190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

190 лет со дня рождения Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина

12.01.2016

27 января (15 января по старому стилю) исполняется 190 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. "Ругающийся вице-губернатор", "медведь с душой младенца", "диагност общественных зол и недугов" - в таком диапазоне высказывались о нём его современники.

В русской литературной традиции Михаил Салтыков-Щедрин занимает то же место, что Вольтер во французской, Свифт в английской или Марк Твен в американской. Эти мастера социально-политической сатиры во многом и сегодня не потеряли своей злободневности, причем не только внутри собственных национальных культур. Салтыков-Щедрин, описывавший пороки любой власти "на материале" современной ему российской жизни, - здесь вовсе не исключение. В этом убеждена, например, Элизабет Шоре - один из немецких знатоков русской литературы 19-го века, профессор филологии Фрайбургского университета:

Мне интересен Салтыков-Щедрин, конечно, как автор 19-го века, но особенно - как автор, который с критическим юмором и острым умом обращается к обществу, точнее - к дефицитам общества. По этой причине он представляется мне очень актуальным писателем".

Дефициты общества – смысловые, ценностные, институциональные – Салтыков-Щедрин понимал, может быть, лучше многих из своих коллег. Во всяком случае, имел возможность наблюдать их масштабы с особой высоты. В биографии писателя есть примечательнейший факт. Этот желчный сатирик и политический памфлетист… был государственным чиновником, назначался вице-губернатором нескольких провинций России и вышел в отставку в славном генеральском чине действительного статского советника! Свое "раздвоение" - или удвоение? - писатель оформил псевдонимом, который со временем приклеился к его настоящей фамилии. Кстати, напоминая об этом, известный публицист Александр Гаврилов делает внезапный вывод:

Долгое время никакого писателя Салтыкова-Щедрина не существовало, а был публицист "Николай Щедрин" и был Михаил Салтыков – крупный общественный и государственный деятель, пребывавший на высоких чиновных постах. Жестко сатирическая позиция Щедрина-писателя удивительным образом совмещалась с работой Салтыкова в государственных ведомствах! Одновременно олицетворять и критиковать государство - вот такую, слегка шизофреническую, на мой взгляд, позицию выбрал Салтыков-Щедрин. И с ней и вошел в историю".

Среди русских классиков Салтыков-Щедрин был, пожалуй, наиболее плодовитым. Его полное собрание сочинений составляет 20 томов. Это романы, повести, сборники рассказов, "Сказки для детей изрядного возраста", критика и публицистика. В числе известнейших сочинений – роман "Господа Головлевы", история омерзительного разложения и гибели дворянского семейства. Этот едва ли не самый мрачный шедевр русской литературы имеет, однако, до сих пор вполне счастливую жизнь на театральной сцене.

Еще более известен другой шедевр Салтыкова-Щедрина: повесть-мистификация "История одного города", города Глупова. Это, может быть, самая обидная для россиян, доведенная до абсурда "картинка жизни страны". Салтыков-Щедрин критически обрушивается на массу непотребных, с его уже государственной точки зрения, вещей.

Здорово достается бюрократии, над которой писатель постоянно издевается, предлагая образчики различных установлений и бессмысленных указов для жителей города. А в них – и это характерная "бичующая" деталь у Салтыкова-Щедрина - почти законодательно закрепляется взяточничество. В этой связи поэт и филолог Константин Кедров замечает об "Истории одного города":

Эту книгу следовало бы написать, даже если бы там был один-единственный текст – "указ о правильном печении пирогов". "Всякий желающий испечь пирог да испечет оный с рыбой или с вязигою, после чего да вырежет лучший кусок и отнесет". И не сказано, кому именно "отнесет", и так понятно. Замечателен еще и перечень запрещений. Запрещается использовать в качестве начинки для пирога уличный песок, мусор, тряпки, веревки и так далее. А заканчивается все так: "но тут появилось на горизонте ОНО, и на этом история прекратила свое дальнейшее течение". Замечательную пародию на благостные хроники и труды многих историков написал Салтыков-Щедрин, потому что очень хорошо знал Россию!"

Как бы ни относиться к творчеству Михаила Салтыкова-Щедрина – ведь не любил же его, например, Александр Солженицын, называл "сплошной горчицей", - но в историю русской литературы он встроен накрепко. Перед ним Фонвизин и Грибоедов, Гоголь и памфлеты Достоевского. После него и благодаря ему – Ильф и Петров, Зощенко и Булгаков и, конечно, Андрей Платонов, написавший уже в советское время нечто вроде новейшей истории города Глупова – свой "Город Градов".

Салтыков-Щедрин привил русской литературе особый вид абсурдистского юмора, и за это ему особое спасибо от представителей постмодернизма. Как и от множества его героев, до сих пор гуляющих по российским и не только российским улицам и "по обыкновению не знающих, что с собой делать» и чего им больше хочется: «не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то взять бы да ободрать кого-нибудь"…

Источник: http://forum-history.ru/showthread.php?t=2762

К списку новостей