В круг обязанностей коммунальных неплательщиков будет введена новая: гасить свои задолженности по ЖКХ с процентами, до 17% годовых. Эта цифра соответствует жёсткой «норме возмещения» потребительского кредита. Предполагающий подобные модификации законопроект, преумножающий ответственность за промедление с оплатой бытовых услуг, вскоре попадёт на рассмотрение в Госдуму. Службы, утомлённые выбиванием долгов у пользователей, солидаризируются с авторами. При этом продолжается спор столичных властей с ФСТ по повышению электротарифов, обусловленному временем суток.
Ужесточающий негативные последствия за коммунальные неплатежи билль получил правительственное одобрение, — отметили в строительном и коммунальном ведомстве. В этом законопроекте предложено значительное увеличение размера пени за несвоевременный платёж. Предлагается поднять штраф за просрочку до одной 170-й ставки рефинансирования ЦБ от суммы задолженности по услугам ЖКХ за каждый день пропуска установленного срока.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: При принятии нового законопроекта не просто уйдёт в прошлое ныне действующий механизм расчёта денежного взыскания, но и размер пени превысит 17% годовых. А это соответствует ставкам по потребительским кредитам. ☆★ То есть, недобросовестным потребителям бытовых услуг надо готовиться к выплате долга с коммерческими процентами.
Помимо всего прочего, за нарушение потребителем предусмотренных нормами сроков исполнения коммунальных обязательств разработчики проекта предлагают запрещать проведение должниками каких-либо сделок с недвижимостью. Также предлагается упрощение порядка взыскания задолженности. Работники министерства уверены, что отстаиваемая ими корректировка закона даст коммунальщикам право отключить клиенту любую коммунальную услугу на их усмотрение при наличии малейшей задолженности по платежам ЖКХ.
Планы властей — дальнейшее ужесточение требований ко всем участникам рынка, в том числе и к потребителям. А законодатели намереваются принять все меры по борьбе с несвоевременной оплатой окончательно до конца 2014-го. Процесс разработки документа — на заключительной стадии, и вскоре он поступит в думу для рассмотрения.
Действительно, воззвания к ответственности за исполнение установленных обязательств по платежам за счета по ЖКХ приносят куда меньше пользы, чем жёсткое наказание рублем, которое, как надеются авторы документа, сможет дать конкретные результаты.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: По отношению к предприятиям, осуществляющим деятельность в коммунальной сфере, и ныне действует комплексная система мер наказания за низкокачественное оказание услуг. И взыскания эти становятся всё жёстче. ☆★ И потому работники отрасли считают введение «ответных санкций» в отношении пользователей справедливым решением. Они убеждены, что это положительно повлияет на качество и своевременность предоставляемых услуг.
Работники управляющих компаний, безусловно, выступают за ужесточение штрафов за коммунальные долги. Но не все из них за доведение пеней до точки потребительских кредитов, считая данный шаг бесперспективным. На самом деле, такое взимание штрафов с жильцов будет возможно лишь по судебному решению. Коммунальщики отдают себе отчёт, что сами тяжбы, как и процесс дальнейшего взыскания — непредусмотренные статьи расхода. Не говоря уже о потере времени.
Многие специалисты считают, что сколь бы жесткими не стали санкции в отношении недобросовестных потребителей, это никак не улучшит платёжную дисциплину россиян. Ныне средняя коммунальная задолженность, — а в ряде регионов должник — каждый пятый, — достигает уровня 20 000 рублей. Это переводит их в разряд «безнадёжных». И эти пассивы увеличиваются не только по причине низких доходов россиян. Порой они — следствие упрямства тех жильцов, которые не приемлют действующих тарифов, открыто заявляющих, что не станут оплачивать коммунальных счетов принципиально.
Ряд юристов считает, что ограничение прав должников по ЖКХ на проведение всевозможных сделок с недвижимостью недопустимо. И введение таких мер поставит тех, кто поставляет бытовые услуги, в привилегированное положение по отношению к другим возможным кредиторам этого должника.
Адвокаты указывают на отсутствие логической увязки в предлагаемой инновации: указанные долги возложены на самого должника, а вовсе не «привязаны» к той жилплощади, которую он занимает. Подобные меры неосновательны и по экономическим соображениям: так как продажа недвижимости в некоторых случаях может позволить рассчитаться по долгам. А вот приостановление какой бы то ни было коммунальной услуги по причине просроченной оплаты с юридической точки зрения не вызывает споров.
А тем временем, столичные власти продолжили дебаты с «антинародной», по их мнению, политикой Федеральной службы по тарифам (ФСТ) ввиду требований последних об умножении (если не сказать, «возведении в степень») электротарифов для «конечного потребителя с нынешних 25% до 293-х (!) процентных пунктов.
★☆ Из электронного архива ОВИОНТ ИНФОРМ: ФСТ ультимативно потребовала привести столичные тарифы согласно изданным в 2004-м году методическим указаниям. При этом обращение московских властей к ФСТ и к горожанам было выдержано в более спокойных тонах, что не снизило остроты существующих проблем, выводящих ситуацию за рамки бюрократической переписки двух органов власти. ☆★
Из данных, приведенных в письме, любой может сделать вывод, что запросы ФСТ и сам подход службы к тарифному регулированию идут вразрез с городской политикой последних лет, стимулирующей население к экономии и своевременной оплате. Энергопотребление в столице, как и в других крупных городах, составляет весьма значительную величину.
Например, установка и работа «многозонного счётчика» вызывает немало вопросов. При этом понятно, что он позволяет перенести часть энергопотребления на те часы, которые получили название «непиковые». Московские власти сделали в этом направлении немало шагов, и это не просто посодействовало экономии энергоресурсов, выравниванию графика почасового потребления, оптимизировало столичную энергосистему, но и привело к реальному, — почти на треть, — снижению расходов горожан на электроэнергию.
Кроме того, требования ФСТ, по мнению столичных властей, проведших взвешенный анализ проблемы, нанесёт ощутимый удар по не самым состоятельным москвичам, что чревато острыми социально-экономическими последствиями. И, в довершении всего, — к снижению темпов развития экономики.
Конечно, платить за оказанные услуги надо. Но, во-первых, эти услуги действительно должны быть оказаны, во-вторых, население должно иметь финансовые средства для оплаты, и об этом должно позаботиться, в том числе, государство за счёт развития экономики регионов, создания рабочих мест. В-третьих, тарифы должны быть разумными и экономически обоснованными, идти на развитие инфраструктуры и повышение качества услуг ЖКХ, а не в чей-то карман.