ФРС своей политикой рубит сук, на котором сидит, — сложившуюся за последний век финансовую систему. Явление, именуемое «программа стимулирования», в действительности — завуалированный план спасения Уолл-стрит, переложивший денежные обязательства банкиров на Вашингтон, в свою очередь сваливший их на весь шар земной. Белый дом не решился на жёсткое лимитирование потолка госдолга. Но мир не согласен с этой горькой пародией на функционирующую экономику, — уверен Джим Уилли, — и готовится к капитальной трансформации финансовой отрасли, создавая обменные площадки без участия доллара.
Не первый год ряд государств проводит подготовку к глубоким изменениям в финансовой сфере. Обменные бартерные площадки, исключающие из расчётов доллар, уже сконструированы и рационализируются, шлифуются. Всё чаще используются инструменты на базе рубля, как правило, юаня. Действенность многовариантных торговых решений заключается в их законности и приемлемости для всех. Краеугольный камень СВОП платформ — прямые контакты банкиров из Поднебесной с коллегами по всему миру, регулирующими торговые транзакции. США же пока не замечают дамоклова меча, нависшего над господством «вечнозелёного».
Пусть неспешно, но коренным образом трансформировалась экономическая и геополитическая ситуация. Образована вторая «большая семёрка», с чем вынужден будет примириться «цивилизованный» мир. Блок, основа которого — страны БРИКС, оставил позади ВВП держав старого «великого септета» по паритету покупательной способности (ППС). Причём, такие выводы были сделаны аналитиками Международного валютного фонда. Financial Times, британский рупор МВФ, подчёркивает резкое изменение глобальных факторов: половина из двух десятков крупнейших экономик сегодня — развивающиеся рынки.
По данным МВФ и мирового золотого совета, запасы золота России продолжают расти, тем более активные закупки соответствующие органы не останавливали, существенно преумножив объёмы резервов за последние полгода. В списке главных золотодержателей наша страна постепенно, но постоянно укрепляет свои позиции и уже вышла на пятое место в мире, обойдя Швейцарию и Китай. Всемирные банкиры, хранители валютной чистоты мира и третьего по величине запаса драгметалла, обеспокоены: продолжение «золотой интервенции» РФ и КНР подорвёт не только монопольное, но и просто устойчивое положение доллара.
Пожалуй, главным героем одного из самых авторитетных и читаемых еженедельников, — The Economist, стал российский Президент. За последние годы он не раз был «лицом с обложки». Тон статей менялся, и резко, с «начала конца Путина» через сочинский триумф до «Нового мирового порядка». В редакции уверены, что мир будет вынужден свыкнуться с главенствующей ролью нашей страны в условиях утраты мощи ЕС, НАТО и неразберихой в глобальных финансах. Журнал, без устали отстаивавший ужесточение санкций, свидетельствует: РФ отвоёвывает ключевые позиции в Европе, призывая к противодействию этому.
Центробанком разрабатывается «шоковый», уже четвёртый сценарий падения нефтяных цен, правда, похоже, что он вряд ли будет востребован. В нём рассматривается вариант с котировками в $60/баррель, хотя стоимостное пике эталонной марки, похоже, закончилось в районе $93. Эксперты ждали этого, и их предостережения стали явью. Российский Urals достиг двухлетнего минимума. Это снижение цен, безусловно, не только наносит удар по свёрстанному бюджету–2015, но и ставит правительство перед необходимостью погрузиться в глубокие раздумья о перспективах отечественной экономики.
Не вчера обострилось противостояние на отечественном розничном рынке, где в окопах друг напротив друга дислоцировались «лавочники» и сетевики. Крупные ритейлеры принуждали малый бизнес сворачиваться, их давление не ограничивалось «естественным отбором», в ход шли законодательные акты, поправки. Чего стоит только «антитабачные» нормы, заставившие павильоны и ларьки если не покинуть поле боя, то перепрофилироваться. Теперь призывы ларьков услышал Минпромторг, который, с целью поддержать малых торговцев, может, нет, не снять препятствия пред ними, а затруднить открытие универсамов.
Украинская промышленность почти уничтожена ещё до вступления в ЕС. Традиционно низкий уровень безработицы страны, — учитывая, конечно, «не замечаемый» официальными счётчиками оттока рабсилы на Восток и Запад, — рухнул на четверть. И это — только первая фаза пике, которое может быть круче, чем в 2009-м. Приговор агентств вакансий неудивителен, если взять в расчёт государственные показатели падения экономики страны. Ведь промышленное производство в сравнении с данными годичной давности упало на 21,4%. При этом, не следует забывать, что и в 2013-м ВВП сопредельной страны отнюдь не рос.
За последнее время в глобальной экономике произошёл ряд значимых событий. Вторая и третья волна всемирного кризиса, приведшая к реальной остановке экономического роста; второй и третий пакет цивилизованных санкций против России. Советник президента Сергей Глазьев, занимающийся евразийской интеграцией, не считает положение в отечественной экономике катастрофическим. У него есть рецепты не только выживания, но и развития нашей страны. Залог тому — отсутствие существенных расхождений между российскими властями и крупным бизнесом, функционирующим в реальном секторе.
Глава финансового ведомства РФ озвучил позицию официальных властей: в правительстве на полном серьёзе обсуждается возможность не только диверсифицировать долговой портфель, но и параллельно сменить вектор инвестиций. Наверное, давно следовало пересмотреть саму концепцию государственных вложений в ценные бумаги и не кредитовать оппонентов, приобретая их облигации, — фактически субсидируя, — а делать капвложения в «закладные» партнёров по БРИКС. К счастью, третий пакет санкций, — в основном, в финансовом секторе, — приоткрыл глаза нашей исполнительной власти.
