Каждый день становятся всеобщим достоянием сенсационные сведения в результате, — как нам сообщают те, кто добыл «сверхсекретные материалы», или был заинтересован в их появлении, — взлома электронной почты. Сокрушённые хакерами базы данных, не предназначенные для публикации в СМИ, обнародуются. В сеть «утекает» переписка госчиновников высочайшего ранга, других медийных персон. Вокруг этого усиленно разжигают пламя страстей, и далеко не только в России. Риски работы с электронной почтой после медиа подачи журналистов пугают многих, но всё же вопрос кибербезопасности не надуман.
Вряд ли кого-то удивляет, что инфляция и все сопутствующие ей явления на Украине не прекращается. С начала года, после переворота и начала гражданской войны, совокупные потребительские цены выросли более чем на 11%, — это пока без евросоюзных реформ, — и вынудили киевские финансовые власти значительно поднять планку прогнозируемого ими ценового повышения. И хотя, по итогам июня, в разваливающейся стране рост показателя обесценивания нацвалюты был зафиксирован на уровне, почти в 4 раза меньшем, чем месяцем ранее, но не принесло плюсов реальной экономике.
Как-то незаметно вернулись в нашу жизнь разговоры о наличие или об отсутствии в действиях наших оппонентов явных угроз: военных, суверенитету, вплоть до территориальной целостности России. Президент утверждает, что «цивилизованный мир» пока не очень заставляет нас беспокоиться об этом, но убеждён, что следует предпринять дополнительные меры по уменьшению, мягко говоря, несамостоятельности отечественной экономики. И, в первую очередь, её финансовой системы, на которую могут повлиять неблагоприятные внешние факторы, куда, собственно, и направлены удары экономических экзекуторов.
Госдумой разработан законопроект, где предложена альтернатива повальному фискальному отягощению. Бюджет, по убеждению авторов, может быть спасён «сверхдоходным оброком», касающимся лишь граждан страны, официально зарабатывающих в месяц свыше миллиона рублей. Этот сбор назван «налогом солидарности» и должен стать заменой рассматриваемому в правительстве тотальному повышению на два процентных пункта ставки НДФЛ. Проект — на стадии прохождения последних юридических экспертиз. После всех процедур «увязки» с каждым из заинтересованных ведомств его внесут на рассмотрение депутатов.
Еврокомиссары, судя по всему, осознали, что возможности найти взаимоприемлемое решение в разногласиях Москвы и Киева с каждым днём приближаются к нулю. И не сказать, что их волнует отношения между соседями как таковые; интересы их — шкурные, то есть, своя атласная сорочка ближе к изнеженным телесам. Впереди — зима, а прогнозируют её холодной. Вместе с взаимными санкциями пропадают и последние надежды на сохранение стабильности транзитных поставок через Украину, признавшей то, что накопленных, — читай — наворованных, — запасов, до весны ей всё же не хватит.
Немало дискуссий, причём, довольно жарких, вызывают начинания финансового ведомства, пытающегося обойти обещание не увеличивать налоговую нагрузку до 2018-го. К небесспорным относятся и инициативы Минфина, связанные с налогами на потребление. Прямая опасность для постоянно снижающегося в последние годы спроса и, как следствие, закрытия торговых точек, — повышение НДС, с планировавшимся параллельным введением НСП, но решено остановиться лишь на первой мере спасения. А ведь потребление помогает поддержать на плаву отечественную экономику. И одна из мер здесь — повышение эффективности расходов.
Не исключено, что вскоре на Украине изменится лексический «модный тренд» и самым популярным словом станет не «майдан», а «реституция». Пока у народа, озабоченного «путинской агрессией», не доходят руки до хотя бы беглого ознакомления с ассоциативным договором, он относительно спокоен. А ведь в бумаге, помимо прочих «весёлых» для украинцев пунктов, тщательно прописано поэтапное проведение реформ с целью унифицировать законодательную базу субъектов соглашения. Один же из основополагающих принципов законодательства Евросоюза — норма, предусматривающая реституцию.
Выйдя из летних отпусков, многие могут узнать о росте налогов. Можно ли, невзирая на установки Минфина уравновесить бюджет, не повышая поголовную фискальную нагрузку, значительно увеличить её, введя, например, налог «на богатство»? Или путём более эффективного обращения с казёнными средствами? Наверняка, следствием «накручивания» НДФЛ и НДС станет не только довольно массовый уход в тень, но и непрекращающееся замораживание бюджетных доходов, что может быть обусловлено и понижением прибыли от продажи сырья.
Украинский премьер Яценюк допускает, что торговля с Россией, куда поставляется 25% всего сделанного в его стране, может быть «полностью ограничена», и призвал жителей готовиться к практическому прекращению торговли в двухстороннем формате. По его утверждению, Москва ввела, — видимо, вслед за своими полчищами на юго-востоке и после заблаговременной засылки агентов ФСБ, требующих теперь выплаты зарплат и пенсий, — торговое эмбарго, по сути дела, на всю продукцию Украины, оставив лишь то, без чего обойтись не может. Такая вот диверсификация источников поставок и рынков сбыта по-киевски.
Минфин согласен до некоторой степени избавить малые предприятия от фискального сбора на имущество, который будет высчитываться на основании кадастровой стоимости недвижимости предприятий, то есть, торговых и офисных помещений. Причины, по которым предприниматели были лишены льгот, — «серые схемы», используемые крупным бизнесом. В Финансовом ведомстве внесли ясность: подобный вариант развития событий был обсужден во время очередного совещания в администрации президента. Однако, до сих пор непонятно, какова должна быть площадь помещения, чтобы получить освобождение от налоговой повинности.
