Европа заговорила о восстановлении экономических контактов с Россией под прессом сгущающихся санкций! Будут ли крепки связи, выстроенные на фундаменте: «мы тоже пострадавшие»? Град на Холме совершил немало, чтобы остаться без серьёзных союзников. Даже Германия, наконец, делает шаги к старту самостоятельной политики. Расчёт Трампа на плюшевую мягкотелость своих североатлантических компаньонов заставил Меркель, собрав волю в кулак и нарушив вето, посетить два угла «параллелограмма зла»: Россию и Китай, пробуя заполучить обоих или хотя бы одного в союзники на поле локальных геополитических игр.
Результаты по сбитому Путиным малайскому «Боингу» предусмотрительно не оглашаются, казус Скрипалей ждёт участь быстро забытого дела чеченских геев. Чем разгонять русофобию? Ответ очевиден — футбольным чемпионатом и теми трудностями, с которыми неминуемо столкнутся болельщики, отважившиеся на приезд в варварскую Россию, землю, которую делят КГБ, хакеры, мафия, пьяницы с балалайками и медведями, да девушки пониженной социальной ответственности с самоварами. Отчаянные поклонники футбола снабжены инструкциями, как вести себя в дикой Московии. Почему же сказки о нашей стране столь злы и живучи?
Перед промышленностью поставлена сверхзадача: за шестилетку увеличить несырьевой экспорт, — не очень понятно, правда, почему это — основной критерий роста, — почти вдвое, окончательно сбросить клеймо «глобальной бензоколонки», приставшее к нашей стране более века назад стараниями мировых разделителей труда. При этом, никто не собирается сокращать добычу ресурсов, продажу их, цель иная — развить индустрию, сделать продукцию привлекательной. Реально ли это, когда торговые площадки поделены, как говорится, — «всё украдено до нас»? Результаты-2017 внушают оптимизм: этот сегмент заметно вырос.
Развязанная против России гибридная война, её значимая составляющая, — информационная, — ведётся в 2010-х настолько «мастерски», что достаточное противодействие объекта нападок — минимум движений «под клиентом»: хуже не будет, и можно дождаться ошибок атакующих, чтобы использовать их в полной мере. Это — один из принципов восточных единоборств, с которыми неплохо знаком кремлёвский властитель. Накладок в действиях партнёров предостаточно, нелепость поисков повсюду руки Москвы во всевозможных грехах очевидна многим, «насыщенность их раствора» приближается к критической точке кристаллизации.
Объединённый Запад, судя по всему. теряет свою консолидацию, — спасибо Трампу. С восточного берега Атлантики раздаются призывы сооружать новое демократическое содружество, лицо у которого должно быть европейским. Одно из авторитетнейших изданий США назвало завершение эры американской гегемонии свершившимся фактом, который пока смогли осознать далеко не все. А ведь есть точка зрения, что сверхдержава простой страной быть не может: теряя статус, она рассыпается. Правда, России удалось избежать этой участи. Она, оказавшись у края пропасти, не просто удержалась, но и вернулась в Большую игру.
О сильных сторонах американского истеблишмента долго складывались легенды. Главная из них — компетентность, которая поднимает авторитет политика, его команды, страны в целом. А ежели, наряду с наплевательством на интересы союзников, лидер гегемона постоянно демонстрирует невежество во многих областях, авторитета ему это не добавляет. Кроме того, правитель Града на Холме, явно «недобирающий солидности» и по ходу стёрший грань между публичной и тайной политикой, представил свою державу недоговороспособной. Сделал он это лихо, по-трамповски, убедив в этом и тех, кто ещё верил в обратное.
Послушаешь настоящих экспертов — вырисовывается бездонная пропасть отечественной финансово-хозяйственной системы. Нас убеждают, что не справляющееся ни с чем Правительство довело положение до критического, всё может взорваться в любой миг. А власти способны лишь на сочинение невразумительных «Стратегий развития», не предлагающих конкретных технологий, как выбраться из ямы. Да и вообще, Эту страну развратила и разрушила коррупция. Предложение одно: брать пример с государств, добившихся успеха. Но велики ли достижения идеального Запада, полностью ли он смог исключить накладки в своей экономике?
