27.06.2014
Говоря об огромном вкладе В.Н.Челомея в науку, промышленность, о его общественной и государственной деятельности, следует отметить основные этапы его жизни, тесно связанные с изменяющимися потребностями страны, которые являются одновременно и этапами развития коллектива НПО машиностроения.
Владимир Николаевич возглавил коллектив конструкторов и производственников в возрасте 30 лет, уже сложившимся инженером и ученым. Фактически приказ Наркомата авиационной промышленности от 19 сентября 1944 г. о назначении В.Н.Челомея Главным конструктором и директором опытного авиационного завода №51 положил начало созданию новой организации, со своей тематикой, своими задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.
В период с 1944 по 1955 гг. происходило накопление предприятием опыта на первых системах ракетного оружия с различными типами стартовых установок – наземными, воздушными, морскими. Шло формирование и становление Челомея как главного конструктора и руководителя большого коллектива. В это время были созданы первые у нас в стране крылатые ракеты (КР) – самолеты-снаряды с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ВРД), которым В.Н.Челомей посвятил более ранний период жизни, работая в ЦИАМе. Шесть типов КР прошли летные испытания, два типа – совместные и государственные испытания.
В это время, с 1952 г. в КБ начали поступать молодые специалисты – ученики Владимира Николаевича из МВТУ им.Н.Э.Баумана, многие из которых впоследствии стали руководителями крупных подразделений и ведущими специалистами предприятия.
Период с 1956 по 1965 гг. можно охарактеризовать как этап признания места В.Н.Челомея и его КБ в ряду ведущих предприятий оборонных отраслей промышленности. Возрождение Конструкторского бюро в Реутове (постановление от 19 июля 1955 г.) позволило развернуть работы по созданию принципиально нового типа КР с раскрывающимся в полете крылом, а также выиграть соревнование в условиях жесткой конкурентной борьбы со сложившимися авиационными КБ Микояна, Ильюшина и Бериева и открыть дорогу к перевооружению Военно-морского флота страны комплексами ракетного оружия.
В это же время разрабатываются проекты крылато-баллистических ракет большой дальности и высотности. Их развитием в 1959 г. стали технические предложения о создании систем управляемых космических аппаратов и баллистических ракет для них.
23 июня 1960 г. выходит постановление Правительства о разработке космических систем. В это время, в 1958–1961 гг. на базе КБ создается своего рода консорциум, в который вливаются опытные и высококвалифицированные кадры и производственно-конструкторская база НИИ-642, ОКБ-23, переходит группа энтузиастов-ракетостроителей из ОКБ С.А.Лавочкина.
Надо отметить организаторский талант генерального конструктора, сумевшего сплотить эти коллективы и направить их усилия на решение общей задачи. Вопреки ряду публикаций, в настоящее время очевидно, что с переходом к новой тематике коллективы, присоединенные к программе В.Н.Челомея, только выиграли (яркий пример – Центр имени Хруничева). В результате напряженной и дружной работы оформились три направления деятельности предприятия:
– создание комплексов КР для вооружения ВМФ, открывшее возможность несимметричного ответа ударным соединениям Запада. На этом этапе к 1965 г. реализованы основные проекты ракетных комплексов, а П-6, П-35, «Аметист», «Малахит», П-7, «Базальт» и ряд других сдаются на вооружение или находятся в стадии летных испытаний. За эти работы, имеющие характер национальных программ, в 1959 г. и 1963 г. предприятие награждается орденами Ленина и Трудового Красного Знамени; – создание систем управляемых КА, начало разработки пилотируемых кораблей и станций; – создание баллистических ракет и ракет-носителей. В короткие сроки путь от проектов до летных испытаний проходят ампулизированная баллистическая ракета УР-100 (SS-11), поставляемая с завода в контейнере, и универсальные ракеты УР-200 и УР-500, которые могли использоваться и как боевые, и как ракеты-носители.
Сейчас кажется невероятным, но от аванпроекта в 1961 г. до запуска первого в мире маневрирующего спутника «Полет» (прототип истребителя спутников, ИС), с совершенно новой системой управления академика А.Расплетина и главного конструктора А.Савина и новыми двигательными установками ОКБ-52 и КБ Туманского, в ноябре 1963 г. прошло чуть больше двух лет! А в 1965 г. – запуск первого в мире тяжелого ИСЗ «Протон» ракетой нового класса УР-500.
Надо сказать, что к этому периоду относится много измышлений об особой поддержке КБ Челомея Н.С.Хрущевым. После снятия Хрущева в октябре 1964 г. последний год этого периода – 1965 – прошел в непрерывных ревизиях проектов ОКБ-52 различного рода комиссиями, назначенными ВПК и ЦК. И несмотря на их предвзятость, практически все проекты КБ Челомея с честью прошли через «чистилище». Для объективности следует отметить, что единственный отмененный проект – ракета УР-200 – проиграл соревнование с ракетой Р-36 М.К.Янгеля еще во времена Хрущева. Все остальные ракеты и космос ОКБ-52 остались жить. В.Н.Челомей встретил накат комиссий и ревизий собранным и полным решимости выстоять. И коллектив его поддержал. Принципиальную позицию в этих «разборках» заняли М.В.Келдыш, Н.Д.Сербин, ряд главных конструкторов, прежде всего А.М.Исаев.
Этап 1966–1978 гг. связан с реализацией проектов ракетно-космических систем и баллистических ракет стратегического назначения. Именно в эти годы получила путевку в жизнь тяжелая РН УР-500К, которая вывела 16 ноября 1968 г. автоматическую научную станцию «Протон-4» массой 17 т. Названная именем этого спутника, ракета «Протон» и сегодня надежно служит делу освоения космического пространства.
