Правительственная песнь о стабилизации и приватизации

Назад

Подведены итоги ушедшего года в отечественной денежно-кредитной политике, поставлены задачи на ближайшее будущее. В числе ключевых — поддержание запаса прочности банковского сектора, стабильность налогообложения и стремление не отказываться от приватизационных планов. Они были оглашены на правительственном заседании по развитию банковской системы. Прошлогодняя динамика в целом признана «нормальной». Был отмечен положительный эффект объединения регулирующих полномочий под эгидой Центробанка. Отмечен рост активов на 16 процентов, их объём превысил 57 триллионов рублей.

В плюсе также находится ряд иных индикаторов: прибыль, кредитный портфель, капитал. Ещё один позитивный результат — постепенное исчезновение недобросовестных кредитных учреждений, то есть, проходит плановая процедура естественной, — ну, или почти естественной, — очистки рынка.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Премьер выразил уверенность, что важнейшее, что нуждается в стабильности, — это кредит доверия всех пользователей отечественной банковской системы. Принимаемые меры в целом позволяют поднимать планку конкурентоспособности отечественной банковской системы. ☆★

К успехам отнесено и не раз обсуждавшееся на предыдущих совещаниях понижение риска перегрева рынка потребкредитования. Премьером отмечено, что это стало следствием принятых регулятивных мер и консервативной стратегии ключевых участников рынка. Зафиксировано улучшение структуры кредитования физлиц, снижение темпов прироста необеспеченных кредитных портфелей, расширение важных видов кредитования. К ним отнесены ипотека, автокредитование.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: В июле вступает в действие федеральный закон №353, регулирующий потребительские кредиты. Это даёт правительству надежду на дальнейшую нормализацию рынка. ☆★

Кабмин понимает, что экономика в целом, тем не менее, находится в непростом положении. Кроме общеэкономических вызовов, имеющих внешнее и внутреннее происхождение, выросли и политические риски. Это, несомненно, требует более внимательного подхода к приятию решений. В правительстве отмечают, что осознают свою задачу — сделать прочней отечественный банковский сектор.

★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: Банкиры подняли проблему ликвидности. По словам главы финансового ведомства, создалась обстановка, когда Центробанк был вынужден изымать рубли, продавая валюту. Данный вопрос стал чувствительным, и правительство совместно с Центральным банком ранее подготовило меры по снабжению коммерческих банков средствами такого рода. И к концу 2014-го валовой объём денежных остатков на счетах Федерального казначейства будет менее двухсот миллиардов рублей. Тогда как в прошлые годы он достигал даже триллиона рублей. ☆★

Регулятор готов к поддержке банков. Для этого созданы программы рефинансирования на срок до 3-х лет под инвестиционные проекты с высокой эффективностью. В этот ряд отнесут проекты как обеспеченные гарантиями, так и без таковых, с возможностью субсидирования проектов под государственные контракты и даже под высокоэффективные коммерческие проекты. Это даст банковской системе больше возможностей и должно удержать стоимость кредитов, а потому, и величину ставок на банковском рынке.

Однако, какие-либо исключительные дополнительные шаги власти на данном этапе совершать не намерены. Капитала в стране хватает, и Минфин считает, что не следует менять подходов, заложенных в бюджете при расчете доходов от прибылей госкомпаний, включая депозитно-кредитные организации.

Также Дмитрием Медведевым было предложено обсуждение основных направлений налоговой политики на период 2015-17. На заседании решили продлить прописанный в них подход на 2018-й год. При отсутствии чрезвычайных ситуаций, выполнении правительственных планов, власти не намерены увеличивать налоговую нагрузку. Это означает, что обязательства, взятые на себя кабмином в 2012-м, будут выполнены.

Все инициативы Минфина, способные привести к увеличению фискального бремени, были отклонены. Не поддержаны предложения экспертов по повышению налога на добавленную стоимость. Отказано в поддержке и предложениям об увеличении до уровня НДФЛ налогообложения дивидендов. Девятипроцентная ставка, уверены власть предержащие, по выплате дивидендов должна сделать российскую юрисдикцию привлекательней в пору перерегистрации в России иностранных компаний.

Принятые на совещании у премьера решения в целом позитивны для бизнеса, так как самое основное — стабилизация налогового бремени даже в непростой экономической ситуации, считает первый вице-премьер. Это касается и наполнения федерального бюджета. Также было отмечено, что никакие движения на рынке капиталов, ни положение в глобальной экономике не заставит правительство менять планы приватизации на ближайшие годы. Даже если продавать предприятия будет сложнее, список их не изменится.

Был затронут и вопрос о санкциях. Отмечено, что невзирая ни на что, в том числе на ситуацию вокруг Украины, иностранные банки не отказываются от сотрудничества с РФ по приватизации. Власти не объявляли о мерах по остановке работы с финансово-кредитными организациями с иностранными капиталами. Те, кто работает с Россией, выполняют обязательства, не хотят прекращать сотрудничество и, соответственно остаются для нас желанными партнерами.

Первым вице-премьером расставлены патриотичные акценты по приватизации. Приоритетная площадка для таких сделок — Московская биржа. Он не видит серьёзных доводов, способных склонить правительство на сторону зарубежных бирж.

Тем не менее, вопрос о приватизации не так прост. Если в стране хватает активов, то в чём цель проводимой приватизации? Что она должна дать населению России? Судя по происходящим в мире событиям в пору говорить о планах по национализации промышленности. Однако в правительстве до сих пор продолжают крутить одну и ту же заезженную пластинку с песнью о приватизации. Может, стоит оглядеться вокруг, мир-то ведь меняется. Не пора ли и правительству меняться пока его не поменяли.

Впрочем, может быть, причины приватизации объяснили до нас?