Станет ли ВТО инструментом защиты России от цивилизованного мира?

Назад

Вводимые цивилизованным миром против российских компаний санкции идут вразрез с нормами ВТО. И Россия открыла новую страницу в юриспруденции, приняв решение опротестовать эти запреты в профильном суде, начав процедуру обжалования принятых мер и направив в ВТО коммюнике о неисполнении США их торговых обязательств. Об этом поведал премьер Медведев участникам Международного юридического форума. Американские запрещения формируют во внешней торговле негативные последствия, что и принудило нас защищаться цивилизованно. Поможет ли? Есть ли хоть минимальная перспектива выиграть тяжбу?

Взвесить потери и перспективы для отечественной экономики от введенных ранее санкций против отдельных компаний непросто из-за неполной прозрачности внешнеэкономических договоров. Кроме того, не следует исключать потенциальные неустойки в отношении российских предприятий за недовыполнение договоров. Помимо этого, есть и упущенная выгода от контрактов, которые, возможно, заключили бы стороны в «мирное» время.

Эксперты уже видят макроэкономические последствия санкций для нашей страны. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Американские санкции замедлили рост экономики России, довольно заметно снизив ВВП, — по некоторым оценкам, — на 2%. Существенно увеличился отток капитала, снизились инвестиции. Обратной стороной этой меры стал удар и по Европе. ☆★ Чего, видимо, и добивался Вашингтон.

Конечно, апелляция к суду ВТО потерянного не вернёт, но её цель — следующая победа России, по меньшей мере, моральная. В верхах осознают, что процесс против США будет непростым, так как оппонент обладает в ВТО существенным авторитетом. Но почему бы не воспользоваться предусмотренным механизмом? Да и решение суда позволит понять непредвзятость данного юридического органа.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Инициативы США, по мнению российского премьера, идут наперекор нормам самой Организации, ущемляя права сторон, нарушая прямое запрещение ГАТС и ряда финансовых обязательств ВТО. Ведь вступление в Организацию не просто так открывает рынок всем членам. Прописанные режимы: наибольшего благоприятствования и национальный, дают гарантии, что другие страны не смогут применять действия, ухудшающие положение местных производителей в сравнении с экспортёрами. ☆★

Не все санкции — нарушение законов ВТО, а лишь направленные на определённые банки и предприятия, например «наказание» банка «Россия» и лишение РФ торговых льгот в русле генеральной системы преференций реально попирает нормы Всемирной Организации. Её правила не выполняются по ряду пунктов ГАТС. Они ведут к дискриминации по отношению к поставщику финансовых услуг, ограничивают его доступ на рынки, когда это не несёт угроз безопасности.

США для доказательства обоснованности санкций, видимо, сошлются на статьи ГАТС, предоставляющие членам ВТО права на отступления от режима наибольшего благоприятствования услугам по соображениям безопасности. То есть, ответчик для оправдания своей позиции может заявить, — он счёл, что банк субсидировал события в Крыму. Тогда бы это соответствовало уставу ООН, и это смогло бы удовлетворить суд.

Цель России — подготовиться к подобным аргументам, поддержать чистоту финансовых потоков одноимённого банка, указать на международное право, по которому односторонние механизмы применения принудительных мер, игнорируют устав ВТО. Также постановление отдельной страны о введении санкций должны быть согласованы с СБ ООН.

Конечно, сложностей не избежать, — осознают в правительстве. Ведь, прежде всего, Россия — первопроходец в оспаривании через ВТО санкционных мер США, одного авторитета которых достаточно, чтобы склонить чашу весов на их сторону. Кроме того, наш оппонент давно набил руку в судебных спорах в Организации, оброс связями.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: С момента основания ВТО за 19 лет Штаты возбудили около ста торговых споров, почти четверть от всего числа процессов. В свою очередь против США было заведено более ста дел, и почти в сотне слушаний они выступали как третья сторона. По статистике американцы подобные суды выигрывают куда чаще, чем их оппоненты. ☆★

У России же опыта почти нет, в то время как, США уже учат юристов, чья специальность — суды в ВТО. Принесёт ли успех привлечение чужеземных специалистов? Тем более, санкции поддержаны ЕС, а, следовательно, справедливый суд может только сниться, но… надо учиться, изучать возможные варианты развития событий. Вряд ли российский премьер будет просто так, впустую, бросаться словами. Тем более, ситуация такова, что негативный результат вполне ожидаем, нейтральный — возможен, а положительный — достижим. То есть, в проигравших мы, как бы то ни было, не окажемся.

ВТО будет вынуждена отреагировать на жалобу: либо отказаться от её приёма к рассмотрению, сославшись на конфликт вокруг Украины, то есть — форс-мажор. Либо жалоба будет рассмотрена, тогда вероятность победы России имеется. Принесёт ли это пользу, кроме репутационной? Даже если нет, в любом случае, и этого будет достаточно.

Следует отметить, что РФ инициативно используя своё членство в ВТО, оспаривает ограничительные меры против отечественных компаний. До присоединения России к ВТО (декабрь–2011) против нашей страны действовало свыше ста ограничительных мер, за девять месяцев их число сократилось до 73-х. И этот аргумент стал одним из основных в споре о смысле вступления во Всемирную Торговую Организацию. Правда, членством в Организации воспользовались и в ЕС, для продавливания своих интересов. Но здесь уж насытился тот, кто поспел.

В частности, в 2014-м РФ инициировала крайне важное для нашей экономики судебное разбирательство в арбитраже ВТО. Противная сторона — ЕС, предмет рассмотрения — энергокорректировки. Евросоюз на протяжении 20-ти лет несправедливо инкриминирует отечественным компаниям демпинг, не допуская их на свои «открытые для каждого» рынки.

МЭР, вооружённое выкладками отечественных промышленников, подсчитало потери компаний, которые достигали полумиллиарда долларов в год, чтобы доказать неправоту ЕС в зале суда. Самый существенный ущерб введённые антидемпинговые меры нанесли российским производителям разнообразных изделий из стали, труб, ферросплавов, удобрений, алюминиевой фольги и даже… канатов. Среди пострадавших назывались заводы, входящие в «Мечел» и «Северсталь», другие крупные заводы отрасли.

Так что, ВТО — оружие обоюдоострое, и надо учиться использовать его в своих национальных интересах. Хотя это и не просто, и потребует от наших властей серьёзных усилий, но, как говорится, если долго мучиться, что-нибудь получится. А то ведь, под лежачий камень вода не течёт, особенно, если камень этот — ВТО.