07.07.2022
1 июля вступил в силу Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 20 мая 2022 г. №100, согласно которому лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны настроить проверку своих клиентов по новым правилам внутреннего контроля (ПВК).
Согласно памятке Росфинмониторинга в случае изменений нормативно-правовых актов, ПВК необходимо привести в соответствие с ними не позднее одного месяца после даты их вступления в силу. Таким образом, изменения в ПВК обслуживающие бухгалтерии должны внести до 1 августа 2022 г.
Напомним, что 6 июля 2022 г. закончился срок обновления ПВК для обслуживающих бухгалтерий За месяц до этого Росфинмониторинг опубликовал признаки необычных операций (сделок), выявляемые при оказании бухгалтерских услуг, по которым необходимо направлять формализованные электронные сообщения (ФЭС).
По мнению экспертов нашей компании, принятие данных нормативно-правовых актов соответствует политике усиления контроля за соблюдением требований 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)» всеми его субъектами, в том числе, и обслуживающими бухгалтериями.
Регулятор собрал в единый приказ № 100 все требования к идентификации клиентов, которые необходимо соблюдать обслуживающим бухгалтериям, отменив приказы N 366 от 22 ноября 2018 г., N 213 от 9 сентября 2020 г., N 134 от 15 июня 2021 г.
Росфинмониторинг выделил тех, на кого распространяется действие приказа, еще раз подчеркнув, что все лица, указанные в статье 7.1 115—ФЗ, включая лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны соблюдать требования данного приказа.
Процедуру идентификации перепоручать третьему лицу нельзя. Привлечение третьих лиц возможно, но только для сбора необходимых сведений и документов. Требования по идентификации распространяются как на клиентов, которым предполагается оказание услуг разового характера, так и клиентов, с которыми ведется длящийся характер отношений.
Обозначены источники информации, которые можно использовать в целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации: общедоступные сведения, различные базы данных, а также иные дополнительные источники информации. Необходимо подтверждать достоверность полученных от клиента сведений была закреплена в НПА ранее.
Идентификация проводится до приема на обслуживание или совершения операции (сделки), при этом идентифицируем не только клиентов, но и представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
При идентификации необходимо проводить проверку для выявления публичных должностных лиц, а также лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, распространению оружия массового уничтожения. Кроме того, проверяется наличие лицензий на лицензируемые виды деятельности и наличие сайтов в Едином реестре запрещённых сайтов.
В текущей ситуации списки таких сайтов, находящихся в Едином реестре запрещённых сайтов, а также списки лиц, причастных к экстремистской деятельности постоянно обновляются, поэтому проверка по ним трудоемка из-за необходимости постоянного отслеживать их актуальность. В отличии от предыдущих списков, готовых перечней ОКВЭД, требующих лицензий, или списка публичных должностных лиц (ПДЛ) регуляторы не предоставляют.
Если сопоставить список ОКВЭД и список лицензируемых видов деятельности, то можно самостоятельно подготовить перечень ОКВЭД, требующих лицензий. Это позволит выявить клиента, который без лицензии занимается лицензируемым видом деятельности и избежать риска работы с таким клиентом, что является нарушением. Важно не забывать, что после получения лицензии от клиента на сайте ведомств необходимо искать эти лицензии и подтверждать их достоверность. Данная задача довольно трудоемкая, но в целом – решаемая.
Самой большой сложностью, по мнению экспертов нашей компании, является выявление публичных должностных лиц. К таким лицам относят тех, кто занимает государственные должности, должности государственной службы, должности в государственных корпорациях и т.д. Единого списка таких лиц нет, поэтому выявление ПДЛ среди клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев – задача крайне тяжелая.
А если учесть, что кроме российских публичных должностных лиц необходимо выявлять иностранных публичных должностных лиц, а также должностных лиц публичных международных организаций, то создание и постоянное обновление такого списка в рамках обслуживающей бухгалтерии становится не рентабельным. Специализированный сервис, который может быть использован в качестве дополнительного источника информации, сделает это быстро и без ошибок, при этом его стоимость будет меньше стоимости штрафа за несоблюдение требований законодательства.
В качестве дополнительного источника информации эксперты компании «ОВИОНТ ИНФОРМ», официального партнера компании СКБ Контур, рекомендуют использовать сервис Контур.Призма. Сервис настроен на полное соблюдение требований законодательства, объединяя в себя все необходимые базы данных для проведения идентификации и автоматического расчета уровня риска клиента по критериям, что дает обоснование расчета, по которому присвоен тот или иной уровень риска.
Формирование анкеты с обоснованием присвоенного уровня риска позволяет обслуживающим бухгалтериям минимизировать вероятность работы с сомнительными клиентами и, соответственно, проверки или штрафа со стороны регулятора.
По всем вопросам о сервисе Контур.Призма обращайтесь к нашим менеджерам: +7 (495) 411-79-69