В канун заседания ОПЕК одни эксперты уверенно вещали, что картель не урежет объёмов добычи, другие авторитеты сходились в противоположном мнении. Из этих предпосылок делались альтернативные прорицания о дальнейшей динамике нефтяных цен. При этом, основное внимание сосредоточено на Саудовской Аравии. С одной стороны им выгодно пустить по ветру конкурентов — добытчиков «сланца» из США, а с другой — не терять прибыли от продаж. Пока же биржи лихорадит от игр участников рынка в ожидании решений поставщиков. В том числе, от инициированных различных «сливов» и «вбросов» информации.
Положение в промышленности США, судя даже по официальной госстатистике, далеко от безупречного. Отчёт Федеральной резервной системы свидетельствует, что в прошлом месяце объём промышленного производства и использования промышленных мощностей в стране пошёл на убыль, «минус 0,1%» вместо ожидаемых аналитиками «плюс 0,2%» в месячном сопоставлении. Вместе с тем, задним число были понижены и сентябрьские показатели. Причём, состояние заокеанской экономики быстрыми темпами приближается к тяжёлому. И первой жертвой его стало производство, которое весьма чувствительно к существенному замедлению глобального экономического роста.
Ряд лидеров «Большой двадцатки» робко потребовал от США согласия на реформу МВФ. Она получила одобрение G20 четыре года назад. Но какая бы то ни было реорганизация глобального финансового института, даже просто санкция на это, для Вашингтона равнозначна оказанию помощи конкурентам из БРИКС. Главы государств понимают, что Белый дом едва ли пойдёт на это, тем более, сейчас. А потому, вероятность того, что предостережение Лондона о предстоящем новом витке глобального экономического противостояния становится всё реальней. Услышат ли в Штатах призывы «коллег», ратифицируют ли документ?
Центробанк РФ, как и регуляторы других стран, поныне, в большинстве случаев вынужден останавливать свой выбор на расчётах в долларах. Но Россия не скрывает намерений избавиться от диктата заокеанской валюты. Первый решительный шаг к поставленной цели — проведение крупной нефтяной сделки с КНР в нацвалютах. Правда, вашингтонские правительственные финансисты пока чувствуют себя сравнительно спокойно, понимая, что китайской валюте, несмотря на стратегическое увеличение веса в международной торговле, до «выкорчёвывания вечнозелёного из финансовых грядок мира» далековато.
Экономическая война, в которую Россия была втянута Западом, требует от национальной промышленности жёстких норм ведения боевых действий. Нужно избавиться от зависимости от заграничных поставок, излечить привыкание к привозу. Но для этого следует вспомнить, как создавать отечественный продукт, чьё качество не уступает импорту. Возможно ли это? Почему же нет, если на фоне ответных санкций, как предмет не только обсуждения, но и действия получает новую жизнь «Знак качества» или торговая марка «Сделано в России». Но товару ещё нужно завоевать покупателя.
Власти США привыкли квалифицировать американо-китайские отношения как ключевые в международной политике, предрекая им судьбу — во многом устанавливать облик XXI века. Всё это — не просто политические реверансы, а принципиальные сигналы о взглядах разработчиков и главных исполнителей политики Вашингтона. Там доминирует точка зрения, что Штатам и Китаю суждено утонуть… или выплыть вместе, по ходу спасая или топя весь мир. Удастся ли Вашингтону правильно построить отношения с меняющимся миром? Сможет ли он эффективно сотрудничать с новым блоком стран или будет противостоять БРИКС?
Ни от кого не укрылся «восточный поворот» России, которая находит всё новых партнёров в Азии. «Газпром» получил ещё одно предложение о проведении топливопровода и обеспечении своей продукцией региона АТЕС. Правда, речь не о продлении «Силы Сибири», о том, чтобы проложить трубы по морскому дну и достичь новой точки на карте поставок: Японии, Хоккайдо, а затем, возможно, Токио. Пока контракт не заключён, даже серьёзные переговоры по энергоснабжению ещё впереди, но, по информации, участие российских энергетиков в островном газораспределении будет весьма серьёзным.
Довольно сложно объяснить, как на фоне двух кризисов, — украинского и иракского, напрямую затрагивающих сырьевой сектор экономики, — цены на энергоносители держат устойчивый понижательный курс. Решится ли кто-то в этой ситуации инвестировать в углеводородный сегмент, ломающий все биржевые и логические каноны, если он, конечно, не особо рисковый брокер? Нестыковочка здесь видна любому здравомыслящему человеку. Ведь устойчивый спрос на фоне геополитической напряженности означает рост нефтяных цен. Всегда. Если, конечно нет вмешательства «свыше». Или издалече.
Если Запад не сочтёт, что пора утихомириться и сменить гнев на милость в надуманном, — или загодя подготавливаемом, — конфликте с Россией, то у него в запасе всегда есть некоторый набор средств. Например, официальный арест активов с возможной последующей их конфискацией. И богатый арсенал приёмов подковёрной борьбы, отточенных на государствах с «неправильной стороны истории». Уже подсанкционная «Роснефть» попыталась запустить руку в Фонд национального благосостояния со «скромной» просьбой о выделении компании порядка двух третей средств из национальной копилки.
Цивилизованные европейцы как-то слишком демонстративно захлопотали о благосостоянии присоединившейся к альянсу на правах ассоциации «незалежной» страны. Они озаботились новыми долгами Украины. Старые, — газовые, российские, — их почти не волновали. А вот то, что свежеприобретенные обязательства, — перед старосветскими банками, — поставят население страны, пострадавшее от программ приватизации и экономии, в весьма неудобное положение — трогали, но свой карман важней. Указаны условия получения нового транша, цели, — различные стабилизации и содействия, — но при этом стыдливо умалчивается о главном в займе — его процент.
