53 года со дня покорения человеком космоса

53 года со дня покорения человеком космоса

10.04.2014

12 апреля в России отмечают День космонавтики в ознаменование первого космического полета, совершенного Юрием Гагариным. Первоначально эта памятная дата была установлена Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных, памятных днях», а затем закреплена Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» стал космическим первопроходцем. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики.

Развитие пилотируемых полетов в Советском Союзе проходило поэтапно. От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым космическим пилотируемым орбитальным комплексам. Советский Союз на протяжении десятилетий гордился успехами отечественной космонавтики — это и полет первой в мире женщины-космонавта В. Терешкова, и выход в открытый космос, и самый продолжительный в истории космонавтики полет.

 За успешными полетами стоят тысячи людей, десятки трудовых коллективов, которые делают все от них зависящее во имя прогресса космической отрасли.

Перспективы развития Российской космонавтики

Перспективы российской космонавтики XXI в. напрямую связаны с ведущими тенденциями и факторами развития мировой космонавтики, выполнением международных обязательств России в области освоения космоса, а также сохранением космического потенциала страны и его приоритетным развитием.

В рамках программы развития российской пилотируемой космонавтики на ближайшие 25-30 лет должны быть реализованы следующие фазы:

  • промышленное освоение околоземного пространства на базе развития Российского сегмента МКС и его потребительских свойств,
  • создание экономически эффективной транспортной космической системы,
  • реализация лунной программы, которая положит начало промышленного освоения Луны,
  • осуществление пилотируемой исследовательской экспедиции на Марс.

Все эти фазы между собой связаны, так как каждая предыдущая закладывает технологическую основу для последующих.

На текущем этапе стоит вопрос создания экономически  эффективной транспортной системы и пилотируемого транспортного корабля нового поколения (ПТК НП), который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». На 2017 год запланированы лётные испытания, а в 2018 году должен состояться первый пилотируемый полет нового многоразового корабля. Данный проект должен обеспечить окупаемость пилотируемой космонавтики.

Первый этап пилотируемой лунной программы эффективно осуществлять с использованием кораблей "Союз", серийных ракет-носителей и разгонных блоков типа ДМ. Российский сегмент МКС при этом должен использоваться как сборочная площадка для межорбитального космического комплекса перед его полетом к Луне. Экипаж космонавтов от Луны будет возвращаться непосредственно на Землю со второй космической скоростью. Такой подход позволит уже в ближайшее время реализовать высадку первых экспедиций на Луну и отработать в полной мере организационно-технические принципы полетов к Луне, что значительно снизит технические и экономические риски.

На втором этапе лунной программы должна быть создана постоянно действующая многоразовая лунная транспортная система. В ее составе: пилотируемые космические корабли, созданные на базе корабля нового поколения и межорбитальные буксиры с жидкостными реактивными двигателями для организации перелетов пилотируемых кораблей между околоземной и окололунной орбитальными станциями, а также буксиры с электрореактивными двигательными установками и крупногабаритными солнечными батареями для "медленной" транспортировки больших грузов. На этом этапе должна быть создана постоянная лунная орбитальная станция как космический порт (по аналогии с околоземной орбитальной станцией) с базирующимся на ней многоразовым лунным взлетно-посадочным модулем, который обеспечивает транспортировку людей и грузов между ней и поверхностью Луны.

На следующем, третьем, этапе должна быть создана постоянная база на Луне с целью начала промышленного освоения поверхности Луны.

Пилотируемая экспедиция на Марс консолидирует технологии, созданные на предыдущих фазах, включая долговременные орбитальные модули, межорбитальные буксиры на электрореактивной тяге и космические корабли нового поколения. Сама экспедиция будет реализована в три этапа. Первый - это отработка марсианского экспедиционного комплекса (МЭК) на ближних расстояниях при полете к Луне, во время перехода его на окололунную орбиту и возврата на околоземную орбиту. Второй этап - полет МЭК на околомарсианскую орбиту с экипажем космонавтов, но без их высадки на поверхность планеты. На этом этапе должна быть осуществлена с борта МЭК посадка автоматов на поверхность Марса с целью более детального изучения планеты и отработки принципов возврата экипажа с поверхности планеты на МЭК. На третьем этапе может быть осуществлена высадка космонавтов на Марс.

К списку новостей