Большая Евразия на ташкентском саммите Шанхайской организации сотрудничества дала ответ оппонентам по всем канонам геополитики. На вызов, брошенный «странами моря» во главе с США, пытающихся сформировать два трансокеанских партнёрства, «державы суши» начали процесс приобщения к ШОС нескольких крупных южноазиатских государств — Индии, Пакистана, а в недалёком будущем — Ирана. В свою очередь атлантисты не оставляют стремлений разрушить пока плодотворно действующий альянс, усиливая геополитическую напряженность в ключевых внутренних районах материка, практически недосягаемых к воздействию океанических держав.
Известен ли хоть один случай, когда человек, слепо следовавший прогнозам рейтинговых агентств и статистических служб, вошёл бы в политическую или финансовую элиту? Впрочем, отрицательный ответ можно дать, не рискуя ошибиться. Общественный, да и просто капитал добывается на грани закона. Предвидением, удачливостью, инсайдерской информацией с самых верхов. Некоторые действия акул, кормящихся с «рынка предсказаний», и пророчества профильных учреждений, не успевших замарать своё имя, указывают, что, дела в глобальной, прежде всего американской экономике идут совсем не так, как видится простакам.
Зарубежным статьям и аналитическим материалам об импортозамещающейся российской промышленности, о влиянии на неё санкций/ответного эмбарго веры немного. Исключение, пожалуй, одно — положение в отечественном и европейском агропроме после обмена взаимными мерами. Первый чувствует себя явно неплохо, второй, мягко выражаясь, — неуверенно. Общеевропейцам остаётся, подсчитывая убытки и покусывая локти, обращаться с петициями в Брюссель. Нашим же не стоит почивать на лаврах, а сделать вывод, как использовать опыт отрасли для подъёма в других секторах промышленности. Пусть он и не будет столь заметным.
Ещё совсем недавно было принято жить на заработанное. Когда в США соотношение госдолг/ВВП после Второй Мировой перевалило за сто, даже за 120%, экономисты были готовы вытаскивать страну из этой ямы, в которую Штаты вогнали военные расходы. Справились за счёт плана Маршалла и промышленного роста, но он, как оказалось, не вечен. Второй раз показатель «зашкалил за сотню» в 2011-м. Теперь о тех недостачах на Уолл-стрит только мечтают: для обеспечения прироста ВВП на 1 доллар законодатель экономических мод и писатель соответственных законов увеличивает собственный госдолг на 10 «вечнозелёных».
В эпоху обостряющегося гибридного противостояния вера СМИ грозит «плюрализмом головного мозга», если, конечно, не включить блокировку. Западные эксперты убеждены, что, поражённая всеми экономическими, коррупционными и допинговыми недугами Россия рвётся к величию, угрожая общей безопасности, а её Президент украл все деньги мира, раздал их друзьям-коррупционерам, и, углубив раскол в стране, спонсирует националистов, евроскептиков и рассылает повсюду своих агентов. При помощи «устаревшего» оружия, Кремль скоро захватит Европу, если, конечно, его полчища не будут разгромлены натовским батальоном в Польше.
Одним из ведущих американских инструментов глобального влияния — Всемирным банком пересмотрены, причём, в сторону улучшения экономические прогнозы для России. Но, стоит ли слепо доверять «непредвзято собранным и просчитанным, непредубежденным, научно обоснованным и политически немотивированным» предсказаниям аналитиков, оказывающим серьёзное влияние на торговые площадки мира, в том числе, на рынки ожиданий? Возможно, вашингтонские институты просто начали спекулятивную игру на повышение или благосклонно решили изменить отношение к геополитическому оппоненту — России, снизив градус конфронтации.
Пожалуй, уже все отечественные экономисты убеждены, что пора, опираясь на найденные новые источники активизации экономики страны и точки её роста, делать шаг из болота. О необходимости структурных реформ, их приоритетах говорят и те, кто, будучи при власти вкладывал деньги в заокеанскую кубышку. Будет ли отдан приказ начинать радикальные преобразования? Если нет, придётся радоваться каждой баварской инвестиции, забыв о том, что наши «дауншифтерские» министерские структуры не смогли потратить около триллиона рублей: этот бюджетный излишек — на порядок больше «мимосанкционных» вложений из Европы.
