Священная миссия, возложенная на себя США, в которую они вовлекают ЕС, и для чего рождается, — в муках, надо отметить, — Транс-Тихоокеанское партнерство (ТТП) — обуздать растущий политический и экономический авторитет БРИКС. Но даже не это — конечная цель Вашингтона. Западные «дознаватели от СМИ», проанализировавшие утечки по торговым соглашениям, пришли к выводу, что ещё одна, главная цель Белого дома — распахнув двери рынков перед транснациональными компаниями для уничтожения промышленных, перерабатывающих производств государств, установить новый порядок — глобальную империю корпораций.
Несмотря на неоднократно прошедшие публичные похороны «Турецкого потока» (ТП), предупреждения, что новоизбранное Великое национальное собрание готово к заморозке проекта, «Газпром» верит в то, что будет обсуждать с европейцами не только методику газораспределения, но и дополнительные объёмы поставок. Словацкий премьер уже сообщил российскому коллеге, что его страной подготовлен проект по реализации газопровода. К нему намерены присоединиться болгары, венгры, румыны. Для Братиславы злободневность проекта обусловлена большими потерями, связанными со скорым прекращением транзита газа через Украину.
В отношениях России и Запада наступил очередной кризис. Точнее — очередной виток непрекращающегося, извечного кризиса. В чём же причина этого. Судя по всему, экспертами найдено некое основание текущего положения вещей. Цивилизованный мир своим поведением показывает, что виновник ухудшения отношений — Путин, но так ли это? Может, в действительности, многовековой «корень зла» — само существование России. А её Президент — лишь наследник традиционного русского мышления, действующий во благо страны. И тогда его отставка не внесёт коренных изменений, преемник будет держаться аналогичного курса.
Всё чаще по обеим сторонам Атлантики раздаются призывы к полному отказу от дензнаков. Процесс вытеснения купюр и замена их «электронной монетой» пришёл в движение не сегодня. Сейчас в общей денежной массе Запада на долю «нала» приходится менее десяти процентов, в остальном мире — порядка пятнадцати. Россия, как водится, старается быть в тренде, правда, не всегда получается. Мартин Армстронг, известный экономический эксперт поведал о закрытом совещании представителей Центробанков Европы и ряда стран, нацеленном на изъятие из оборота звонкой монеты для решения банкирских и фискальных проблем.
В эпохальное, захватывающее и курьёзное время выдалось нам жить, от чего предостерегал Конфуций. Разлетаются в мелкие осколки самые, до сей поры казавшиеся несокрушимыми, мифы. Уходит в прошлое кажущаяся независимость стран «Старой Европы». Её не останется, после того, как поставят на колени Грецию. Швейцария, не отказавшись де-юре от легендарного, как сыр и часы, нейтралитета, фактически лишилась его. Вместе с остатками суверенитета и банковской тайны. Принесение в жертву последней обусловлено более глубокими мотивами, чем заокеанское желание побороться с двойным налогообложением.
Возможно, вскоре может появиться первый выбывший из Евросоюза. Причём, число исключённых может открыть не страна из бывшего соцлагеря, а государство, принятое в ЕС десятым, в 1981-м. Директриса МВФ Лагард на днях без околичностей и во всеуслышание заявила о том, что Греция может покинуть зону евро. Глава Фонда предполагает, что подобный шаг не дастся еврозоне легко, допустила даже возможный крах континентальной валюты, но высказала надежду, что этого удастся избежать. Неужели МВФ решил воспользоваться советом плаката в Васюках о спасении утопающих и приберечь спасательный круг для себя?
Позади седьмая встреча экспертного сообщества БРИКС, сформированного в 2008-м, на год ранее политического объединения. На ней были подвергнуты тщательному обсуждению злободневные проблемы развития альянса, с целью выдать на-гора рекомендации политическим лидерам государств «суверенного клуба», как без революционных изменений сформировать антитезу доллару и начать скрупулёзно готовить покушение на действующую финансовую систему и её директивно-исполнительные институты — МВФ и Всемирный банк. У альянса впереди — продолжительный путь, ведь ждать революционного прорыва не приходится.
