После заключения Порошенко экономической части договора об ассоциации с евросоюзниками и де-факто выхода из СНГ казалось, что Киев, перейдя в западную зону свободной торговли, начал пассивную торговую войну. Соглашение обнуляло экспортные пошлины и, казалось, вынуждало бывших партнёров к повышению таможенных пошлин на товары из этой страны. Но предложенная Москвой общая резолюция о новом режиме была отвергнута Советом Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК). Минск и Астана от санкций отказались, не увидев в украинских действиях опасностей для хозяйственной деятельности Таможенного союза.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: При экономической ассоциации Украины с Европой, в снятии торговых препятствий Москва видит угрозу в нашествии дешёвых европейских, под видом украинских, товаров. В качестве щита РФ решила воспользоваться шестым приложением к Договору СНГ о зоне свободной торговли. Оно позволяет лишить контрагента преференций, в случае, когда импорт увеличится так, что сможет нанести экономикам прочих участников ЗСТ ущерб. ☆★
Функционирующую нулевую пошлину для Украины было предложено заменить таможенным тарифом ВТО, 7-8%. О вероятности такого шага предупреждал и президент Путин, уведомляя о невозможности сохранить преференции для товаров из этой страны. Что делать теперь, после отказа партнёров? Принимать автономное постановление по защите своего рынка? Но граница стран ТС едина, как и таможенно-тарифная политика по отношению к третьим государствам.
При этом… ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Россия не ожидала отказа от сотоварищей, ведь до сих пор Минск всегда принимал сторону Москвы, запретив под различными предлогами ввоз украинского пива и конфет. Но эта продукция — далеко не полный товарооборот, в целом устраивающий страны ТС. Они по прогнозам попытаются не опускать торговые барьеры. Ещё год-два назад Украина занимала второе место по товарообороту с государствами СНГ, до сорока процентов, около $50 млрд. К тому же, цель того же Казахстана — тоже вступить в ВТО. ☆★
Как России не допустить вероятного реэкспорта европейских товаров? Ужесточить требования к продукции? Первые шаги в эту сторону сделаны. На российско-белорусской границе появились КПП, где проверяется транспорт, требуя с водителей документы о происхождении товара. И если они с Украины, тогда, несмотря на то что они — собственность белорусских фирм, то товары в Россию не пускают. Однако будут ли введены комплексные меры, или наша власть ограничится только этим? И не преувеличена ли угроза реэкспорта?
В Соглашении о ЗСТ прописаны нормы происхождения товара, по которым он признаётся украинским, только если подвергнут серьёзной переработке в этой стране. И сейчас при пересечении границ ЕАЭС товар облагается пошлиной в зависимости от страны, где он произведён. Если — в Европе, то с изделия будет «снята» повышенная ставка. Кроме того, эксперты уверены, что любые санкции — палка о двух концах, и если наказывать Украину за евровыбор, то следует понимать, что это может обернуться и потерями для собственной страны .
Если РФ введёт санкции без согласования с партнёрами, не ударит ли это по Таможенному, да и Евразийскому союзу? Как строить политику, чтобы этого не случилось? Насколько велика опасность перетекания дешёвого импорта без установки таможенных барьеров? Угроза, конечно, имеется, но, на взгляд ряда экспертов, она не очень велика. По крайней мере, никто всерьёз не просчитал возможные потери.
При этом всегда остаётся крайний вариант: угроза закрытия Таможенного союза. Готов ли к такому Лукашенко? Экономические отношения Минска с Москвой теснее, чем с Киевом. Чем ответят белорусские власти на возможный жёсткий ультиматум, есть ли у них реальный выбор?
Чтобы остановить потоки украинского реэкспорта, следует сначала зафиксировать факт недопустимого демпинга. После этого не стоит заниматься поиском устраивающих всех решений, у РФ есть процедуры для защиты своих предприятий. И в рамках ВТО, и в рамках ТС. Потенциальный комплекс легитимных мер противодействия не исчерпан. Прежде всего, необходимо провести консультации между РФ, ЕС и Украиной для нахождения взаимоприемлемого решения.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В Киеве просчитан вероятный ущерб от сокращения экономических связей с Москвой, он оценён в $ 33 млрд. ежегодно. По другим выкладкам минус для Украины в случае прекращения (почти полного обнуления) экономических отношений с РФ может достигнуть 20% ВВП. ☆★
Но полным разрывом связей дело, наверное, всё же не закончится: отрицательный эффект будет иметь двусторонний характер. В ВПК работают в сотрудничестве свыше 240 предприятий с обеих сторон. Чтобы заменить эти товарные потоки, по расчётам вице-премьера Рогозина, потребуется около трёх лет, что скажется и на многом другом. И каковы в итоге могут быть общие потери России, просчитать непросто.
Всё-таки, наверно, следует искать другие формы переговорных процессов, учитывая интересы всех сторон и новую геополитическую реальность, а также надеяться на взвешенную, более конструктивную позицию нового руководства ЕС. Нужна «перезагрузка» отношений, чтобы избежать непоправимого ущерба.
Но, конечно, главное условие нового сотрудничества РФ – ЕС – Украина — это нормализация ситуации на самой Украине, переговоры Киев — Новороссия, конституционная реформа, выборы в Раду. Смогут ли киевлянские власти обеспечить всё это? Сейчас вряд ли, слишком велико влияние на них американских «друзей», которые пытаются всеми силами помешать созданию оси Берлин – Москва – Пекин.
А вот что будет, когда потомки древних укров начнут замерзать без российского газа? Впрочем, «Нафтогаз» уже наворовал в полтора раза больше, чем нужно на отопительный сезон, так что шансы какое-то время продержаться у Украины есть, но не долго, в лучшем случае — до весны.
Что же решат наши власти? Как уговорить партнёров: выгодными уступками или ультимативными требованиями, если, конечно, отказ Белоруссии и Казахстана, не согласованная с Москвой политика для внешнего (европейско-американского) пользования?
Вообще-то многим известно, что Лукашенко славится умением наводить тень на плетень, так что подоплёка событий может быть совершенно иной, никак не связанной с Украиной. В любом случае, хотелось бы, чтобы наш президент не брал пример с Обамы, и при вводе различных ограничений импорта руководствовался экономикой, а не политикой, чтобы не пострадали отрасли, в которых будет проведено импортозамещение.
Но пока горячиться не стоит. Возможно, жёсткие меры России не потребуются в принципе, ведь меняется и точка зрения ЕС. Так канцлер Германии Меркель после подписания соглашения с Украиной отметила, что нужно скорректировать условия создания ЗСТ Украина – Евросоюз с учётом российских интересов, и после переговоров с нашими властями. Так что, ряд экспертов убеждён, что украино-европейская зона свободной торговли будет видоизменена так, чтобы не препятствовать ЗСТ СНГ – Украина.