Разработкой ракетно-космического комплекса «Алмаз», начатой в 1965 г., была заложена основа семейства орбитальных пилотируемых станций (ОПС). В 1973 г. была запущена станция «Алмаз» (ОПС-1) под названием «Салют-2», в 1974 г. – ОПС-2 «Салют-3», на которой нес вахту экипаж Павла Поповича и Юрия Артюхина. В 1976 г. была запущена ОПС-3 «Салют-5», на которой 49 суток проработали космонавты Борис Волынов и Виталий Жолобов, а затем, в 1977 г. – Виктор Горбатко и Юрий Глазков. По оценке В.Н.Челомея, комплекс задач в этом полете был наиболее сложным, а уровень работы именно последнего экипажа стал эталонным для тех, кто в дальнейшем готовился к полетам.
С 1978 г. предприятие вытесняется руководством ВПК из пилотируемой программы Советского Союза. Но богатое наследство комплекса «Алмаз» продолжало жить в пилотируемых и беспилотных станциях, кто бы их ни строил. Известно, что все станции «Салют» и «Мир» ведут свое начало от ОПС «Алмаз», тяжелый транспортный корабль ТКС с возвращаемым аппаратом, разработанные для комплекса «Алмаз», летали в составе станций «Салют-6», -7, а модули комплекса «Мир» также созданы на базе ТКС. Задел комплекса «Алмаз» служит и в проекте Международной космической станции.
На предприятии в этот период на базе ОПС начинается разработка автоматических станций с мощным радиолокатором. Завершаются летные испытания, и в 1967 г. принимается на вооружение массовая МБР УР-100, составившая основу ядерного щита страны и обеспечившая стратегический паритет с США. За эту работу в 1976 г. предприятие было награждено орденом Октябрьской революции. В 1978 г. был принят в серийную эксплуатацию носитель УР-500К.
Сдаются на вооружение комплексы противокорабельных КР, благодаря высоким летно-техническим характеристикам которых (возможности старта из подводного и надводного положения носителя, сверхзвуковой скорости полета и загоризонтной дальности стрельбы) Военно-морской флот по качеству ракетного оружия выходит на первое место в мире.
Сдаются в эксплуатацию системы управляемых КА, доказавшие своей практической работой правильность идей Владимира Николаевича и технических задумок его КБ, заложенных еще в начале 1960-х годов.
Во всех направлениях разработок предприятия – крылатых, баллистических, космических – присутствовал неординарный подход к решению задач, к отечественному пути развития техники, который позволял при ограниченных ресурсах не только не отстать от мирового уровня, но в большинстве случаев в однотипных системах превзойти самые передовые страны Запада.
С 1979 г. начался трудный этап в жизни генерального конструктора и его предприятия. Владимир Николаевич подвергся непрерывному давлению, ограничению своей деятельности со стороны руководства оборонными отраслями промышленности во главе с Д.Ф.Устиновым. После закрытия пилотируемой программы начинается наступление на космические разработки НПО вообще. Полностью подготовленная к полету в июле 1981 г. первая автоматическая станция «Алмаз-Т» для всепогодного радиолокационного зондирования Земли не получает разрешения на запуск. Затраченные силы и средства омертвляются, а станция под чехлом остается в МИКе полигона, где пролежит около шести лет.
Выходит постановление от 19.12.1981 г. о прекращении работ по космической тематике в НПОМаш в целях сосредоточения средств на создании космической системы «Буран». Но генеральный не сдается, стремясь отстоять необходимые стране проекты. В 1983 г. завершается создание принципиально нового типа дальних противокорабельных КР для вооружения атомных подводных лодок нового поколения, составивших ядро ударной мощи ВМФ страны. Ракеты поступают также на вооружение новых ракетных крейсеров. В начале 1980-х годов разворачивается проектирование новой унифицированной КР, которая должна стать массовым оружием кораблей ВМФ.
Свое 70-летие Владимир Николаевич встретил полным энергии и творческих замыслов, в кругу соратников, учеников и продолжателей его дела. Внезапная смерть 8 декабря 1984 г. не дала ему увидеть результаты своего труда, воплотить массу новых идей, не покидавших его до последних минут жизни.
Сегодня особенно очевиден вклад В.Н.Челомея в достижение могущества нашей страны. Оборонная мощь определяющих видов вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения, Военно-морского флота и космических сил – сохранялась на мировом уровне в т.ч. и благодаря разработкам НПО машиностроения.
Однако его заслуги не исчерпываются укреплением обороны страны. Через создание новых оборонных систем шло огромное воздействие на общий технический прогресс. Разработки новых технологий в металлургии, приборостроении, нефтехимии и многих других отраслях промышленности дали результаты и для производства гражданской продукции. Прогресс в оборонных отраслях поддерживался развитием фундаментальной науки. Приборная база, методы космической медицины распространились из военно-медицинских учреждений и Третьего главного управления Минздрава, содействуя развитию здравоохранения.
Огромная роль Челомея в прогрессе науки и техники была известна лишь узкому кругу лиц. От заграницы его скрывали. Награды присуждались в закрытых указах или маскировались общими фразами.
Генеральный конструктор ракетно-космической техники академик В.Н.Челомей дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда, стал лауреатом Ленинской и трех Государственных премий, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции. В 1964 г. он был удостоен Золотой медали им. Н.Е.Жуковского за лучшую работу по теории авиации, а в 1977 г. – Золотой медали им.А.М.Ляпунова – высшей награды АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. В 1974 г. он был избран действительным членом Международной академии астронавтики.
Источник: http://loveoda.narod.ru/chelomei.html Подробнее: http://www.khai.edu/csp/nauchportal/Arhiv/AKTT/2009/AKTT909/Zadonts.pdf