Бывшие акционеры национализированного десятилетие назад углеводородного исполина — ЮКОСа, используют поддержку синедрионов государств — флагманов цивилизованности и толерантности. Их цель — выхлопотать в судах арест имущества РФ на $50 млрд. с последующим изъятием в свою пользу. Белый дом, несомненно, не преминёт воспользоваться инициированным им же «казусом Ходорковского» в своём противостоянии Кремлю по всем фронтам. Но готов ли Евросоюз, до основания подорвавший веру в свою судебную систему, которая постоянно ставилась в пример остальному, непросвещённому миру, к жёсткому противостоянию?
По всей видимости, российскому кредитному рейтингу не суждено на длительное время застрять на уровне «ниже плинтуса», куда его отправили «доброжелатели» из числа профессиональных оценщиков рисков и качества экономик. Несмотря на большой опыт, все усердия МВФ и рейтинговых агентств (РА), долго обманывать весь мир сложновато. Результатом повышения прогнозов Валютного Фонда по стране обычно становится подъём её суверенных финансовых показателей. Скорее всего, этим же путём последуют и «независимые» агенты, просчитывающие ситуацию не без учёта рекомендаций заказчиков и политической необходимости.
На Западе, похоже, поняли, что несколько преждевременно похоронили российскую экономику. Пациент не просто далёк от летального исхода, но и после дозированной инъекции необходимых препаратов постепенно восстанавливается. Происходит это благодаря внутренним ресурсам нашей страны, вследствие санкций и ослабления рубля. Помогли стабилизация и быстро принятые российскими политическими и финансовыми властями меры. Отечественные производители и потребители — на стадии перехода на «домотканую» продукцию. И даже американские аналитики видят признаки возрождения российской экономики.
Отказ от доллара — курс, взятый предприятиями России и Китая, ударными темпами переходящими на национальные валюты во взаимной торговле. Масштабы прямых конверсионных операций, избавляющих от курсовых колебаний, стремительно увеличиваются. Дело даже не в том, что этот шаг ограничивает влияние доллара. Предпринимателей, в первую очередь, волнует доход, а проведение расчётов «через США» не слишком выгодно и в спокойное, несанкционное время, а сейчас и подавно. Можно сказать, что крутой поворот на расчётную магистраль рубль/юань, ведущий к многополярному экономическому миру, совершён.
Публикации в западных СМИ с оценками не только экономической, но и политической ситуации на Украине всё менее комплиментарны и всё более разочаровывающие её граждан. Авторы подчёркивают, что бытовавший ранее оптимизм в отношении реформ к настоящему моменту испарился полностью. Ещё недавно не выветрившиеся ожидания по поводу эффективности реформ по проверенным Брюсселем рецептам стремительно развеиваются как дым. Обостряющийся тотальный кризис предстаёт в полной безнадёжности. Эксперты осознают, что попытка обвинить во всёх грехах приближающегося экономического обвала Путина уже не проходит.
К майской встрече лидеров России и Китая бизнес, финансы, госкорпорации обеих держав подготовили большой пакет определяющих будущее соглашений, из которых скреплено подписями более трёх десятков. В том числе по привлечению иностранных инвесторов в РФ. Кредиты на прокладку высокоскоростной магистрали «Москва — Казань», части «Шёлкового пути 2.0», — фонд этого проекта сделает взнос в уставной капитал, — предоставит государственный «Банк Развития Китая». Похоже, теперь можно сказать, что соседи из Поднебесной становятся одним из ключевых партнёров Кремля по ряду масштабных проектов.