О прожектах Запада раздавить региональную бензоколонку забыто. Ничего не производящая страна с ВВП около процента от мирового не умерла голодной смертью, наоборот, увеличивает поставки за рубеж, — отнюдь не только углеводородов и продовольствия, — улучшает профицит текущего счёта, укрепляет позиции нетто-кредитора. Общечеловеки вдруг обнаружили, что экономика РФ практически защищена от воздействия очередных санкций, активность которых сворачивается. В Европе уже отмечают, что Москва наращивает экспорт оборудования для сельского хозяйства. Пусть пока не в ведущие страны ЕС, лиха беда начало.
Сменяемость власти — самая значимая ценность плюралистического глобализма. Два года, потраченные президентом США в основном на попытки выкрутиться из цепких лап обвинителей в сговоре с Россией — мелочь, даже для молодого государства. Главное — демократические принципы. Пусть следующие пару лет Трамп потратит на месть тем, кто развернул против него травлю и на попытку доказать избирателю, что он достоин сохранить место в Белом доме, назначать неподготовленные саммиты под выборы. Первенствуют интересы не страны, а политика и желание доказать всем, что он — не какой-то там кремлёвский узурпатор.
Даже сегодня, когда социализм умер, казалось бы, навсегда, выяснилось, что Россия способна на шаг во имя принципов, который ударит по её кошельку. Правда, побудили её на ответ последовательные действия «партнёров». Русские самолёты, более десятка лет перевозившие львиную долю тяжелой техники, прочий скарб НАТО, больше не будут транспортником альянса, который может столкнуться с проблемами перевозок. Не заставила себя ждать реакция Украины, поспешившей предоставив организации своей мечты ещё работающие «Русланы» и чудом не проданную и всё ещё стоящую на крыле «Мрию» — наследие советских времён.
Когда под марши фашистов на улицах разваливается всё, и на это указывают не только собственные ощущения, но и многочисленные международные рейтинги, когда несостоятельность правителей настолько очевидна, что даже очередной спасительный транш от МВФ кажется чудом, остаётся одно — воспользоваться рекомендациями шарлатанов от психологии, познавших все 100500 способов повышения самооценки. Естественно, самые простые — убеждение себя в том, что у соседа ещё хуже, поиск аргументов в куче… пепла, подтверждающих, что разочарования и сомнения — тлен, или включение теории превращения зрады в перемогу.
Несмотря на намёки со всех сторон, что с военно-экономического трона, единоличного занимаемого четверть века, пора бы и слезть, властители США, забыв о декларируемой ими же невозможности вести более одного ратного противостояния единовременно, в финансово-хозяйственной системе и привлекательности на весь мир тиражируемых идей считают себя исключительными. Ну, или старательно напускают на себя вид непогрешимости. США повсюду развязывают экономические войны, — системы в них не отслеживается, — пытаясь одолеть своих вассалов, и даже пробуют поучаствовать в решении кадровых вопросов во вражеском стане.
Российская дигитализация настолько сурова, что она сокрушает империи. Борьбы с Роскомнадзором, пришедшим на телеграмно-цифровое поле, не выдерживает виртуальное королевство «Гугл» со всеми подчинёнными ему «Ютубами», раскинувшее свои владения по всему миру. И даже спецслужбы Великобритании, гордившиеся компетентностью и интеллигентностью, были вынуждены признать своё бессилие перед неумолимостью путинских кибератак, которых, будто бы, не избежать Королевству. Удивляет лишь одно: для чего нужно было грозить русскому медведю сетевым штурмом, если понимаешь, что ответного удара не выдержишь.