Против диктата США поднят бунт. Трудно поверить, но во главе его — Брюссель и Токио, в их «временных попутчиках» — Пекин. Конечно, причины возмущения смутьянов — отнюдь не политические, а, естественно, торгово-экономические. Вашингтон в очередной раз решил переписать в свою пользу нормы ВТО, изменив установленные механизмы разрешения споров внутри организации. Согласиться с подобным принуждением, — а Штаты не просто не захотели продлевать мандат арбитра Апелляционной коллегии ВТО южнокорейца Чана, но и наложили вето на пролонгацию полномочий, — отказываются даже прямые последователи гегемона.
Похоже, Россия раз за разом демонстрирует старательно закрывающему на всё глаза миру, что отказывается интегрироваться в глобальное сообщество, пытается односторонне снижать геополитическую напряжённость. Сегодняшние отношения вернувшей себе статус сверхдержавы РФ и США всё больше походят на нормальные состязания конкурирующих государств-титанов. В том числе, на экономическом поле. Да, и в самих Штатах стараются переосмыслить сложившуюся ситуацию, чтобы избежать открытой конфронтации с Президентом России, который считает возможным сказать громогласное «нет» хозяевам Белого дома.
Очередной консилиум «князей мира сего» завершён в стране, где восходит солнце. И не просто рядовое небесное тело, а озаряющее дорогу всем на правильную сторону жизни светило либерализма, самой благополучной (или уже не очень) экономики. Последние советы Г-7 своей режимной конфиденциальностью в корне отличаются от простых саммитов «восьмёрки» с Россией, проходивших не так давно. Высшими существами не была ниспослана Кремлю даже надежда на снятие кары. А вот адептам религии «Града на холме» втолковано, что приобретение «голубого топлива» у супостата может быть наказано анафемой.
В этом году исполняется четверть века с момента распада СССР. Для кого-то это — грустная дата, для других — радостная, но данное событие — самое значительное во второй половине XX века. Кто-то называет причиной геополитической катастрофы предательство и бездействие элит, другие — бремя Холодной войны, наложенное на экономическую несостоятельность, национализм окраин, идеологическую «тупиковость» социализма, третьи — нежизнеспособность политической конструкции с гипертрофированным значением первого лица и «бомбу» в Конституции, провозглашавшей право наций на отделение, и даже… падение нефтяных цен.
Непоследовательность властей ЕС могла бы испугать многих, если бы не утеря Брюсселем политической субъектности ещё до момента её обретения. А потому не следует обращать излишнего внимания на разнонаправленные комментарии первых лиц стран евроальянса по отмене антироссийских ограничительных мер. Причём, даже не полной, лишь точечной. Те, кто благожелательно относится к РФ, громогласно «сдают» ястребов, выступающих за дальнейшее ужесточение санкций. Но русофобы, — по велению сердца или обстоятельств, — похоже, уверенно удерживают превосходство в решении ключевых политико-экономических вопросов.
Многим из нас, по не слишком понятным причинам, нравится читать статьи или просто заголовки европейских газет о том, что путинская Россия покоряет умы граждан ЕС. Но стоит ли верить им, даже частично? Или это — элементы военных действий в информационно-психологической сфере? Впереди — саммит Евросоюза, задачи которого — рассмотреть продление действия санкций, и цель публикаций, — если не повлиять на политиков, вряд ли верящих прессе, то обеспечить им электоральную поддержку. Хотя и это — не обязательное условие: ненужное событие можно не заметить, ликвидировав проблему в принципе.