По меньшей мере, девять членов ЕС, в большинстве — «староевропейцы» отважились поднять голос, — пусть не полный, а скорее, шёпот, — против повеления «большого чёрного властелина» экономически проучить Россию, введя санкции. Они не желают плевать в свой суп только во имя «общечеловеческих ценностей», хотя те, безусловно, — особенно подкреплённые военной мощью США, — вещь, заслуживающая уважения. Показательно, конечно, «агрессора», пожурили, приостановив финансирование новых операций и пересмотрев функционирующие. Но трансграничные проекты будут продолжены.
В то время, когда продолжается «фискальный мораторий», к которому призвал президент, власти планируют введение новых налогов и рост старых. Очередное намерение — повысить налог на недвижимость. Рассмотрение проекта депутатами было отложено и перенесено на осень. Ввод этого нового налога приведёт к тому, что отчисления в бюджет вырастут, но граждане при этом займутся поиском новых способов снижения сумм своих платежей, если сочтут их, — а это вероятно случится, — чересчур обременительными. Например, «продавая» жильё родне.
Сравнительно спокойный исторический отрезок для России завершён вступлением в серьёзное противостояние с Западом: экономическое, политическое, а, может быть, и военное. Унять оппонентов крайне сложно, уступки не заставят их пересмотреть линию на жёсткую конфронтацию с взявшей независимый курс Россией. Но самодостаточность во внешней политике связана по рукам и ногам экономической несамостоятельностью, подчинённостью доллару и экспортным доходам. Потерянный хозяйственный и финансовый суверенитет не даёт полной защиты РФ от политического прессинга и экономических санкций.
Сравнительно спокойный исторический отрезок для России завершён вступлением в серьёзное противостояние с Западом: экономическое, политическое, а, может быть, и военное. Унять оппонентов крайне сложно, уступки не заставят их пересмотреть линию на жёсткую конфронтацию с взявший независимый курс Россией. Но самодостаточность во внешней политике связана по рукам и ногам экономической несамостоятельностью, подчинённостью доллару и экспортным доходам. Потерянный хозяйственный и финансовый суверенитет не даёт полной защиты РФ от политического прессинга и экономических санкций.
Правительством дискутируется допустимость возвращения налога с продаж (НСП), как добавки к НДС, преследующему практически такую же цель, что станет третьим экспериментом за историю РФ. Планируется этот сбор делегировать региональным властям. Ставка НСП может достигать 3%. Потенциальный его вклад в казну, по мнению Минфина, — около 200 млрд. рублей. Правда, до принятия решения пока далеко, однако предложение обсуждается. Действительно ли этот платёж в бюджет так необходим ему, если предыдущие попытки оказались не слишком успешными, если не сказать больше? Следует ли ожидать существенной «переписи ценников»?
Всё больше людей в мире, — от обывателя и бизнесмена до руководителя корпорации и эксперта, — пытаются избежать контактов с долларом. Дела «вечнозелёного» сейчас — хуже, чем когда-либо. Иными словами, падение доли долларовых расчетов во всемирной торговле способно подорвать позиции валюты США в качестве резервной. Американские экономисты, учёные и практики утверждают, что у доллара впереди — наихудшие фундаментальные показатели в истории, а Белому дому придётся решать вопрос долгосрочной платежеспособности страны, чтобы уцелеть и сохранить хоть часть своего авторитета.
Постепенно меняется стратегический вектор в движении отечественного голубого топлива. Официально объявлено о том, что ожидаемое соглашение российских и китайских газовиков близко к юридическому оформлению. Глава «Газпрома» Миллер публично взял на себя обязательство вскоре заключить второй контракт с топливной госкомпанией из КНР, не менее важный, чем первый. В Поднебесную по нему предусмотрена поставка ещё тридцати миллиардов кубометров газа в год. Азиатский рынок открыт. Попытки США отгородить Россию киевским плетнём от глобального рынка потерпели неудачу, и Вашингтон готов к битве с Москвой до последнего… украинца.
Отечественная банковская система, несмотря на снизившуюся доходность, — в десятке наиболее прибыльных на планете по результатам прошлого года, подведённым британцами. Вступление в клуб избранных объясняется, по меньшей мере, масштабами страны и тем, что крупнейшие сырьевые экспортёры — клиенты российских государственных кредитных учреждений. И хотя в текущем году они лишатся определённой доли прибыли, но это будет сделано для «наполнения подушки безопасности». Где источник заработков российских кредитно-финансовых учреждений и в чём основные опасности для них?
Недавно были опубликованы показатели ВВП США. Падение этого индикатора на фоне прогнозов бурного роста стало самым заметным за последнюю пятилетку. Но часто ли мы видели, слышали, читали эту новость, аналитические материалы? И мировые, и отечественные СМИ постарались это явление не заметить, а если и зафиксировать, то не придать ему того значения, которого этот факт достоин. Ну, у нас это можно объяснить сосредоточением внимания всех на непрекращающихся украинских инцидентах. Но, всё же, события там и угроза санкций заслонили падение американской экономики лишь с подачи… Вашингтона.
По некоторым сценариям, увеличение американцами добычи своего «чёрного золота» должно сбить цены на нефть, став для экспортеров источником финансовых трудностей. Отдельные специалисты предрекают опасные проблемы нефтедобывающим странам, чьи доходы во многом зависимы от сырьевого экспорта после утраты рынков и снижения цен. Следует ли слепо принимать на веру такие заявления? Или надо понимать, что инициированный США обвал цен 1980-х, ставший одной из причин развала СССР, заставил «топливных поставщиков» застраховаться от подобных «стихийных» колебаний цивилизованного рынка?