Для России, чтобы, вслед за политическим суверенитетом, обрести спустя четверть века и экономическую независимость, на повестке дня — вопрос создания реально работающей финансово-кредитной системы, работающей на мировом уровне. Это приведёт к обеспечению промышленности доступными ссудами, воссозданию базовых и основанию инновационных отраслей промышленности. Но чисто рыночным способом, без проектного планирования не обойтись. Перед страной дилемма, — как и 84 года назад озвученная её лидером, — либо подъём и возвращение в строй передовых держав, либо перспектива быть смятой, увядание и распад.
Конечно, радоваться тому, что прогнозисты от банковских корпораций, установивших картельную, — или карательную, — блокаду нашей страны, избрали фаворитом своих подковёрных махинаций тот или иной актив, — а им на ближайшее время стал рубль, — было бы, по меньшей мере, неосмотрительно. Стоит ли верить ключевым игрокам, раздающим советы по инвестициям своим клиентам? Нужно ли полагаться на указания, что наша валюта, единственный гарант которой, якобы, нефть c контролируемой корпорациями ценой, рекомендована банкирами как одна из самых «перспективных бумаг» на 2016-й год?
Разговоров не просто о желательности, о жгучей потребности развития отечественной экономики ведётся немало. Все мы слышим правительственные посулы заняться, наконец, возведением новых заводов, созданием программы помощи сельскому хозяйству, другими животрепещущими вопросами. Но для запуска проектов, начала рывка необходима ресурсодостаточность во всём, в том числе и в финансах. Впрочем, опасения скептиков беспочвенны, ресурсы имеются. Правда, пока не работают они на становление страны, что доказывают обильные финансовые потоки, выводимые за кордон, как, впрочем, это принято во всём мире.
На фоне шагов к укреплению сотрудничества России и её вчерашних противников по Холодной войне после парижских терактов, примеченных западными аналитиками, экономика РФ демонстрирует удивительную стрессоустойчивость. Данный оборот для многих оказался неожиданным, что зафиксировал ряд признанных деловых изданий, анализируя поведение финансовой и хозяйственной систем нашей страны. Эта стабильность и начавшееся осенью вопреки продолжительным санкциям, нестабильности нефтяного рынка укрепление, может даже побудить большую рейтинговую тройку пересмотреть свои оценки в положительную сторону.
Цивилизованные страны, не понимающие, как почти вся страна может поддерживать своего лидера, всё же пытаются найти объяснение этому феномену. Похоже, западные СМИ пришли к какому-то консенсусу, уразумев, что вопросы полного желудка, конечно, важны для русских, но осознание своего достоинства значительней. Этим, видимо, и объясняется рейтинг Президента, сконцентрировавшегося на морально-идеологическом преобразовании страны и мира. Первое, скорее, удалось, второе прорывается сквозь Железный медиазанавес, достигает сознания многих из развивающихся стран и западных консерваторов-традиционалистов.
Российскому народному хозяйству, имеющему неплохой потенциал роста, — по мнению реалистов, до 10% ВВП ежегодно, — необходимы радикальные изменения действующей экономической модели. Цель — оставить в прошлом сырьевую зависимость и растущие издержки, падающую доходность и высокие риски ведения бизнеса. Рецепт вывода экономики из рецессии, переключения её в режим роста — переход от «бухгалтерского» к планово-стратегическому, системному подходу. Необходимо также вливание денег, — крови экономики, — для насыщения производственного сектора, что не ввергнет РФ в якобы угрожающую ей гиперинфляцию.
Приверженцами углубления интеграции вплоть до полной глобализации, — ведущими финансовыми аналитиками и экономистами, — всё чаще высказываются мнения, что настало время всерьёз взяться за организацию и внедрение в оборот глобальной валюты. Несмотря на кажущуюся, с первого взгляда, нереалистичность такой перспективы, нынешняя денежная система рискованна, недостаточно эффективна и, с точки зрения экспертов, нуждается в реорганизации. Это заставляет приверженцев преобразования мира в единую глобальную систему анализировать всевозможные варианты этого процесса, рассматривать его плюсы и минусы.
