча. Но промышленное производство падает куда меньше «реальной» стоимости бумаг и их ожидаемой прибыльности. Кто продумывает и устраивает якобы беспорядочные колебания, играет на несоответствиях, кто определяет долгосрочность явления, его «трендовость»?
Геополитическая сердцевина Земли — штука непостоянная, ветреная: то она в Европе, — да и там у одного хозяина надолго не засиживалась, — то в Америке, куда начала перемещаться после Первой Мировой. Но и Вашингтон со своими конгрессами да ФРС приютил кочевницу на век. Не больше. Теперь, трансформируя ставшие общепринятыми глобальные расклады, путь её лежит в Азию, причём, Юго-Восточную. Новые контуры построения всемирной экономики затронут вековые стратегические противостояния, такие как Большое индокитайское соперничество. Оно казалось неустранимым, погасить его может лишь одна страна — Россия.
Если Россия столь опасна в Сети, что выигрывает все выборы, то не проще ли всемогущему Королю-Пауку, который, как известно, живёт в банке на Холме в известном Граде и ведает всеми связями, перерубить нити, сочленяющие глобальные плетения с русскими ресурсами, полностью купировав угрозы. Иначе общечеловекам битву за информационное превосходство не выиграть. В противном случае, империя хакеров, троллей, вирусосочинителей, чем стала РФ, окончательно дестабилизирует ситуацию на планете, и, вместе с Китаем и КНДР, установит власть цифрового коммунизма. Ну, или терроризма, отчего никому не легче.
Психологи утверждают: мысли способны не только формировать сознание, но и изменять реальность, притягивая события, о которых субъект чаще всего размышляет, и так, как он их преподносит. Но не всегда: сколь Россию региональной бензоколонкой не нарекай, она — заметно большее явление на геополитическом небосклоне. Сейчас она, по утверждению некоторых, превратилась в главного мирового хакера и «тролля», успешного ревизиониста, сотрясателя общечеловеческих устоев и ценностей, дестабилизатора политических структур и президентовыбиратора. Возможно ли такое чудесное преображение за короткое время?
Удобно, когда глобальная правовая система — штука эластичная для гегемона, гаранта, стража, державы, победившей демократию. Её противники уже привыкли к введению против них экономических рестрикций, порой называемых пошлинами. Обычно они носят характер возмездия за сделанное, сейчас же задуманы как мера превентивная: Россию планируют наказать за вмешательство в ноябрьские 2018-го выборы. Подготовившие этот законопроект, правда, проговорились, назвав их «санкциями из ада». Опасны ли они для страны, «уходящей из доллара», возможно, навсегда? Глава Минфина США предостерегает ретивых «карателей».
От мании величия до ситуаций, когда ты не вызываешь ничего кроме смеха, — ну, и жалости, пожалуй, — один шаг. Он был сделан гегемоном с Холма, который теперь как сатана крестного знамения ждёт вмешательств в выборы, постоянно находясь под виртуальным прицелом Кремля. Этот шаг совершили на Альбионе, где у всех — мурашки по коже в ожидании, когда русские потравят гречкой всех посетителей парков. Что уж говорить о прибалтах, которых не отделяет от России «большая вода», где даже банальная поездка на таксомоторе грозит «сливом государственных тайн» и совсем беззащитных данных в сервера ФСБ и ГРУ.
Видимо, главная опасность Искусственного интеллекта (ИИ) для человечества — не в том, что ждёт нас машинный бунт, бессмысленный и бессердечный, или заговор разумных жестянок, проникших в ход наших мыслей, с целью перехватить контроль надо всеми процессами. Если прогресс не остановился окончательно, и новая фаза истории всё же наступит, технологическая революция, о необходимости которой постоянно говорили прогрессисты, способна привести к деградации не осознающего опасностей гомо сапиенс, окончательно лишить людей возможности влиять на природу, сделать их абсолютно беззащитными перед её лицом.
«Капиталистическое отечество, либеральная демократия, промежуточные выборы в США — в опасности»! Сигнал о дамокловом мече в руках русских хакеров звучит с каждого заокеанского холмика, изо всех тамошних утюгов. Но, если, конечно, отбросить бездоказательные обвинения России, маниакальный трепет перед каждым её действием в Паутине, так ли беспочвенны опасения перед активностью компьютерных взломщиков? От них страдают многие, вплоть до… вы не поверите, информационных ресурсов и систем РФ. От обычного пользователя смартфона до государственных структур. Только вот здесь не ищут одного крайнего.
Похоже, что самой громкой из всех «заднескамеечных» партий мира являются всевозможные «зелёные», начертавшие на соответствующих знамёнах девиз: «невелик клоп, да зловонен». Своей борьбой с многочисленной скверной, — разнообразные сексуальные извращения к этому не относятся, — за всё высокопробное они пытаются стать гуру нового культа, всячески продвигая свою суррогатную религию чистого неба и водоёмов, девственных лесов и лужаек на которых насыщаются, — не угадали, мясо, даже молоко — сплошной вред, — солнечные панели, ветряки, прочие полезные всем экологические энергосберегающие аппараты.