Бросить дочку — если не преступление, то предосудительное деяние. Но порой такому поступку можно найти оправдание. Особенно, если это касается фирмы, находящейся под контролем материнской компании, и первая расположена на Украине, а вторая — в России. Отечественные госбанки, «Сбер» и ВТБ всерьёз решили покинуть сопредельную страну. Перспектив развития никаких, да и шансы на продажу весьма спорны. Банкиры утверждают, что это — чисто коммерческое решение, горячие головы считают, что данный шаг Кремля по уводу государственных активов может быть первым шагом к обострению противостояния.
Мир, — в основном цивилизованный, — выражает озабоченность безопасностью ядерной энергетики, инициированную отчасти фукусимской аварией и, в какой-то мере, — соображениями иного рода. Волна европейских протестов, шумных демонстраций сменилась тихим, но планомерным противодействием «мирному атому», в том числе — российскому. Запрещающей брюссельской резолюции нет, но в ряде стран на проектах по разработке АЭС поставлен крест. Москва, столкнувшись с почти непроходимой стеной сопротивления, расширяет географию возведения своих ядерных установок на Восток и Юг. В ближайших планах — Египет.
Экономике нашей страны под силу восстановиться не только благодаря росту углеводородных цен. «Изоляция» РФ Западом подталкивает её к структурным реформам, крупнейшим за последние десятилетия, к созданию новых хозяйственно-финансовых реалий, способных привести к формированию устойчивой, сбалансированной экономики на десятилетия. Об этом свидетельствует отнюдь не «путинская пропаганда», а процессы, происходящие в промышленности РФ. Резкий рост ряда отраслей нельзя не заметить. Стали приносить прибыль инвесторам и российские активы, которые, правда, пока не потеряли волатильности.
Российские власти наказам дедовским верны. Ведь те завещали, что на крутых переломах, когда вокруг неспокойно, следует иметь про запас по возможности полную кубышку. Ныне отдаётся предпочтение не «заначке имени Кудрина», набитой вечнозелёной бумагой, а запасам более ликвидным, нетленным — драгоценным металлам и камням. В ожидании, что доллар может рухнуть, приобретаются алмазы и золото, а это — всегда обеспеченные активы-убежища. Активность РФ и КНР в этой сфере замечена на Западе, самые дальновидные фонды которого показательно урезали вложения в акции заметно подешевевших американских фирм.
Энергетическая стратегия Евросоюза — вновь под прессингом Старшего брата, с привычным напором вторгающегося и в экономику, и в разъяснения последователям: в чём же их национальная безопасность, откуда движутся угрожающие тучи. Впрочем, родина всех дамоклов, с мечами идущих на приступ европейских ценностей, одна — Россия. Очередное заокеанское стремление — остановить прокладку «Северного потока – 2». Цель заботливых американцев проста — побыстрее занять место, освобождаемое от «недемократического топлива», на газовом рынке Старого Света, против чего вдруг осмелились поднять голос европейцы.
В очередной раз заокеанские эксперты-предсказатели решили потыкать пальцами в небо. После предвидений различных спецов, что «чёрное золото» будет продаваться чуть ли не по десять долларов, Минэнерго США выдало свой сценарий котировок. Диапазон стоимости энергоносителя — от 75-ти до 250-ти долларов за баррель. Но в 2040-м году. Если на время отбросить корректность ценовых прогнозов на четверть века вперёд в целом, можно сказать, что американские энергетики, видимо, неплохо разбирающиеся в своей сфере, опровергли российских банкиров и экологов, категорично приговоривших нефтяную эру к смерти.
Изменяется мир, правила, по которым он живёт. Но могут ли законы, регулирующие глобальное сосуществование, писаться лишь одной страной, даже если этого очень хочет её глава? Обама бросил Китаю перчатку в попытках не допустить конкурента даже к написанию общемировых правил. Сумеют ли глобалисты долго навязывать одним принципы существования, тем же, кто не хочет их принимать, — гибридные войны? Можно ли победить расчётливого и осторожного противника, планирующего не вырвать мировую власть из рук оппонента, а «бархатно» завладеть ею, не размахивая грозно мечом? Особенно в посудной лавке?