29.01.2016
"3 февраля 1966 года в 21 час 45 минут 30 секунд по московскому времени автоматическая станция "Луна-9", запущенная 31 января, осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в районе океана Бурь... По команде с Земли 4 февраля в 4 часа 50 минут станция "Луна-9" начала обзор лунного ландшафта и передачу его изображения на Землю".
За этими скупыми строчками сообщения ТАСС - чудо, которое наконец-то открылось людям. Газеты всего мира на первой полосе поместили фотографию поверхности нашей небесной соседки. На переднем плане был отчетливо виден небольшой камень, ставший, наверное, самым знаменитым камнем в истории. Именно в этот день в космонавтике произошло то поворотное событие - веха, с которой и начался новый этап в развитии науки о Луне. Началось непосредственное изучение нашего естественного спутника.
Осуществление такой сложной задачи, как мягкая посадка, пусть на самую ближнюю, но не имеющую собственной атмосферы соседку Земли, потребовало тщательной и долгой отработки как на Земле, так и при полетах автоматических станций (АМС) к Луне, на которых проверялись различные системы.
Выведение АМС на траекторию полета к Луне производилось так же, как и у "Венеры-1", с промежуточной орбиты спутника Земли. Когда станция "легла на курс", вес ее составлял 1583 кг, большая часть приходилась на тормозную двигательную установку и системы ориентации и коррекции станции в пути. Скорость ее движения при подходе к Луне Составляла 2,6 км/с, и при подлете к поверхности ее предстояло полностью "погасить", иначе станция просто разбилась бы.
Посадка началась еще за пять часов до того, как станция достигла цели. Прежде чем начать торможение, ее развернули двигателем к поверхности планеты, и не просто развернули, а сделали это так, что его ось точно нацелили на центр Луны - по лунной вертикали. Построение подобной прямой - процесс сложный, в нем участвует целый комплекс специальной аппаратуры, которая в полете использовалась также и для проведения коррекции.
Одновременно начали измерять расстояние до поверхности Луны с помощью радиовысотомера. Когда до Селены оставалось всего 75 км, включился ракетный двигатель, погасивший скорость падения. Величина тяги по мере снижения регулировалась. Станция была сконструирована так, что аппаратура, отработавшая на траектории и не потребовавшаяся при торможении, отделилась от АМС. На Луну должна была сесть только автоматическая лунная станция (АЛС) с комплексом необходимой аппаратуры (весом 100 кг) для проведения исследований на планете.
Двигатель выключился в непосредственной близости от поверхности. В этот момент станция отделилась от тормозной установки. Тут же включился наддув амортизирующего устройства, которое, как кокон, укрыло всю АЛС, оберегая ее от удара о поверхность. Затем отделился и амортизатор, и на поверхности Луны раскрылся этакий "цветок" - лунная лаборатория, по форме действительно похожая на цветок с распустившимися лепестками. Эти "лепестки" несут двойную нагрузку: придают станции устойчивость и в то же время действуют как антенны. Когда "лепестки" раскрылись, спрятанная под ними телевизионная аппаратура "увидела" и передала на Землю первые в истории кадры лунной панорамы. В герметичном, овальной формы корпусе станции размещались радиоаппаратура, система терморегулирования, источники энергопитания.
Полет "Луны-9" имел принципиальное значение. Он не только позволил нам рассмотреть вблизи поверхность Луны, но и доказал, что посадка на нее вполне возможна, что никакая лунная пыль этому не помешает. Правы оказались сторонники "твердой Луны", в том числе и С. П. Королев. К сожалению, он ушел из жизни всего за три недели до этого триумфа советской космонавтики...