В интереснейшую ситуацию попал президент холмоградский. Стоит он витязем на распутье, да намечает, куда дальше двинуться, хотя хороших вариантов путевой камень не предлагает: любое из выбранных направлений грозит потерей чего-то ценного. В ассортименте неблагоприятных предложений: утраты европейских да канадских союзников, запутанность отношений с РФ и КНР, подчинённым ЕС с навязываемым ему СПГ, КНДР с ИРИ, даже с беззлобным G7, хитросплетение внутренних связей с самым демократичным из конгрессов, ранее союзником — первопечатниками из ФРС да слишком любопытными сенатскими комитетами.
Похож ли XXI век на прогнозы, дававшиеся пятьдесят, восемьдесят лет назад, ещё раньше? Человечество не только не добралось до планет солнечной системы, космические корабли почти не бороздят пространство. Где летающие автомобили? Напоминают ли роботы разумных механических гуманоидов, описанных фантастами? Перемещаться быстрее, защищаться от ураганов и землетрясений, жить дольше люди могут только в проектах Маска. Печально, что за последние полвека фактически ни к чему из означенного выше наша цивилизация не приблизилась, весь прогресс свёлся к гаджетам, позволяющим не вылезать из соцсетей.
Стоит кому-либо из специалистов, не отстаивающих до разрыва тельняшки главенствующий курс Запада, — будь он оттуда, из России или Ирана, — попытаться приоткрыть завесу тайны над связью кого-нибудь из холмоградского истеблишмента, например, с финансовой, военной элитой, специализированной научной программой, как тут же последний записывается в адепты теории заговоров. Когда же с небольшим временным лагом о «новом мировом порядке Путина», формируемом при поддержке Трампа, пишут два авторитетных англосаксонских издания с разных берегов Атлантики, — это глубокий анализ экспертов, ничего более.
Формулировка, выявляющая содержание понятия «медиа», гласит, что это ресурсы по сбору, переработке, распространению сведений, предназначенных массовой аудитории. Но так ли это? Фактически, СМИ — это каналы продвижения нужных данных, работающие на манипуляторов в штатском, дающие возможность воздействовать на поведение электората, реже — властей. Одна из немецких газет, простите — зондеркоманд психоинформационной войны, вдруг разглядела, что «и русские — люди». Это — настоящий прорыв: ведь их предшественники каких-то 80 лет назад видели в гражданах СССР, особенно славянах, только недочеловеков.
Орган исполнительно власти ЕС на время позабыл о политике, — а, может быть это лишь показалось и всё значительно тоньше, — и занялся регулированием информационного пространства вслед за установлением стандарта кривизны огурцов. Комиссары решили пополнить казну альянса, монетизировав проступки сетевого гиганта, точнее — монополию американских транснационалов из «Гугл». Размер штрафа рекордный, более четырёх миллиардов евро. Нельзя исключить, что это — ответка старосветского «кабмина» на происки гегемона, введшего санкции, простите, повышенные пошлины на металлы и прочую продукцию «союзничков».
Не сумев, — хотя и сделав решительные шаги к поставленной цели, — развалить Россию в «святые девяностые», потом экономически и психологически разложить её, изолировать в 2010-е, Запад не собирается прекращать против нас психоинформационной войны, как, впрочем, не заканчивал её в момент «крепкой дружбы». Задача, наряду с дискредитацией лидеров, — убедить «подопытных» в необходимости признать свою неправоту, насадить чувство оторванности от всего «прогрессивного человечества», проживания на «неправильной стороне истории, укоренить в русских комплекс вины за их деяния, от Рюрика до Путина.
Несмотря на громкие декларации о победивших толерантности и мультикультурализме, Европа — автор всего «светлого» в межнациональных отношениях, от еврейских, цыганских погромов, крестовых походов через жесточайшие религиозные войны и расизм, до фашизма и национал-социализма, далека от примеряемого камзола совершенства. Навязчивой защитой прав меньшинств, также недавно системно уничтожаемых, выпячиваемой политкорректностью и музеями холокоста вряд ли удастся полностью искупить вину. Впрочем, поиск ответственных за погружение Старого Света в сумерки закончился привычным: «виноваты русские».
Трудно сказать, нашлось бы в казне Украины такое количество денег, чтобы включить интересующие их темы, — а занимают небратьев только они-любимые, — в повестку переговоров русского и американского президентов, пусть даже на правах одной из болевых точек. Эта страна не умещается в 280 знаков трамповского твиттера, среди приоритетов Града на Холме — дружба и сотрудничество с Россией, углеводородный сектор и экономика в целом, ракеты, ядерное оружие. Цэеуропа же привлекает внимание хозяина Белого дома лишь как одна из целей путинской стратегии, а вовсе не как субъект европейской политики.