Хочется верить, что санкции по отношению к российской промышленности, лишившие её длинных кредитов и ограничившие поставки оборудования, подвигнут власти на решение «не замечавшихся» ранее проблем. Но потребуется кардинальное снижение кредитных ставок с использованием различных механизмов, что стимулирует организацию новых производств с целью импортозамещения. На повестке дня — инициативы, понижающие экспортные пошлины и увеличивающие импортные. Это призвано сократить негативные последствия для экономики после существенного сокращения доступа отечественного бизнеса на рынки Запада.
Экономический гигант, зовущийся Евросоюзом, не мог не осознать, что обмен санкциями с нашей страной нанёс его членам ряд ощутимых ударов, а тучи на горизонте продолжают сгущаться. Отсюда — тщательно подавляемые голоса против антироссийских мер и возможность сворачивания бойкота. Но политический карлик Евросоюз, полностью зависимый от разбросавших по его территории многочисленные базы США, следует в проложенном за океаном фарватере. И вот теперь «красивые и умные» размышляют, как им не разорваться между прекращением политических и торговых отношений с Москвой и вашингтонскими директивами.
Вопрос перехода во внешнеторговых расчётах на рубли стоит весьма остро. Польза для России от более активного его участия в финансовых операциях, сомнений не вызывает ни у кого. Этот шаг прибавит рублю авторитета в мире, уменьшит ряд рисков по валютному обеспечению внешней торговли. Однако, забыв истину о том, что правота всегда на стороне покупателя, а не продавца, власти ведут обсуждение в первую очередь о возможности на рубли приобретать, а не реализовывать товары. Но покупать за свою валюту импорт — более выполнимая задача, чем продавать продукцию на экспорт.
В очередном пакете санкций Запада — ограничения, касающиеся отечественного нефтяного сектора. Углубляются запреты: к поставке оборудования для глубоководной добычи и разведки, арктических и сланцевых работ прибавилось табу для фирм ЕС на предоставление услуг для бурения/освоения скважин. Естественно, это ударит по нашим нефтяникам. Но британский эксперт уверен, что оплачены запретительные меры будут из кармана западного пользователя. Тони Хейворд убеждён, что вскоре миру придётся столкнуться с ценой за чёрное золото в полторы сотни долларов за баррель.
Совет Федерации направил в Думу пакет законопроектов по деоффшоризации отечественной экономики. Это вопрос стратегического характера, он весьма значителен для обеспечения экономического государственного суверенитета. Проблема была выделена в декабрьском послании президента Федсобранию. Властями были разработаны запрошенные законопроекты, в которых будет значительно модернизирована борьба с противозаконными схемами вывода капиталов. Для этого использован международный опыт финансовых мер противодействия отмыванию денег, а за основу проекта закона были приняты рекомендации ФАТФ.
За океаном грамотно просчитали, когда следует накалить атмосферу финансовых и хозяйственных отношений Евросоюза с Россией. Обострены они были именно в ту пору, когда и до того не отличавшаяся стабильным ростом экономика еврозоны была близка к состоянию входа, нет, не в пике пока, просто в спад. От взаимного обмена ограничительными мерами пострадали, к удовлетворению Вашингтона, все. Трудная пора настала для экономик всех членов ЕС и очень больно ударила по Испании и Греции, где восстановление, во многом обусловленное состоянием компаньонов, началось незадолго до этого.
Финансовые санкции, обрушившиеся на нашу страну, заставили наших лидеров и экспертов задуматься, стоит ли и дальше подставляться под атаки стремящихся задушить их всемирных банкиров. Ответ может быть только ассиметричным. Тем более, и наш партнёр Китай явно не прочь интенсифицировать борьбу с нефтедолларом, планируя увеличить роль юаня во всемирной финансовой системе. Потому Москва и Пекин рассматривают, как им ввести в действие свою концепцию межбанковских операций, которая функционировала бы по схожей схеме и заменила бы глобальную СВИФТ. Пока что в расчётах между двумя государствами.
Неожиданным для Запада был ответ России на санкции, ограничившей ввоз «цивилизованного» продовольствия. Этот шаг в новых реалиях способен дать толчок отечественной агропромышленности, смежным отраслям, организации эффективной цепочки: производитель — переработчик — торговец — клиент, формированию логистических агропарков. Избежать дефицита продуктов и предотвратить рост цен России помогут развитие сектора индустрии, относящегося к переработке сельскохозпродукции. Ну, и, безусловно, важна также смена вектора импорта, без которого северной стране не обойтись. С Запада на Юг и Восток.
«Инициаторами» нового витка санкций против нашей страны стали европейцы, а США «осталось лишь» поддержать партнёров. Западные оппоненты бьют по самому больному, в их понимании, — кошельку. Но их надежда «убить дорогим долларом» российскую финансовую систему не воплотится в жизнь. В связи с непрекращающимися демаршами атлантистов, Центробанк РФ сделал очевидный ход, поставив на привлечение в рублёвый корпоративный долг и отечественные облигации федерального займа (ОФЗ) инвесторов из всех азиатских регионов, от Ближнего Востока до Токио.
Долго сопротивляться давлению Вашингтона европейские, да и американские политики не смогли, и в санкционный пакет против РФ (и себя) были включены энергоресурсы. Это превратило украинский кризис в наиболее серьёзный вызов континентальной безопасности за последние годы. В первую очередь, защищённости энергетической. Похоже, реалии этого сектора встали поперёк дороги некоторым политическим предпочтениям, зримо выражаемым рядом старосветских стран, — особенно, из числа «младоевропейцев». Отделить «ресурсные вопросы» от проблем защищённости пока не удаётся.