Что-то в последнее время происходит в зазеркальном мире «экономикс». Даже с его столпами, рейтинговыми агентствами, различными фондами, вплоть до Международного валютного. Все эти институты начали менять отношение к российской экономике, её устойчивости и даже (о, боги!) к ВВП. Что заставило разглядеть прочность государственной системы финансирования, сильную внешнеэкономическую позицию Кремля? Уж не предвозвещённые ли датскими аналитиками устрашающие перспективы всей финансово-хозяйственной конструкции? Или поспособствовал недавний юбилей проповедника политической экономии Карла Маркса?
Ну никак не идут дела на Альбионе. Что б они не делали. Второй из скрипалёвских котов не ловится, не берёт наркоз. Плачут, всем богам молятся, слёз не щадя, но подводные лодки в недавнем прошлом владычицы морей не могут нормально выстрелить по сирийским отравителям рода людского из-за русских «чёрных дыр». Виновники всех бед понятны — Кремль, Путин, их наймиты всех профессий. В том числе, древнейших, — журналисты. А коль одолеть центр — не под силу, нужно заняться джентльменским делом. На мастеров пера наслать работников плахи и топора, на россиянских толстосумов — романтиков с большого тракта.
Похоже, власти нашей страны сделали выводы из поражения 1980-90-х на информационных полях Холодной войны. Прежде всего, именно в нашем медиапространстве вместо почти всеобщего западного «одобрямса» присутствует реальный плюрализм. Вторая твердыня — идеологическая: традиционные ценности, пришедшие на смену позднесоветской косности, завуалированной в недомолвки и заставивший экс-советского человека, поломав всё социалистическое, — от взглядов, принципов до культуры, заводов, — отбросив всё и «задрав портки», бросится вослед за неведомыми свободами, к чисто русскому варианту либерализма — воле.
Если ВВП — основной показатель развитости страны, а он, как утверждают, у нас — в 7-10 раз меньше американского, то чего же они так волнуются? Зачем всех неудобных, вплоть до первых лиц записывают в русские агенты? Разве убогость экономики, её зависимость от сырья — повод для постоянного обсуждения, тонн сожаления к простому гражданину РФ? Коль скоро наши образование и наука убоги, а редкие самородки бегут в США, то откуда новые оружейные разработки и гроза всего цивилизованного и стремительно дигитализирующегося мира — хакеры? Что-то, честно говоря, одно с другим никак не увязывается.
Ничто не заставит умолкнуть большие калибры информационной войны. Причём, чем больше выстрелов, чем они громче, тем неотвратимей потеря слуха у тех, кто находится непосредственно у артиллерийского орудия, вздремнуть у лафета не удастся. Кроме того, выводы из недавней истории «партнёры» делать отказываются. Их не учат ошибки противника, павшего четверть века назад под немного подгнившими обломками неосуществимой тогда идеологической конструкции. Собрав осколки Красной Империи, западные демократии тешат себя надеждами возвести на зыбучем песке толерантности призрачный замок мультикультурализма.
Да, на политических аренах мартовское безумие, и не только у скрипалёвских котов, в этом году затянулось, весеннее обострение, — упадок духа, всплески агрессии, суицидные настроения, — заметно углубились, превратив каждый день в первое апреля. Возможно, что Президент был слишком оптимистичен, выразив надежду на победу здравого смысла, на возврат международных отношений в конструктивное русло, на стабилизацию мировой системы. Похоже, остаётся уповать лишь на то, что стремительность вырождения Запада, — в основном, это касается правящего и креативного классов, — хоть немного замедлится.
Пока политологи, военные аналитики, экономические эксперты, биржевые консультанты, авторитеты в общественных науках, знатоки конспирологии вяло размышляли о возможности перерастания в горячую фазу сирийского конфликта и во что может вылиться китайско-американское торговое противостояние, Третья мировая начата. Одним человеком и созданной им компанией. В роли неприятеля, естественно — Россия. Вы интересуетесь, кто у нас сегодня Грозный Наполеон, собирающий под свои знамёна рати последователей? Это — главный социальный сетевик планеты. уже начавший виртуальную гонку вооружений — Марк Цукерберг.