11.04.2011
Источник: www.vesti-moscow.ru
Студенты Московского авиационного института покорили Америку смекалкой и командным духом. На соревнованиях "Лунные гонки" в США, которые организовало НАСА для молодых конструкторов, представители МАИ взяли первый приз в номинации "Лучшая иностранная команда". Российский лунный веломобиль, собранный почти без финансовых затрат, удивил всех своей простотой и эффективностью конструкторских решений.
Пусть пока не по самой Луне, а по лунодрому, русский педальный луноход прокатился впервые, произведя неизгладимое впечатление на публику. Большие лунные гонки NASA "Moonbuggy Race", прошедшие в 18-й раз в городе Хантсвилл, штат Алабама, в этом году собрали рекордные 89 команд со всего мира.
Студенты из Америки и Европы, десять команд из Индии, пять из Пуэрто-Рико. И одна из России. Студенты МАИ, которым за космическую державу обидно, на голом энтузиазме и с горящими глазами за пять недель собрали совершенно диковинный аппарат.
"Главная фишка этой модели нашей разработки состоит в том, что мы пытались довольно мощную конструкцию сделать очень компактно. То есть машина очень быстро складывается, достаточно быстро раскладывается", - объясняет преподаватель кафедры проектирования летательных аппаратов Московского авиационного института Алексей Соседко.
Это жёсткие требования НАСА – луноходы должны складываться в транспортный бокс метр на метр, выдерживать падение с высоты 2 метра, преодолевать полосу препятствий, имитирующую лунные кратеры. Всё остальное – чисто русские ноу-хау, так поразившие американцев. У них на подобные машины уходят сотни тысяч долларов. У наших студентов не было денег и условий даже на металл и сварку. Потому луноход клепали из того, что нашли в ангаре, причём клепали – в самом прямом смысле, заклёпками, как броненосец "Потёмкин".
"Гордимся тем, что проект был сделан за очень короткие сроки, и он был выполнен максимально технологично. То есть мы использовали только простые материалы. В нашей конструкции мы используем стеклопластиковые рессоры. Они же являются и рамой, которая и держит колёса", - рассказывает конструктор лунохода Илья Кузнецов.
Посадив космонавтов спиной к спине, конструкторы сделали машину безопасной и манёвренной. Плюс ещё одна фишка – автоматический дифференциал, попросту – АБС внутри рамы. До такого никто пока не додумался, наши тут точно первые.
Когда клёпаный Тянитолкай раскладывали на старте в Алабаме, над трибунами повисла тишина. А когда выяснилось, что это ещё и ездит, раздались овации. И даже небольшие трудности с прохождением препятствий зрителей не разочаровали. Лёгким движением руки, под бурные аплодисменты, студентка Марина Терешкова извлекала аппарат из лунных кратеров.
"Это машина, которая в будущем, через много лет, сможет ездить по Луне и перевозить настоящих космонавтов. Сейчас мы только начинаем наши исследования и разработки", - отмечает студентка МАИ Марина Терешкова.
"Для студентов является огромным стимулом видеть то, что они делают и проектируют уже в материале. Даже вот этот относительно простой проект требует совершенно недетских инженерных способностей", - подчёркивает Алексей Соседко.
Ни в тройку, ни в десятку победителей в этот раз команда россиян, увы, не попала. Зато студенты МАИ получили награду как лучшая иностранная команда. Впервые этим титулом награждали не создателей самой технологичной конструкции, а тех, кто боролся за победу до самого конца, невзирая ни на что, показав несгибаемый командный дух.