Казалось бы, в отношениях нашей страны и Запада слегка обозначилась разрядка. Неужели власти ЕС и даже США осознали угрозу обострения конфликта? Многие считают, что визит американского госсекретаря Керри для переговоров с первыми лицами РФ — миссия примирения. «Цивилизованные» страны начинают задумываться о сворачивании санкций, если, конечно, столкновения на Украине не вспыхнут с новой силой. Но стоит ли успокаиваться? Не следует ли отмести миролюбивые настроения и продолжать подготовку к сложным временам? Ведь США, как и раньше, стремятся спасти свою экономику за счёт внешних рынков.
Российские активы и ценные бумаги сейчас весьма дёшевы, курс рубля низок. Неужели, Обама прав, констатировав развал российской экономики? Нет! Дальновидные инвесторы — диаметрально противоположного мнения, утверждая, что фондовый рынок страны привлекателен именно из-за сходной для западных финансистов цены рубля. Правда, из-за санкций наша страна для них — запретная территория. Но так ли это? Особенно для бесстрашных, обладающих и аналитическим взглядом бизнесменов, способных сквозь «щадящие» запреты заглянуть вдаль и вглубь. Для прозорливых картина иная: финансовые ставки на Россию перспективны.
Похоже, на всех мероприятиях, посвящённых 70-летию Великой победы, по правую руку российского Президента находился Председатель Китая. Это и другие приметы — свидетельства дальнейшего укрепления отношений. Сотрудничество это, как говорится, не ради дружбы, а против общего противника — США, которые, похоже, по привычке полагают, что могут соперничать с альянсом двух, пусть не сверх, но великих держав вместе с их союзниками. Вашингтон подталкивает Москву и Пекин к поиску общих сфер интересов и влияния и одновременно вместе с другими «изгоями из клуба развитых» в стан «ревизионистов».
Не так давно в Британии не скрывали своего злорадства: «горячие» русские деньги рекой текли в спокойное и престижное стойло золотого тельца — Лондонград. Спустя два месяца настроение британцев, ознакомившихся с новыми отчётами банковских статистиков, в корне изменилось. Финансисты Альбиона, демонстрирующего завидный, по сравнению с континентальной Европой, и стабильный рост экономики, выражают неподдельную обеспокоенность: с острова — невиданный отток капитала. Эксперты трансграничных переводов средств считают, что этот процесс может критически сказаться на святом: курсе фунта стерлингов.
Противники российского Президента декларируют, что дорога, которой он ведёт государство, заканчивается тупиком. Тупиком авторитаризма. Но даже они не могут не признать, что он обеспечил стабильную ситуацию в России, преодолев хаос и произвол. Изменилась и диспозиция страны на международной арене. Не слишком преуспели западные страны, попытавшись выстроить вокруг РФ стену, «изолировав» её, объявив экономическую, информационную войну. Раньше она звалась «холодной», теперь — «гибридной». Москва, поняв, что ей не стать «частью европейской культуры», становится важным элементом культуры евразийской.
Евросоюз, усиленно диверсифицирующий поставки газа, всё же понимает, что, несмотря на все энергопакеты, переводить конфликт с «Газпромом» в горячую стадию ему нерентабельно. В подобном положении и российский монополист, однако он пытается бороться с зависимостью от квазипартнёров, а Старый Свет, похоже, полностью смирился со своим подневольным положением, США не оставили сподвижникам ни малейшей демократической альтернативы. Сколь не мечтай в Вашингтоне стать экспортёрами всего на свете, но данный участок, — и высокодоходный, надо сказать, — возможно, придётся уступить кому-то из конкурентов.
У истории есть ответы на многие вопросы. В том числе на тот, как страны, — КНДР и Куба, Иран и Белоруссия, — решают проблему со своей экономической изоляцией. Первый эффект запретительных мер — удар по народному хозяйству, который поначалу казался неотразимым. Но это впечатление довольно быстро проходило, и власти понимали, как под санкциями жить, после чего отыскивали способы и пути их обхода и партнёров для этого. Многие представители делового и даже политического сообщества Запада склоняются к тому, что многочисленные запреты не оказывают принципиального воздействия на экономику России.