Американским Федрезервом объявлено, что программа QE3, количественного смягчения завершена. За семь лет «послаблений» в экономику США было впрыснуто столько ликвидности, что теперь вашингтонскому Центробанку придётся решать новую задачу, управиться с проблемой избыточного резерва. Действовать финансистам следует не просто пунктуально, а со скрупулёзной точностью, так как права на промах ФРС лишён: на пороге — экономический хаос. Удастся ли это владельцам глобального печатного станка? И какое влияние игры заокеанских финансовых маклеров окажут на российский рубль и экономику?
Центробанк Старого Света решил перейти в наступление на кризис. Задача ЕЦБ — не только предотвратить дефляцию, но и, — оригинальная установка для финансового регулятора, — осуществить форсаж экономического роста. Глава учреждения уверен, что достигнет искомого одним ударом, пойдя путём коллег из ФРС США и японского Центробанка, заметно приумножив объём закупки гособлигаций. Но экономики стран ЕС далеки от идеала. В этой ситуации, убеждены западные «экономисты в авторитете» подобные действия, по всей вероятности, приведут к опасному расслоению общества на обеспеченных и неимущих.
Не исключено, что правительство решится на принудительную деоффшоризацию. Правда, коснётся она лишь предприятий двух типов: оборонно-промышленного комплекса и тех, большая часть выручки которых за трехлетний период пришлась на долю оборонного госзаказа. Такую постановку считают целесообразной в Минэкономразвитии. Но предложение ведомства не подразумевает для подобных компаний полного запрета на оформление «дочек» в зарубежных юрисдикциях, оставив право такого решения за советом директоров. Цель этой оговорки — исключить риски, возникающие для национальной экономики.
Судом Евросоюза зарегистрированы «противосанкционные» иски от российских юридических лиц — «Сбербанка», ВТБ, ВЭБ, «Роснефти», и физического лица — Аркадия Ротенберга. Если до опубликования заявления на портале «журнал ЕС» проходит пара недель, то результатов самого рассмотрения дел ожидать ранее, — и это в лучшем случае, — чем через год, не приходится. Но дело, не в сроке, а в принципе. Тем более, из судебных тяжб фирм Ирана понятно, что выиграть их можно. Несомненно, законники-евросоюзники сделали вывод из ошибок прошлого, что затруднит возможности юридической победы их оппонентов.
На мировых рынках происходит укрепление доллара к рублю на фоне снижения нефтяных цен. Сложившаяся ситуация обсуждается по обеим сторонам Атлантики. Для западных компаний, занимающихся бизнесом в РФ это — вызов. Аналитики же «Сбербанк КИБ» уверены, что сырьевые тарифы будут компенсированы валютной конъюнктурой. И наша страна, по мнению экономистов-консультантов, способна вполне безбедно существовать и при низкой расценке в 40 долларов за бочку. Для этого сырьевикам следует несколько поумерить аппетиты, не тратя финансовые средства на капвложения и дивиденды.
В это непросто поверить, но американские бизнесмены вознамерились спасти российскую экономику. То есть, наказать Россию ещё сильней «бросив в терновый куст». Торговые представители США из USTR, ответственные за внешнеторговую политику, изобрели очередную репрессию для РФ, инициировав процесс исключения из ВТО нашей страны. Причина — невыполнение Россией обязательств организации. Другая кара — сворачивание семилетнего переходного периода, предоставляющего преференции «новообращённому» для амортизации той экономической встряски, которая поджидает каждого неофита.
Практически невозможно создать такие экономические условия, — если в них, конечно, не совершает крупномасштабное вторжение политика, — которые лишили бы небанковский сектор экономики потенциала для инвестиций. И зарубежные бизнесмены, невзирая на санкции и непростую ситуацию в экономике, не отрекаются от желания работать в России. Но они обеспокоены вероятностью введения в стране региональных сборов на некоторые услуги. При этом пока инвестиционный совет, состоящий из глав фирм-вкладчиков в экономику РФ, не следует настоятельным рекомендациям МВФ, — вернуться на «правильную сторону истории»?
Безгранично высокоразвитые, а потому уже и не прогрессирующие экономики США и их старосветских союзников нуждаются в новых импульсах и денежных вливаниях. В противном случае процессы, которые начинаются в их финансово-хозяйственных системах, примут необратимый характер. Гаснущий потребительский спрос лишь укрепляет инвесторов во мнении, что их радужные взгляды в будущее были слишком самоуспокаивающими и оптимистичными. И падение нефтяных цен ударит не только по «сырьевым» странам. Положение на цивилизованных рынках кардинально ухудшилось, продлить агонию смогут лишь монетарные меры властей.
Россия склонна организовать зону свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом. Москва устами главы МИДа дала понять Брюсселю, что она не планирует прекращать экономические взаимосвязи, влияние Вашингтона на которые слишком, по мнению Сергея Лаврова, велико. Данный шаг, помимо всего прочего, смог бы вдохнуть жизнь в плохо растущие экономики РФ и еврозоны, связи между которыми Белый дом пытается разорвать, что затруднит успешное развитие глобального бизнеса. Главный дипломат страны убеждён, что имеет принципиальное значение разъяснительная работа с партнёрами по недопустимости подобных игр с экономикой.
Пока аналитики банковского и нефтяного рынка рассуждают о «проседании российской экономики», реальный сектор промышленности России занялся практическими делами, результатом чего стал рост промпроизводства. По итогам сентября этот показатель прибавил 2,8 процентных пункта. Повлияли на эту динамику в качестве главного действующего фактора обрабатывающие производства. А воздействовали на этот подъём такие факторы как падение рубля и стартовавший процесс импортозамещения, в том числе и в АПК, получившем импульс к развитию от российских антисанкций.