Декларация глав ведомств юстиции прибалтийских республик, обращённая к Москве с требованием возместить убытки за эпоху «советской оккупации» — убедительная демонстрация высот несуразности, завоеваний противоестественного проектирования собственной истории. Юристы трёх стран, ссылаясь на «непрерывную правопреемственность» государств региона, готовы взяться за анализ возможности выдвинуть коллективные претензии к РФ от частных лиц. Нелепость подобных претензий очевидна почти всем. Ответ российского политика, предложившего от имени правопреемницы СССР «уши от мёртвого осла», логичен.
Что можно снять с «паршивой овцы»? ЕС начинает осознавать потенциальные плюсы от ассоциации с «незалэжной». Территория Украины — больше, чем каждой из «цивилизованных» стран, а, следовательно, ближневосточных мигрантов можно будет переместить в районы государства. Киев глубоко благодарен Европе за солидарность во время «путинской агрессии». Соответственно, обладает политической волей хоть чем-то толерантно отблагодарить своих покровителей. Новый ассоциированный член союза будет рад сыграть действенную роль в поддержке своих заступников при разрешении общеевропейской миграционной проблемы.
Активное участие России в решении сирийского кризиса внесло коррективы в написанную Вашингтоном картину мира с одной имперской глобальной державой в центре строения и рядом региональных стран на периферии. Текущая ситуация даже вынудила сделать несколько шагов назад приверженцев неоконсерватизма, составивших команду Обамы. Их ответ РФ заметно задерживается из-за непонимания, как же противодействовать перехвату инициативы. Не вызывает сомнений, что уже стартовавшая пропагандистская война наберёт обороты. Возможна и прямая, — но тщательно закамуфлированная, — поддержка ИГИЛ, других террористов.
Пункты сбора войск НАТО объявлены. Они — вдоль границ РФ! Повод для поверки сил дежурный — «русская угроза демократическим ценностям». Только ли для очередных учений центурионы Армии войны концентрируют части и технику у неприятельских рубежей? Или мир, в самом деле, — в положении, когда европейская военно-политическая ситуация большей частью формируется военными приготовлениями НАТО, осуществляемыми в нарушение соглашений по результатам валлийского саммита? Там было решено выработать план действий по усилению боеготовности альянса, предполагающий целую чреду военно-проектных мероприятий.
Властями США, постоянно повышающими потолок задолженности страны, в очередной раз раздуты объёмы обязательств, как государственных, так и американской экономики в целом. При этом власти Штатов пробуют утаить бедственное состояние экономики страны. Гуру финансовой арифметики делают это неприметно, слегка модифицировав параметры статистической отчётности и убрав из неё графу «суммарная цифра госдолга». Но решит ли это проблему? Недоимки государства по официальным данным уже превысили размер ВВП. А вот совокупный долг финансового и промышленного гиганта увеличился до 350% от ВВП.
О действенности, но ограниченности антироссийских санкций говорят серьёзные американские аналитики. Не готовившие шпаргалку Обаме о «порванности в клочья», а внимательно изучившие проекты бюджета нашей страны, видящие сокращения расходов, вплоть до оборонных. При этом не все решаются говорить о формировании в мире антизападной коалиции. Возглавит её на фоне сообщений о «неизбежной» войне между США и КНР, конечно же, Кремль, даже если состояние его экономического здоровья далеко от идеала. Как, впрочем, и от столь желаемой Штатами нестабильности, о наступлении которой вещают заокеанские власти.
