Льготы минус, налоги не плюс

Назад

Немало споров по взносам в казну возникло в связи с новым предложением Минфина. Судя по всему, по совету неравнодушных людей в министерстве занялись весьма длинным перечнем льгот и привилегий, количество которых, на взгляд авторов, превышает допустимое. В том числе и с этого пересмотра, уверены финансисты, нужно начинать корректировку налоговой политики, которая будет действовать в ближайшие годы. Но далеко не все инициативы финансового ведомства были приняты с распростёртыми объятиями. Ряд положений оспаривался другими ведомствами, предпринимателями, экономистами.

С точки зрения главы финансового ведомства Антона Силуанова, выступавшего основным докладчиком совещания в правительстве по налоговой политике и её направлениям ближайших лет, ею в последние годы не преследовалось фискальных целей.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Министр отметил, что повышения налоговой нагрузки не было в планах правительства страны до 2017-го. А потому основной акцент был смещён на шлифовку порядка взимания взносов в казну, а, кроме того, на стимулирование экономики при их помощи. ☆★

С инициативами по Основным направлениям налоговой политики (ОННП) на период 2015-17 выступал и бизнес, и всевозможные эксперты, и работники профильных ведомств. Накопилось таких предложений немало, и именно поэтому потребовались их дополнительные обсуждения.

Был предложен открытый формат обсуждений ОННП, и подобная форма совещания всеми признана очень важной, что отметил Михаил Абызов, глава ведомства по связям с Открытым правительством.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В Минфине уверены, что совершенствование налоговой системы страны имеет своей составной частью инвентаризацию налоговых льгот. В ведомстве проанализировали этот вопрос и получили следующий результат: всевозможные льготы лишают бюджет нашей страны без малого двух триллионов рублей. Причём, больше половины из указанной суммы проходят по компетенции местных и региональных бюджетов. ☆★

Вот уж действительно: просчитали — прослезились. После получения этих выкладок в конце прошлого года Минфином и было предложено проведение инвентаризации действующих преференций, а также тщательная проверка их эффективности. Предоставление же новых фискальных льгот, по мнению финансового ведомства, следует сопровождать отменой предложенных ранее послаблений. Кроме того, ряд специалистов уверен, что срок действия любой льготы должен быть продуман и, возможно, ограничен. И, более того, в случае, когда эффективность рассмотренной уступки бюджета под вопросом, — её вообще следует отменить.

Также подробному анализу подвергся налог на имущество физлиц. Глава Минфина констатировал, что в ведомстве считают, в течение пяти следующих лет следует совершить переход к кадастровой основе налогообложения. Силуанов озвучил мнение экспертов, что действующая ныне система порой провоцирует злоупотребления со стороны собственников.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Результатом проведённого анализа стало предложение: оставить право на получение льгот только по одному жилью. И, возможно, даже для этой категории налогоплательщиков следует определить социальные нормативы той жилой площади, которые не следует облагать налогом. ☆★

Предложения ведомства касались, в том числе, и налогообложения доходов от продажи квартир. В настоящее время собственник не платит налог в том случае, когда жильё реализуется после владения им в течение трёх лет. Инициатива Минфина в этой области заключается в следующем: оставить льготу лишь при продаже «единственного жилья».

Используя сегодняшнюю преференцию, по словам Силуанова, некоторыми гражданами выстраиваются «целые бизнес-процессы». Поэтому проще санкционировать продажу жилья без налога сразу по получении документов. Но лишь в случае, когда это — «последнее пристанище», а не одно из многочисленных в перечне личных квартир.

Впрочем, с подобной инициативой были согласны далеко не все. И противоположное мнение было озвучено главой бюджетного и налогового комитета Думы Андреем Макаровым. Адвокат по образованию уверен, что введение выражения «единственное жилье» не совсем корректно, и что здесь никакого злоупотребления налоговой преференцией он не видит.

Юрист уверен, что трёхлетнее ожидание не позволяет использовать продажу дома в качестве постоянного бизнеса. Возможно, по мнению Макарова — следует поставить вопрос об увеличении срока ожидания до четырёх, а, может быть, и до пяти лет. Однако он уверен, что использование концепции «единственного жилья» является некорректным.

В то же самое время собственные, уже проработанные инициативы были представлены Федеральной налоговой службой, её главой Михаилом Мишустиным. В их числе: законодательно закрепить понятие «личный кабинет» в качестве официального канала связи фискальных органов с налогоплательщиком. Другое важное предложение — внедрить два института: налогового консультирования и предварительного разъяснения.

Разъяснения можно будет получить до заключения планируемых соглашений или договоров в налоговой консультации. Они будут касаться того, что может стать следствием рассматриваемой сделки. Кроме того, глава ФНС убеждён, что необходимо введение новой формы налогового контроля. Ею, по замыслу ведомства, станет «горизонтальный мониторинг».

Данный метод изобретён в Голландии и заключается в том, что предприятие заранее открывает фискальным органам всю информацию, делая её прозрачной. В результате этого компания снимается с большинства проверок. Этот вариант имеет целый ряд преимуществ для законопослушных налогоплательщиков и может упростить им жизнь.