Взгляд на соцнормы: верхи не готовы, низы не согласны

Назад

Правительством принято решение пока отложить ввод в действие водяных, газовых и тепловых соцнорм, оставив их лишь в электроэнергетической сфере. Причина того, что потребности россиян пока не ограничат, вовсе не в заботливости властей, а в банальной технической неподготовленности к переходу, неоснащённости всех квартир датчиками учёта данных услуг. А вот датчиками электроэнергии оборудованы более 90% жилых помещений. Когда же внедрять электронорму, должны решить на местах. Пока с лета этого года срок перенесён на два года.

По соцнорме на электричество получены противоречивые итоги регионального эксперимента и решено не торопиться. Регионы должны решить самостоятельно, когда на местах начнут работать новые правила.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Подписано распоряжение, исключающее введение социальных норм потребления по водоснабжению, отоплению, газоснабжению. Правительство сочло введение этих соцнорм преждевременным, так как жилые помещения недостаточно оснащены приборами учёта. ☆★

Поставить водные датчики — вопрос времени. С тепловыми не так просто. В стране немало домов старого жилфонда, где используется вертикальная разводка теплоснабжения, подходящая для монтажа счётчиков тепла лишь после дорогостоящей подготовки, что экономически нецелесообразно.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По информации Росстата, к середине 2013-го, оснащенность жилищ индивидуальными датчиками воды составила лишь 57,5%. Пилотный же проект по вводу электроэнергетических соцнорм выявил, что успешное внедрение новой системы определяется минимальной 80-процентной оснащённостью приборами учёта. В противном случае проект ждёт провал. ☆★

Довод против быстрого ввода соцнормы в водоснабжении — перекрестное субсидирование в данной сфере. Точнее, его отсутствие. В прочих же сферах оно существует.

Принятое правительственное распоряжение не подразумевает полный отказ от идеи соцнормы. Вероятно, норма на воду будет введена позже. Иначе, зачем бы Кабмин поручил Минстрою, МЭР, Минфину, Минэнерго, ФСТ до ноября продумать возможность быстрого оснащения всех квартир водяными датчиками?

По результатам эксперимента с соцнормой по электричеству перекрёстное субсидирование (ПС) в области электроснабжения снизить удалось. В субъектах, участвовавших в эксперименте, оно сократилось практически на три миллиарда рублей. При этом общий итог эксперимента спорен, ибо неясно, почему не подешевела продукция для потребителей, если энергетические затраты промышленности снизились. Хотя, бесспорно, нагрузка на бизнес понизилась.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Перекрестное субсидирование — механизм, сложившийся в 1990-е с целью социальной защиты граждан, который применяется лишь в РФ. Он искусственно снижает тарифы для населения с одновременным их повышением для предприятий. То есть, бизнес частично платит за население. В итоге расходы на электроэнергию перекладываются на потребителей, но уже в цене продукции. Однако этот механизм снижает конкурентоспособность предпринимателей. ☆★

Подобный принцип действовал и во времена СССР: промышленность отдавала за 1 кВт/ч электроэнергии 2 копейки, обычные потребители — вдвое больше. Однако такое соотношение цен объяснимо, ведь себестоимость обеспечения электроэнергией промышленных объектов, присоединённых к сетям с высоким уровнем напряжения существенно ниже, энергоснабжения населения на низком напряжении.

Быстро ликвидировать ПС нельзя, это весомо увеличит платежи граждан. Соцнорма же снизит ПС без социальной напряженности. Низкий тариф будет применён лишь к установленному объёму электроэнергии, прочее потребление будет оплачено по реальной цене. Это поможет снизить объёмы перекрестного субсидирования.

Снизится ли плата за ЖКУ в итоге соцнорм для большинства населения? Ответ исследований противоречив. ★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В экспериментальных регионах в рамки введённых норм по электричеству уложились от 70-ти до 90 процентов домохозяйств, платя за электричество по пониженному тарифу. Экономить удавалось немного, в среднем по 50 рублей в месяц. Переплата «непоместившихся» некатастрофична, порядка 75 рублей. ☆★

Но не везде с помощью соцнорм удалось добиться понижения стоимости электроэнергии. Хотя, конечно, данная мера помогает решить проблемы энергосбережения, стимулируя экономных к выключению приборов, приобретению энергосберегающих лампочек. Да, они дороже, но потребляют в 5-10 раз меньше энергии и работают, как считается, куда дольше. Рачительные хозяева и в подъездах ставят энергосберегающую систему освещения, снабжённую датчиками движения.

Ещё один шаг рачительных потребителей: отказ от некоторых привычных бытовых приборов. Базовая величина соцнормы исчисляется всеми регионами по своим формулам. Но учитываются, одиноко ли проживает гражданин или с семьёй, в доме с газом, или с электрическими плитами. Надбавки на каждого следующего проживающего установлены экспертным анализом статистики потребления. Но и без анализа ясно, что в крупных городах, особенно в мегаполисах, величина соцнорм должна существенно отличаться от среднероссийской.

На взгляд федеральных властей, 70% населения должны уложиться в социальную норму. Эксперты уверены, что не выйти за грань норм, можно, следуя их советам. Главный — соблюдать азбучные правила энергосбережения, выключать свет, покидая помещение. При традиционном комплекте электроприборов один обыватель потребляет ежемесячно в среднем 83,4 кВт/ч или на 35 кВт/ч больше с электроплитой.

Обычный, на взгляд экспертов, комплект приборов таков: свет, холодильник эконом-класса, телевизор, автоматическая 6-килограммовая стиральная машина, микроволновка, стационарный компьютер с монитором, литровый электрочайник, стационарный телефон, пылесос, часы, плюс зарядки для гаджетов. Такой набор электроприборов даёт для семьи из 4 человек расход 152,4 кВт/ч (214,4 кВт/ч с электроплитой). При этом за второго и более проживающих установлены надбавки к базовой норме.

Добавочные холодильники и компьютеры, кондиционеры и тёплые полы, посудомойка и джакузи, кухонный комбайн и прочая утварь, не позволяет «уместиться» в социальную норму потребления. Ежемесячно расширенный набор «съест» за месяц порядка сотни дополнительных кВт/ч. Впрочем, замысел властей логичен - комфорт стоит денег. То есть, за «продвинутый» набор приборов состоятельный гражданин, способен оплачивать «свет» по повышенным расценкам. А если на это не хватает средств, то тогда нечего лезть в «обеспеченные». Вот такой вот получается рынок, мать его через колено.