Похоже, европейский бизнес, несмотря на девять валов антирусских материалов в СМИ, политических и экономических, — а до недавнего времени и военных, — изобличений несостоятельности «путинского режима» не спешит принять за чистую монету тот «безусловный факт», что Россия окончательно превратилась в региональную бензоколонку и близка к абсолютному банкротству. Открытая информационная война поддержана негласной политикой связывания рук своим предпринимателям. Но, как говорится, было бы желание, тогда бизнес лазеечку отыщет. Её видят и немецкие крупные бизнесмены, и итальянские банкиры.
Похоже, Запад не мог даже предположить, не то что поверить в возможность России сделать что-либо грамотно: хоть за что-то можно сказать «спасибо» отечественным правительственным экономистам. Хотя вслед за радикальной военной реформой, произведённой под прикрытием «сердюковщины», можно надеяться и на экономический прорыв нашей страны. «Похороненные» российские вооружённые силы явили миру такое… что даже поверившие в написанные собственной рукой «похоронки» американские военные стали «выражать обеспокоенность». Натовские эксперты уже считают, что российская армия, сильней всех армий ЕС.
Четверть века назад, казалось бы, стихла Холодная война. Но сейчас Запад убеждён, что вновь столкнулся с «русской угрозой». Британский военный министр весной даже усилил максиму Обамы: Путин — не меньшая, чем ИГИЛ, угроза цивилизованному миру. Только вся беда в том, что лишь у России имеется чёткий план действий в Сирии, убеждён ряд английских аналитиков, с чем нельзя не согласиться. Ему вторят австралийские дипломаты, предостерегающие своих единомышленников от демонизации РФ, её Президента. Неужели наиболее «доброжелательные» из наших «партнёров» сменили милостью праведное негодование?
Германия согнала евросоюзников на внеплановую сходку. Там авторитетами в присутствии прилипал решалось, что делать, нет, не с поднимающим голову нацизмом, а с чужестранцами? Как помочь участникам региональной группировки с Юга и Балкан, «павшим жертвами» нашествия чужаков? Заправилы ЕС постановили: пора выработать хоть какую-то тактику, ведь число переселенцев стало беспредельным. Как остановить набег иноверцев в краях, куда они уже прибыли, не пропустив на земли «староевропейцев»? Что посулить туркам, чтобы те задержали на своей территории варварские орды рвущихся к свету западной цивилизации?
Похоже, украинские «дивиденды» от ассоциации с Евросоюзом растут. Киеву придётся идти путём предшественников, — нынешних членов ЕС с разнообразной степенью интеграции, ранее — стран социалистического блока. Оказавшись в светлом капиталистическом будущем, этим странам пришлось принять конституционные нормы о денационализации и реституции. Все заморочки, связанные с возвратом собственности, реквизированной революционными правительствами, Восточная Европа пережила в 1990-е. Украине, конституцией которой установлен приоритет международных законов над национальными, всё это предстоит вскорости.
Сирийская кампания ВКС РФ произвела тектонический сдвиг в мире. Но каждая дорогостоящая операция, пусть это звучит несколько цинично, должна хоть отчасти окупиться. Геополитические дивиденды налицо. Борьба с терроризмом идёт за рубежом. Евразийская антиИГИЛовская коалиция наращивает мышцы. Стратегия «партнёров», — управляемый хаос, — близка к банкротству. Антиамериканские настроения окрепли не только в Азии и странах с развивающейся экономикой, что не мудрено: любое намерение крепнет с появлением «надёжной крыши». А вот быстрой финансовой прибыли от подобной «инвестиции», наверное, ждать не стоит.
За последнее десятилетие круг реальных субъектов мировой политики расширился. Новые и вернувшиеся на геополитическую сцену игроки всё настойчивей подвергают ревизии сложившийся на начало XXI века мировой порядок, его ключевые нормы. Важнейшая цель пересмотра основополагающих законов уходящего мироустройства — разрушение монополярной модели, жёстко диктовавшей набор ценностей, отвечающих «цивилизованным, демократическим» обществам. Лишение США, ещё недавно бесспорно доминирующей политической силы мира, места на пьедестале обеспечивается экономикой Китая, ресурсами и военной мощью России.